Особенности логопедического обследования детей с билингвизмом.
статья по логопедии на тему

Наталья Валерьевна Ющенко

В статье рассматриваются основные вопросы обследования речи детей-мигрантов на ТПМПК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности логопедического обследования  детей с билингвизмом.

 

Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом  дальневосточного региона. В последнее время все чаще и чаще на ТПМПК приходят дети, приехавшие из стран Ближнего Зарубежья.

Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей необходима дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медицинских работников и социальных педагогов.

Анализируя характер и выраженность затруднений, которые испытывают дети с билингвизмом при обучении в школе, степень эффективности дополнительных занятий, проводимых педагогами, результаты логопедического обследования устной речи детей, особенности письма и чтения, можно сделать вывод о различной природе этих затруднений и выделить группу учащихся, нуждающихся в специальной логопедической коррекции.

Для детей этой группы характерны нарушения, аналогичные тем, которые имеют русскоязычные дети с фонематическим, фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи, а именно: нарушения произношения фонем, общих для обоих языков; нарушения восприятия присутствующих в обоих языках фонем; недоразвитие лексико-грамматического строя речи обоих языков. Анамнестические сведения о развитии речи также сходны с соответствующими данными для русскоязычных детей с вышеперечисленными нарушениями.

Все это свидетельствует о первичном речевом нарушении у ребенка с билингвизмом и дает возможность говорить о наличии у него фонематического, фонетико-фонематического или общего недоразвития речи.

Так как обучение в школе проводится на русском языке, то у рассматриваемой категории учащихся на нарушения в формировании собственно речевых процессов накладываются трудности, общие для всех детей, изучающих второй язык, а именно явление интерференции, сущность которого заключается в переносе особенностей фонетики, лексики и грамматики родного языка в иностранный. Следует подчеркнуть, что дети с билингвизмом, не имеющие первичных речевых нарушений, легко преодолевают это явление. Дети же с общим недоразвитием речи испытывают значительные затруднения, так как нарушения различных сторон речи на родном языке вследствие интерференции проявляются и в русском языке. Работа логопеда с такими учащимися будет эффективна лишь в случае, если наряду с коррекцией и развитием различных сторон речи будет осуществляться предупреждение и устранение ошибок, обусловленных интерференцией. Особенно важна такая работа на начальном этапе обучения.

 В связи с этим необходимо проведение дифференциальной диагностики  на вербальном и невербальном материале всем членам ПМПК: врачу-психиатру, педагогу-психологу, учителю-логопеду и педагогу для определения структуры дефекта и определение путей коррекции речевых нарушений у этой категории детей в  условиях общеобразовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование устной речи у детей с билингвизмом

Язык - один из существенных признаков нации, тесно связан с национальной психологией, с самосознанием и самобытностью народа. За каждым языком - культура этноса, оригинальное видение мира, которые хра...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Весна 2014 год.Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согла...

Логопедическое обследование детей начальной школы в начале и конце года

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАЧАЛО ГОДА ДЛЯ 1-Х КЛАССОВ.Проверка состояния фонематического восприятия.Ба – па         па – ба са – за...

Диагностическая программа логопедического обследования детей (1 - 4 кл.)

Диагностическое обследование логопедом детей младшего школьного возраста...

Презентация "Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ"

В презентации рассматривается проектирование коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда для детей младшего школьного возраста класса "Особый ребенок", в соответствии с ФГОС...

"Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ"

Работа с детьми ОВЗ в школе подразумевает особый подход к каждому ученику с любыми отклонениями. Все этапы взаимодействия описаны во ФГОС, разработаны специальные программы, в учреждениях введены долж...