Диагностическая программа логопедического обследования детей (1 - 4 кл.)
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Диагностическое обследование логопедом детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_diagnostiki_logopeda.doc | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тарбагатайская СОШ»
Программа логопедического обследования младших школьников (с 1 по 4 классы)
Составитель: Давыдова Н. А.,
учитель-логопед
Тарбагатай 2020
Содержание
стр. | ||
I | Пояснительная записка …................................................... | 3 |
II | Обследование состояние общей моторики …................... | 7 |
III | Обследование произвольной моторики пальцев рук …. | 8 |
IV | Обследование состояния органов артикуляционного аппарата …...........................................................................
А.Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата................................................. Б. Обследование мимической мускулатуры …................. | 9 9 10 11 11 |
V | Обследование фонетической стороны речи ….................
| 12 12 13 |
VI | Обследование слоговой структуры слова …..................... | 14 |
VII | Обследование состояния функций фонематического слуха...................................................................................... | 15 |
VIII | Обследование звукового анализа слова............................. | 16 |
IX | Обследование понимания речи........................................... | 17 |
X | Обследование активного словаря....................................... | 19 |
XI | Обследование грамматического строя............................... | 20 |
XII | Обследование связной речи................................................. | 22 |
XIII | Обследование чтения........................................................... | 23 |
XIV | Обследование письма........................................................... | 25 |
XV | Логопедическое заключение .............................................. | 27 |
XVI | Приложения .........................................................................
| 28 28 34 35 |
XVII | Список используемой литературы..................................... | 37 |
I Пояснительная записка
Одним из центральных мест в системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста занимает оценка речевого развития ребенка.
Диагностическая программа рассчитана для детей младшего школьного возраста с 1 по 4 классы. Может использоваться в рамках ПМПК, а также на этапе логопедического обследования в ОУ.
Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на эту картину.
- Логопедическое обследование состоит из 3 этапов:
1) подготовительный
2) основной (диагностика)
3) заключительный
1 этап. Подготовительный
Состоит из ознакомления с документами, беседы с родителями, подготовке к диагностике.
- Ознакомление с документами (педагогические, медицинские).
- Выяснение моторного, речевого, психического анамнеза. Данные заполняются заполняются со слов родителей (законных представителей) и на основании представляемой документации.
Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).
Примерная схема. Общие сведения о ребёнке
- Ф.И.О
- Дата рождения
- Состояние органов слуха
- Данные окулиста
- Раннее психомоторное развитие:
- когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками
- когда начал держать голову:
- когда стал самостоятельно садиться, ходить
- когда появились зубы
- поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал)
- появление навыков самообслуживания
- Речевой анамнез:
- Гуление (время появления)
- Лепет (время появления)
- Первые слова, фразы (время их появления и характеристика)
- С какого времени замечено нарушение речи
- Речевая среда, в которой рос ребенок
- В беседе с родителями следует уточнить и дополнить сведения, полученные из документации. Важно определить, как родители оценивают состояние и прогноз развития ребенка, какие ожидания от предстоящей диагностики. Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка.
- Подготовка диагностического материала. От степени речевого нарушения зависит отбор методик, технологий, которые использует учитель-логопед в период обследования. Диагностический материал (картинки, игрушки)
- заранее подготовить:
- бланки для заполнения результатов логопедического обследования;
- бланки анкет для родителей;
- листы (в клеточку, линеечку) для выполнения заданий детьми карандашом или ручкой;
2 этап. Основной
Временной регламент:
1. для детей 1 класса (первое полугодие) — 35 минут
- для детей 1 класса (второе полугодие) — 35 - 40 минут
- для детей 2-3 классов — 40-45 минут
Этот этап и есть диагностический процесс. Обследование проводит учитель-логопед в присутствии родителей (законных представителей). Авторы заданий: Чиркина Г.В., Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. На данном этапе использована тестовая (бальная) диагностика Фотековой Т.А.
Полученная информация и баллы в период обследования заносится в рабочую тетрадь или заготовленные бланки.
Максимальная оценка за успешное выполнение всех заданий равна 200 баллам. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 200 баллов принять за 100%, то процент успешности выполнения можно вычислить так: умножить суммарный балл за выполнение всех заданий на 100 и разделить полученный результат на 200. И выделяется 4 уровня успешности:
IV уровень: 100 - 80 %
III уровень: 79,9 - 65%
II уровень: 64, 9 - 50%
I уровень: 49,9 — и ниже;
В содержание логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематических процессов, состояния связной речи, словаря грамматического строя речи, импрессивной стороны речи, а также состояния навыков письма и чтения.
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Проводится непосредственно обследование состояние речи ребенка: лучше начать его с беседы, игрового взаимодействия, а затем, используя полученные материалы обследования, сформулировать предварительную гипотезу дальнейшего обследования. При адекватной реакции ребёнка на процесс диагностики — процедура обследования проходит традиционно, с использованием стандартных картинок, заданий.
Условия:
- Установление эмоционального контакта с ребёнком, создание адекватного отношения к обследованию;
- выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем;
- тактика общения с ребенком —сотрудничество, доброжелательное отношение к ребенку;
- учёт сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления;
Не исключено, бывают ситуации, когда продуктивный контакт с ребенком недоступен и при обследовании не показывает полностью свои возможности. В связи с этим необходимо менять тактику обследования, переходить на вербальный вариант (игрушки, картинки, подключение родителей). Рекомендуется обратить внимание на стиль общения окружающих с ребенком. Так, родители часто сопровождают свою речь жестами, действиями, и ребенок ориентируется на эти движения, а не на саму речь.
3 этап. Заключительный
- Заполнение речевой карты и оформление логопедического заключения. Заключение отражает педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Речевая карта на стр. 31, приложение № 4. Логопедическое заключение представлено на стр. 25.
- Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики). Консультация родителей.
Схема логопедического обследования
- Общие сведения о ребёнке
- Строение органов артикуляции
- Обследование состояния мимической мускулатуры
- Общая моторика. Координация движений
- Обследование звукопроизношения
- Обследование фонематического слуха
- Обследование навыков звукового анализа
- Обследование понимания речи
- Обследование активного словаря
- Обследование грамматического строя речи
- Обследование самостоятельной речи
- Обследование письменной речи
- Обследование чтения
II Обследование состояние общей моторики
Цель исследования: Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.
1 — 2 класс
Инструкция:
А) я покажу движения, ты сначала посмотри, затем повтори: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс
Б) повтори движения за исключением одного, заранее «запретного» движения
Отмечается: Качество, правильность, последовательность выполнения действий, особенности переключения с одного движений на другое
1 — 2 класс
Инструкция:
А) попрыгай на двух ногах
Б) попрыгай на левой ноге, на правой ноге
В) потопай ногами и похлопай ноги одновременно
Г) брось мяч мне от груди
Д) брось мяч мне из-за головы
3 — 4 класс
А) попрыгай на левой ноге, на правой ноге
Б) покажи, как марширует солдат
Оценка:
1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному (выполняется верно с 1 раза);
0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение, выполнение со 2 – 3 раза;
0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов — невыполнение движения.
III Обследование произвольной моторики пальцев рук Цель исследования: Исследование статической и динамической координации движений 1 — 4 класс Инструкция: А) сделай «зайчика» Б) сделай «козу» В) сделай «корову» а) повтори за мной: «коза – колечко - зайчик» б) «Игра на рояле» - поиграй как на пианино в) повтори за мной движения: «кулак – ребро - ладонь» г) попеременно соединяем пальцы руки с большим пальцем (первым) Оценка: 1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение, нарушение переключения от одного движения к другому; 0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движения, невозможность удержания созданной позы. |
IV Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
Объект исследования | Отмечается |
Губы | Естественной толщины, толстые, тонкие, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы |
Зубы | Ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, кариозные, наличие диастем |
Прикус | Физиологический, открытый передний, открытый односторонний, двухсторонний |
Строение челюсти | Прогения, прогнатия, норма |
Язык | Толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта |
Подъязычная уздечка | Короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма |
Маленький язычок | Отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону |
Нёбо | Куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина |
2. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата
А. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата
Цель исследования: Исследование двигательной функции губ по словесной Инструкции:
1- 4 классы
а) «Трубочка»
б) «Дудочка»
в) « Заборчик»
Отмечается: Выполнение правильное, диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов, движение не удается
Цель исследования: Исследование двигательных функций языка
1 — 4 классы
а) «Лопата»
б) «Иголочка»
в) «Вкусное варенье»
г) «Качели»
д) «Лошадка»
Оценка:
1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение, движения языка имеют недостаточный диапазон, удерживается ли язык в определенном положении;
0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, движения: медленно, неточно, тремор, истощаемость движений, саливация ;
0 баллов — невыполнение движения.
Б. Обследование мимической мускулатуры
Цель исследования: Исследование объема и качества движения мышц лба
1 — 4 класс
а) закрой правый глаз
б) закрой левый глаз
в) подними брови
г) наморщи нос
д) надуй левую щеку, надуй правую щеку
е) втяни левую щеку, надуй правую щеку
Оценка:
1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение, саливация;
0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, саливация, движение выполняется с напряжением, не в полном объеме;
0 баллов — невыполнение движения.
V. Обследование фонетической стороны речи
Цель исследования: направлено на изучение состояние компонентов фонетики: звукопроизношения и просодики.
- Обследование произношения звуков
При выявлении нарушений произношения следует обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. Произношение одного и того же звука в речи ребенка часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других – заменяет, в третьих – произносит искаженно.
Проверяются следующие группы звуков:
- гласные – а, о, у, э, и, ы;
- свистящие, щипящие, аффрикаты – с, сь, з. зь, ц, ш, ж, щ, ч;
- соноры – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь;
- глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в (в твердом и мягком звучании);
- йотированные гласные.
На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:
а) отсутствие звуков (рама - ама)
б) искажение звуков (с - межзубный)
в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч – заменяется ть)
г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы).
Оценка:
Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:
3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый р, в то время как мягкий р' произносится правильно;
0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях- подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки либо страдают твердые звуки с, з, ц, а мягкие с' и з' сохранны).
2. Состояние просодики
Объект исследования | Характер выполнения |
Голос | Тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый |
Темп речи | Быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный |
Мелодико-интонационная окраска | Выразительная, маловыразительная, монотонная |
Дыхание | Прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий |
VI. Обследование слоговой структуры слова
Цель исследования: выявления владения проговаривания слов со сложной слоговой структурой
1 - 2 класс
Инструкция: повторяй слова, предложения
- тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, регулировщик
- У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
3 — 4 класс
инструкция: повторяй за мной предложения
- Регулировщик руководит движением на перекрёстке.
Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова):
- сокращение слогов (элизия) «молоток - моток»;
- упрощение, опускание слогов «стул - тул»;
- уподобление слогов (антиципации) «табуретка - татуетка»;
- добавление звуков, слогов (итерация) «комната - комонамата»;
- перестановка звуков и слогов «дерево — деверо»
- соединение частей двух слов (контаминация) «холодильница» - холодильник и хлебница
0 баллов — повторить не удаётся.
VII. Обследование состояния функций фонематического слуха
Цель исследования: выявления уровня сформированности фонематических процессов
1 класс (первое полугодие)
Инструкция:
А) в каких словах есть звук [с]? - собака, машина, транспорт, зелёный, велосипед, мотоциклист
Б) назови слово со звуком [з]
В)покажи где бочка, а где почка; покажи где тапки, где шапки; покажи где миска, а где мышка.
Г) какой звук чаще всего встречается в в этом стихотворении:
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
1 класс (второе полугодие), 2 — 4 классы
Инструкция:
А) придумай слово со звуком [ч]
Б) какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении:
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
- Обследование звукового анализа слова
1 класс (первое полугодие)
Содержание задания | Используемый наглядный материал |
1. Определить количество звуков в словах | Ус, дом, роза, баран |
2. Выделить последовательно каждый звук в словах | Мак, зонт, кошка, мост |
3. Назвать первый звук | Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша |
4. Определить последний звук в словах | Ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол |
5. Назвать, в чём отличие этих слов | Оля-Коля, крыша - крыса |
6. Закончить слова | Бара…, пету…, само… |
7. Объяснить смысл предложений | На грядке лук. За рекой зеленый луг. |
1 — 4 класс
Содержание задания | Используемый речевой материал |
1. Назови третий звук | сосна |
2. Назови гласные и согласные в этом слове | сосна |
3.Выделить последовательно каждый звук в словах | зонт, крыша, танкист, самолет |
4. назвать слово со звуком [ш] в конце слова | |
5. Сказать, в чем отличие этих слов | Оля-Коля, крыша - крыса |
6. Закончить слова | Бара…, пету…, само… |
7. Объяснить смысл предложений | На грядке лук. За рекой зеленый луг. |
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
- Обследование понимания речи
Цель обследования: Выявление сформированности импресивной стороны речи
1 — 4 класс
Содержание задания | Используемый наглядный материал |
Обследование понимания номинативной стороны речи | |
1. Понимание действий, изображенных на картинках: «Покажи где ...» | Сюжетные картинки: девочка шьёт, стирает, спит, читает |
2. Понимание слов, обозначающих признаки: «Покажи где ...» | большой медведь — маленький медведь; длинный карандаш - короткий карандаш; тонкий-толстый (карандаш); узкая-широкая (лента); высокий – низкий (забор) |
Обследование понимание предложений. | |
1. Понимание инверсионных конструкций типа: а. «Послушай предложение. Что было сделано раньше?» | Карточка с предложением: «Я умылся после того, как сделал зарядку» «Я позавтракал после того, как нарубил дров» |
б. «Прочитай (послушай) предложение и ответь на вопрос» | 1 класс:
2 класс:
3 — 4 класс:
|
2. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящее по смысл: «Послушай предложение, выбери подходящее по смыслу слово» | Карточка с предложением: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев» «На деревьях набухли … (бочки, почки, точки)» |
3. Исправить предложение: «Послушай предложение, исправь предложение» | Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке» |
4. Понимание сравнительных конструкций: «Какое из 2 предложений правильное» | Карточки с предложениями: «Слон больше мухи», «Муха больше слона». Солнце освещается землей или земля освещается солнцем. |
Обследование понимание грамматических форм | |
1. Понимание отношений, выраженных предлогами: «Покажи где» | Птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку) |
2. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: 1.линейку ручкой, 2.карандашом ручку 3. карандаш линейкой | Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш |
3. Понимание префиксальных изменений глагольных форм: «Покажи где …?» | Сюжетные картинки с изображением соответствующих действий (мальчик входит - выходит; девочка наливает воду - выливает) |
4. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида: «Покажи где» | Пары картинок с изображением совершенных и совершаемых действий (девочка моет руки, а где вымыла (снимает-снял, льет-разлил) |
Оценка:
1 балл — правильное выполнение без повторения заданий;
0,5 балл — правильное выполнение с повторением задания с напрвляющей и уточняющей помощи;
0 баллов — неверный ответ.
X. Обследование активного словаря
Цель исследования: Выявление способностей подбора слов, употребления обобщающих слов.
1 класс
1. Номинативная сторона речи.
Инструкция: «Как называют человека, который фотографируют, подстригает, разносит почту. Как можно назвать одним словом?»
2. Атрибутивный словарь.
Инструкция: Подбери однокоренные (родственные) слова:
Рыба (рыбак, рыбный, рыбачить), сад (посадки, садовник, рассада, садовод)
3. Антонимы.
Инструкция: подбери слова, противоположные по смыслу: Добрый, Громкий, Светлый, Низкий
4. Номинативный и атрибутивный словарь. Название времен года, их последовательности, признаков
Инструкция: Какое сейчас время года? В какое время годв листья желтеют и опадают, а в какое на деревьях появляются почки на деревьях?
2 класс
1. Номинативная сторона речи.
Инструкция: как называют человека, который подстригает, рисует, фотографирует, разносит почту. Как можно назвать одним словом?
2. Антонимы.
Инструкция: подбери слова, противоположные по смыслу (слова наоборот):
Добрый, громкий, светлый, низкий, умный, смелый, близкий, ленивый
3. Синонимы.
Инструкция: подбери слова, близкие по значению:
Аккуратный, грустный, смелый, жестокий
3 — 4 класс
1. Номинативный словарь.
Инструкция: подбери к этому слову, часть этого предмета:
Платье – рукав; Дверь, Забор, Дом.
2. Антонимы.
Инструкция: подбери слова противоположные по смыслу (антонимы):
Поднимать, поздний, прозрачный, далеко
3. Синонимы.
Инструкция: подбери слова близкие по значению (синонимы):
Красивый, добрый, холодный
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение;
- Обследование грамматического строя
Цель исследования: Выявление уровня владения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать и изменять слова.
1 класс
1. Словообразование.
а. Образование имени прилагательного от имени существительного.
Инструкция: Назови как называется сок из помидоров, груши, винограда, сливы; суп из кабачков
б. Образование притяжательных от существительных.
Инструкция: Чья это тень? (Ежовая, Верблюжья, Птичья)
в. Образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами
Инструкция: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие»
гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево.
2. Словоизменение.
а. Согласование числительных с существительными.
Инструкция: Посчитай — 1 молоток, 2 молотка, …
б. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.
Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном
Окно, дождь, коза, волна, гроза, дерево, перо, крыло, воробей
- Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: Из этих слов составь предложение
- Собака, пушистому, снегу, по, бежит
- Лужах, в, воробьи, купаются, весной
2 класс
1. Словообразование.
а. Образование имени прилагательного от имени существительного.
Инструкция: Назови как называется: варенье из вишни, черники, клюквы, сливы.
б. Образование притяжательных от существительных.
Инструкция: Назови чья это тень?
в. Образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
Инструкция:
2. Словоизменение.
а. Согласование числительных с существительными.
Инструкция: посчитай — 1 молоток, 2 молотка, ...
б. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.
Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном
Окно, дождь, коза, волна, гроза, дерево, перо, крыло, воробей
3. Составление предложений из слов в именительном падеже.
Инструкция: из этих слов составь предложение
- Собака, пушистому, снегу, по, бежит
- Лужах, в, воробьи, купаются, весной
4.
Инструкция: подбери однокоренные слова:
Рыба (рыбак, рыбный, рыбачить), сад (посадки, садовник, рассада, садовод)
3 — 4 класс
1. Словоизменение.
а. Образование имён существительных родительного падежа множественного числа.
Инструкция: я буду говорить в единственном числе, а ты во множественном (плащ – плащи, рукав, глаз, лоб, ухо, дерево, рот, перо)
б. Образование имён прилагательных от имени существительного
Инструкция: образуй от существительных имена прилагательные :
Радость – радостный; Честь, Интерес, Чудеса, Вкус
в. Образование однокоренных слов
Инструкция: Подбери однокоренные (родственные) слова:
Белый (беленький, белизна, белить, побелка);
Вода (подводный, водный, подводник)
Холод (холодить, холодильник, холодный).
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — неверно образованная форма;
0 баллов — невыполнение;
XII Обследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или по сюжетной картинке.
Инструкция. «Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составить рассказ».
Оценка:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл — встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов — рассказ не оформлен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл — раскладывание картинок и составление расска
за по наводящим вопросам;
0 баллов — невыполнение задания даже при наличии помощи.
XIII. Обследование чтения
Цель исследования: определение освоения грамматического строя речи. Выявление освоения букв, определение характера чтения.
1 класс (первое полугодие)
- Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением
- Назвать буквы, перечёркнутую дополнительными штрихами
- Назвать недописанные буквы
4. Чтение слогов:
прочитать прямые слоги (Са, шу, ха, ну, ры, да)
прочитатаь обратные слоги (Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом)
прочитать слоги со стечением согласных (Ста, кро, тру, гло, цви)
Чтение слов: Бровь, строчка, кастрюля, мотоциклист, белка, банки
Чтение предложений: Миша спит. Саша гуляет.
Чтение текста: «Плохой сторож»
1 класс (второе полугодие)
1. Назвать буквы, перечеркнутую дополнительными штрихами
2. Назвать недописанные буквы
3. Чтение рассказа «Лев и лиса»
2 — 4 класс
Чтение рассказа «Лев и лиса»
- Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
- 1 класс
3 балла– читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту, понимание прочитанного в полном объёме;
2 балла– читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов в минуту, понимание прочитанного не в полном объёме с направляющими вопросами;
1 балл – читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже, понимание прочитанного ограничено;
0 баллов – знает буквы, чтение слогов из гласных.
- 2 класс
3 балла – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
2 балла – ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
1 балл – ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
- 3 класс
3 балла– ученик читает целыми словами со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
2 балла – ученик читает текст вслух целыми словами со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча – не менее 70 слов в минуту.
1 балл – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки; темп чтения молча – не менее 60 слов в минуту.
- 4 класс
3 балла – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
2 балла – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
1 балл – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
XIV. Обследование письма
Цель исследования: Выявление сформированности анализа звуковой структуры слова, умения выделять из слова фонему.
1 класс (первое полугодие)
- Записать буквы: и, ш, ц, л, д
- Записать слоги: На, ба, са, ан, ас, ац, ста, дро, мло
- записать слоги с оппозиционными звуками: Са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ши-жи, во-фо
- записать слова: Куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина.
- Записать предложение: Аня читает газету.
- Составить предложения по сюжетной картинке
- Составить предложение на свободную тему из трёх слов
1 класс (второе полугодие)
Инструкция: запиши слова повар, машина
Инструкция: прочитай слова, составь предложение . Запиши.
Инструкция: послушай предложение, — Миша спит, запиши.
Сколько слов в предложении?
Инструкция: придумай предложение из трёх слов.
1 класс
III четверть
Аня читала деду газету.
Брат учит Юру играть в шашки.
IV четверть
На ветках красные розы.
У Ани живёт кот Мурзик.
2 класс
I четверть
В саду рос клён.
В больших клетках живут куры.
Птицы улетели в тёплые края.
II четверть
В зале стоит пушистая ёлка.
На макушку ёлки села ворона.
IIIчетверть
В сухой траве шуршит ёжик.
Пеньки надели снежные шапки.
IVчетверть
Ребята города Москвы любят ходить в парк.
Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу.
3 - 4 класс
Инструкция: прочитай слова. Составь из слов предложение и напиши его.
Устно составь еще одно предложение, чтобы получился текст:
помогает, книги, выбирать, библиотекарь, ребятам;
припорошил, мелкий, снег, степь, едва;
Инструкция: Придумай предложение на свободную тему;
Инструкция: Послушай предложение и запиши.
I четверть
Красив русский лес осенью.
Шуршит под ногами пожухлая трава.
Лежит на столе тёплый душистый хлеб.
II четверть
Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев.
Тропинки замело снегом.
III четверть
Стоит чудесный зимний денёк.
По дорожке сада прыгали молодые воробьи.
IV четверть
Настала чудесная летняя пора.
Белочки в рыжих шубках делают лёгкие прыжки.
Оценка:
5 баллов — пишет предложения с первого предъявления, без ошибок, задания соответсвуют классу и возрасту;
4 балла — при написании предложения требуется 2-х кратное повторение, 1 — 2 однитипные ошибки;
3 балла - при написании предложения требуется 3 - 4-х кратное повторение, 1 — 2 однитипные ошибки и ошибки (пунктуационные, орфографические);
2 балла — при написании предложений требуется многократное повторение, множество ошибок (дисграфические, пунктуационные, орфографические);
1 балл — самостоятельно на слух не пишет, копирует написанное (либо печатные либо письменные буквы);
0 балл — самостоятельно предложения не пишет, печатает только слоги со знакомыми буквами.
XV. Логопедическое заключение
При нарушении интеллектуального развития (умстенная отсталость)
Несформированности языковых и речевых средств.
При нарушении психологического развития (задержка психического развития)
Несформированность языковых и речевых средств у ребёнка с … (фонетическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
Соответствие интеллектуального развития возрастным нормам
Фонетическое недоразвитие речи;
Фонематическое недоразвитие речи;
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с … (дислалией, дизартрией, алалией, анартрией, заиканием, афазией);
Общее недоразвитие речи I, II, III уровня у ребёнка с … (дислалией, дизартрией, алалией, анартрией, заиканием, афазией).
Дисграфия, дислексия
XVI Приложения
1. Бланки для заполнения полученных результатов логопедического обследования
приложение № 1
1 класс
показ четырёх - пяти движений | ||||||
повторяй за мной движение, но кроме одного запретного | ||||||
маршируй, как солдат |
кольцо | «Лопатка» | |||
коза | «Иголочка» | |||
заяц | «Качели» | |||
корова | «Лошадка» |
нахмурь брови | Сок из помидоров | |||||||
подмигни | Сок из груши | |||||||
закрой правый глаз, затем левый | Сок из винограда | |||||||
надуй левую щеку, правую щеку | Сок из сливы | |||||||
втяни щеки | Суп из кабачков |
Кто водит машину | ежовая | ||||||||
Кто подстригает | верблюжья | ||||||||
Разносит почту | птичья | ||||||||
Окно | рыба | предлоги | ||||
дождь | ||||||
коза | сад | |||||
волна | ||||||
гроза | обобщение | |||||
дерево | добрый | |||||
перо | громкий | |||||
крыло | светлый | |||||
воробей | низкий |
тапки — шапки | Маша старше Юли. Кто из девочек младше? | |||
миска — мишка | Сережа выше Юры. Кто из мальчиков ниже? | |||
Бочка - почка | Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас? | |||
«сосна» | Много чего? | |||
Слово с 2 слогами | 1 карандаш 1 молоток |
Связная речь | Письмо | |||
Буквенный гнозис |
Чтение | Общее звучание речи | |||
Звукопроизношение: | Предложение из слов | |||
искажения | ||||
замены | ||||
смешения | ||||
отсутствуют |
приложение № 2
2 класс
показ четырёх - пяти движений | |||||||
повторяй за мной движение, но кроме одного запретного. | |||||||
маршируй, как солдат |
кольцо | «Лопатка» | |||
коза | «Иголочка» | |||
заяц | «Качели» | |||
корова | «Лошадка» |
нахмурь брови | варенье из вишни | ||||||
подмигни | из черники | ||||||
закрой правый глаз, затем левый | из клюквы | ||||||
надуй левую щеку, правую щеку | из сливы | ||||||
втяни щеки |
Кто фотографирует | птичья | ||||||||
Кто подстригает | заячья | ||||||||
Разносит почту | ежовая | ||||||||
Кто рисует | верблюжья |
Окно | рыба | предлоги | ||||
дождь | сад | |||||
коза | добрый | |||||
волна | громкий | |||||
гроза | светлый | обобщение | ||||
дерево | низкий | |||||
перо | Умный | |||||
крыло | смелый | |||||
воробей | близкий | ленивый |
аккуратный | Маша старше Юли. Кто из девочек младше? | |||
грустный | В корзине яблок меньше, чем в ведре. Где яблок больше? | |||
смелый | 5 сосен 5 берёз | |||
жестокий | 5 рябин |
Тематический ряд (+обобщение): воробей, голубь … верблюд, носорог ... | Сосна, дуб … шляпа, платок … жук, пчела ... |
дом – сом – ком | «сосна» гласные согласные | |||
ветка – сетка | Слово с 2 слогами | |||
пилка – вилка |
Связная речь | Чтение | |||
Письмо | ||||
Буквенный гнозис | Общее звучание речи | |||
Звукопроизношение: | Составить предложение | |||
искажения | ||||
замены | ||||
смешения | ||||
отсутствуют |
приложение № 3
3 - 4 класс
показ четырёх - пяти движений | |||||||
повторяй за мной движение, но кроме одного запретного. | |||||||
маршируй, как солдат |
кольцо | «Лопатка» | |||
коза | «Иголочка» | |||
заяц | «Качели» | |||
корова | «Лошадка» |
нахмурь брови | Еловый лес | |||||||
подмигни | Дубовый лес | |||||||
закрой правый глаз, затем левый | Кленовый лес | |||||||
надуй левую щеку, правую щеку | Яблоневый сад | |||||||
втяни щеки |
платье - рукав | радость - радостный | ||||||||
дверь | честь | ||||||||
забор | интерес | ||||||||
дом | чудеса | ||||||||
вкус |
плащ | красивый | предлоги | |||||
рукав | добрый | ||||||
глаз | холодный | ||||||
лоб | |||||||
ухо | белый | обобщение | |||||
дерево | вода | ||||||
рот | холод | ||||||
перо | |||||||
поднимать | Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым? | |||
поздний | На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера? | |||
прозрачный | ||||
далеко | ||||
«сосна» | Слово с 2 слогами | |||
«С» | Дым - дом | |||
гласные | Чашка - чайка | |||
согласные |
Связная речь | ||||
Письмо | Буквенный гнозис | |||
Звукопроизношение: | Чтение | |||
искажения | ||||
замены | ||||
смешения | ||||
отсутствуют |
приложение № 4
Показатели успешности выполнения заданий
табл.1
№№ | Название методики | Проценты |
1 | Строение органов артикуляции | |
2 | Обследование состояния мимической мускулатуры | |
3 | Общая моторика. | |
4 | Обследование звукопроизношения | |
5 | Обследование фонематического слуха | |
6 | Обследование навыков звукового анализа | |
7 | Обследование понимания речи | |
8 | Обследование активного словаря | |
9 | Обследование грамматического строя речи | |
10 | Обследование связной речи | |
11 | Обследование письменной речи | |
12 | Обследование чтения | |
13 | Общая успешность | |
14 | Уровень успешности |
приложение № 5
Речевая карта
1. Ф.И.О.ребенка______________________________________________________________
- Дата рождения, возраст на момент обследования_______________________________
- Домашний адрес___________________________________________________________
- Дата обследования__________________________________________________________
- Сведения о родителях:
Мать___________________________________________________________________________
Отец ___________________________________________________________________________
6. Речевая среда_________________________________________________________________
7. АНАМНЕЗ:
речевой (гуление______, лепет________, первые слова__________, фразы________
8. Заключения специалистов:
Психиатр_____________________________________________________________________ Невропатолог__________________________________________________________________ Отоларинголог__________________________________________________________________ Офтальмолог___________________________________________________________________
9. Состояние общей моторики (двигательная память, переключаемость движений, произвольное отражение, статическая и динамическая координация движений и другое)________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Состояние произвольной моторики пальцев рук (статическая и динамическая координация движений)__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Артикуляционный аппарат:
- строение (губы, зубы, прикус, челюсть, подъязычная уздечка, маленький язычок, нёбо)__________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- моторика (двигательная функция губ, челюсти, языка, мягкого нёба)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- состояние мимической мускулатуры (объем и качество движения мышц лба, глаз, шеи, мимических поз, характеристика символического праксиса)_____________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
12.Фонетическая сторона речи: звукопроизношение
искажение _____________________________________________________________________
замены ________________________________________________________________________
смешения ______________________________________________________________________
отсутствуют ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
состояние просодии (характеристика голоса, темпо-ритми-
ческой и мелодико-интонационной сторон речи, речевого дыхания)
13. Слоговая структура слова (сокращение, упрощение, уподобление, перестановка слогов, добавление звука)________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Фонематический слух_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Фонематическое восприятие_________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Импрессивная сторона речи (понимание номинативной, предикативной и адъективной сторон речи, пространственных наречий, предложений различной сложности, грамматических форм)___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
17.Словарный запас (обобщение, употребление в речи слов
различных частей речи, антонимов, синонимов)______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
18. Грамматический строй (составление предложений, словоизменение, словообразование, употребление грамматических форм)________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Связная речь (пересказ, составление рассказа: описательно
го, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из собственного опыта)__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Навыки чтения (усвоение букв, чтение слогов,
слов, предложений, текста, характер ошибок: дислексические, дис-
графические, грамматические)_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Заключение:
XVII. Список используемой литературы
- Волкова Г.А. Методика психолого — педагогического обследования детей с нарушений речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Спб, 2006
- Методы обследования детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред.проф. Г.В. Чиркиной. - М., 2003
- Трубникова Н.М. Практическая логопедия, Екатеринбург, 2004
- Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, М., 2007
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. М.: 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ»
Пояснительная запискаПрограмма составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.Срок реализации программы – 1 год;14 часа в год (на каждый класс), 1 часа ...
Особенности логопедического обследования детей с билингвизмом.
В статье рассматриваются основные вопросы обследования речи детей-мигрантов на ТПМПК....
Диагностическая программа для обследования слабослышащего ребенка
Разработала: студентка 5 курса ШфИвГУ Кормителева Л.Э.(Материалы взяты из интернет- источников, а также авторских методик)...
Логопедическое обследование детей начальной школы в начале и конце года
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАЧАЛО ГОДА ДЛЯ 1-Х КЛАССОВ.Проверка состояния фонематического восприятия.Ба – па па – ба са – за...
Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.
В данной диагностической программе соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...
Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"
Презентация: "Использование диагностических методик при обследовании детей младшего школьного возраста"...
Программа логопедического обследования младший школьный возраст
Данная программа составлена на основе разрабток ведущих специалистов в области логопедии. Содержит методику обследования, протоколы обследования по классам обучения, речевую карту, бланки мониторинга....