Программа логопедического обследования младший школьный возраст
рабочая программа по логопедии
Данная программа составлена на основе разрабток ведущих специалистов в области логопедии. Содержит методику обследования, протоколы обследования по классам обучения, речевую карту, бланки мониторинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopeicheskogo_obsledovaniya.docx | 111.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа логопедического обследования
Схема логопедического обследования
- Строение органов артикуляции. Обследование состояния мимической мускулатуры. Общая моторика. Координация движений
- Обследование звукопроизношения
- Обследование фонематического слуха
- Обследование навыков звукового анализа
- Обследование понимания речи
- Обследование активного словаря
- Обследование грамматического строя речи
- Обследование самостоятельной речи
- Обследование письменной речи
- Обследование чтения
Обследование состояние общей моторики
Цель исследования: Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.
1 — 2 класс
Инструкция:
А) я покажу движения, ты сначала посмотри, затем повтори: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс
Б) повтори движения за исключением одного, заранее «запретного» движения
Отмечается: Качество, правильность, последовательность выполнения действий, особенности переключения с одного движений на другое
1 — 2 класс
Инструкция:
А) попрыгай на двух ногах
Б) попрыгай на левой ноге, на правой ноге
В) потопай ногами и похлопай ноги одновременно
Г) брось мяч мне от груди
Д) брось мяч мне из-за головы
3 — 4 класс
А) попрыгай на левой ноге, на правой ноге
Б) покажи, как марширует солдат
Оценка:
1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному (выполняется верно с 1 раза);
0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение, выполнение со 2 – 3 раза;
0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов — невыполнение движения.
Обследование произвольной моторики пальцев рук
Цель исследования: Исследование статической и динамической координации движений
1 — 4 класс
Инструкция:
А) сделай «зайчика»
Б) сделай «козу»
В) сделай «корову»
а) повтори за мной: «коза – колечко - зайчик»
б) «Игра на рояле» - поиграй как на пианино
в) повтори за мной движения: «кулак – ребро - ладонь»
г) попеременно соединяем пальцы руки с большим пальцем (первым)
Оценка:
1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение, нарушение переключения от одного движения к другому;
0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов — невыполнение движения, невозможность удержания созданной позы.
Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
Объект исследования | Отмечается |
Губы | Естественной толщины, толстые, тонкие, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы |
Зубы | Ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, кариозные, наличие диастем |
Прикус | Физиологический, открытый передний, открытый односторонний, двухсторонний |
Строение челюсти | Прогения, прогнатия, норма |
Язык | Толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта |
Подъязычная уздечка | Короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма |
Маленький язычок | Отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону |
Нёбо | Куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина |
Обследование моторики органов артикуляционного аппарата
А. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата
Цель исследования: Исследование двигательной функции губ по словесной Инструкции:
1- 4 классы
а) «Трубочка»
б) «Дудочка»
в) « Заборчик»
Отмечается: Выполнение правильное, диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов, движение не удается
Цель исследования: Исследование двигательных функций языка
1 — 4 классы
а) «Лопата»
б) «Иголочка»
в) «Вкусное варенье»
г) «Качели»
д) «Лошадка»
Б. Обследование мимической мускулатуры
Цель исследования: Исследование объема и качества движения мышц лба
1 — 4 класс
а) закрой правый глаз
б) закрой левый глаз
в) подними брови
г) наморщи нос
д) надуй левую щеку, надуй правую щеку
е) втяни левую щеку, надуй правую щеку
Оценка:
1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение, саливация;
0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, саливация, движение выполняется с напряжением, не в полном объеме;
0 баллов — невыполнение движения.
Обследование фонетической стороны речи
Цель исследования: направлено на изучение состояние компонентов фонетики: звукопроизношения и просодики.
Обследование произношения звуков
При выявлении нарушений произношения следует обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. Произношение одного и того же звука в речи ребенка часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других – заменяет, в третьих – произносит искаженно.
Проверяются следующие группы звуков:
- гласные – а, о, у, э, и, ы;
- свистящие, щипящие, аффрикаты – с, сь, з. зь, ц, ш, ж, щ, ч;
- соноры – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь;
- глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в (в твердом и мягком звучании);
- йотированные гласные.
На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:
а) отсутствие звуков (рама - ама)
б) искажение звуков (с - межзубный)
в) замена звуков (ж – заменяется межзубным с; звук ч – заменяется ть)
г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы).
Оценка:
Произношение звуков каждой группы оценивается отдельно по следующему принципу:
3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;
1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый р, в то время как мягкий р' произносится правильно;
0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях- подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки либо страдают твердые звуки с, з, ц, а мягкие с' и з' сохранны).
2. Состояние просодики
Объект исследования | Характер выполнения |
Голос | Тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый |
Темп речи | Быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный |
Мелодико-интонационная окраска | Выразительная, маловыразительная, монотонная |
Дыхание | Прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий |
Обследование слоговой структуры слова
Цель исследования: выявления владения проговаривания слов со сложной слоговой структурой
Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова):
- сокращение слогов (элизия) «молоток - моток»;
- упрощение, опускание слогов «стул - тул»;
- уподобление слогов (антиципации) «табуретка - татуетка»;
- добавление звуков, слогов (итерация) «комната - комонамата»;
- перестановка звуков и слогов «дерево — деверо»
- соединение частей двух слов (контаминация) «холодильница» - холодильник и хлебница
0 баллов — повторить не удаётся.
Обследование состояния функций фонематического слуха
Цель исследования: выявления уровня сформированности фонематических процессов
Обследование звукового анализа слова
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;
- баллов — неверный ответ с третьей попытки.
Обследование понимания речи
Цель обследования: Выявление сформированности импресивной стороны речи
Оценка:
1 балл — правильное выполнение без повторения заданий;
0,5 балл — правильное выполнение с повторением задания с направляющей и уточняющей помощи;
0 баллов — неверный ответ.
Обследование активного словаря
Цель исследования: Выявление способностей подбора слов, употребления обобщающих слов.
Обследование грамматического строя
Цель исследования: Выявление уровня владения грамматическими конструкциями, умения самостоятельно образовывать и изменять слова.
Оценка:
1 балл — правильный ответ;
0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла — неверно образованная форма;
0 баллов — невыполнение;
Обследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок) или по сюжетной картинке.
Инструкция. «Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составить рассказ».
Оценка:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл — встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов — рассказ не оформлен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл — раскладывание картинок и составление расска
за по наводящим вопросам;
0 баллов — невыполнение задания даже при наличии помощи.
Обследование чтения
Цель исследования: определение освоения грамматического строя речи. Выявление освоения букв, определение характера чтения.
1 класс (первое полугодие)
- Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением
- Назвать буквы, перечёркнутую дополнительными штрихами
- Назвать недописанные буквы
4. Чтение слогов:
прочитать прямые слоги (Са, шу, ха, ну, ры, да)
прочитатаь обратные слоги (Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом)
прочитать слоги со стечением согласных (Ста, кро, тру, гло, цви)
Чтение слов: Бровь, строчка, кастрюля, мотоциклист, белка, банки
Чтение предложений: Миша спит. Саша гуляет.
Чтение текста: «Плохой сторож»
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.
Вопросы для обсуждения:
1. О чём говорится в рассказе?
2. Почему рассказ называется «Плохой сторож»?
1 класс (второе полугодие)
1. Назвать буквы, перечеркнутую дополнительными штрихами
2. Назвать недописанные буквы
3. Чтение рассказа «Лев и лиса»
Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростию жить: зашел он в пещеру, лег и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру. Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит:
— Что, лев, как можешь?
Лев говорит:
— Плохо. Да ты отчего же не входишь?
А лисица говорит:
— Оттого не вхожу, что по следам вижу – входов много, а выходов нет.
2 — 4 класс
Чтение рассказа «Уж и ёж»
Уж и Ёж.
Пришел раз ёж к ужу и сказал:
-Пусти меня, уж, в своё гнездо на время.
Уж пустил. Только как залез ёж в гнездо, не стало житья ужатам от ежа. Уж сказал ежу:
-Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои колятся о твои иглы, и им больно.
Еж сказал:
-Тот уходи, кому больно, а мне и тут хорошо.
Строители.
Задумали звери построить мост. Каждый из них подал своё предложение. Заяц сказал:
- Мост нужно строить из прутьев. Во-первых, его легче строить, а во- вторых, дешевле обойдётся.
-Нет,- возразил медведь,- если уж строить, то обязательно из столетних дубов, чтобы мост был крепкий и долголетний.
-Разрешите, - вмешался осёл в разговор.- Какой мост сроить, это мы потом решим. Сначала нужно решить самый принципиальный вопрос: как его строить, вдоль или поперёк реки?
Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
1 класс
3 балла – читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту, понимание прочитанного в полном объёме;
2 балла – читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов в минуту, понимание прочитанного не в полном объёме с направляющими вопросами;
1 балл – читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже, понимание прочитанного ограничено;
0 баллов – знает буквы, чтение слогов из гласных.
2 класс
3 балла – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
2 балла – ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
1 балл – ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
3 класс
3 балла– ученик читает целыми словами со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
2 балла – ученик читает текст вслух целыми словами со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча – не менее 70 слов в минуту.
1 балл – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки; темп чтения молча – не менее 60 слов в минуту.
4 класс
3 балла – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
2 балла – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.
1 балл – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Обследование письма
Цель исследования: Выявление сформированности анализа звуковой структуры слова, умения выделять из слова фонему.
1 класс (первое полугодие)
- Записать буквы: и, ш, ц, л, д
- Записать слоги: На, ба, са, ан, ас, ац, ста, дро, мло
- записать слоги с оппозиционными звуками: Са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ши-жи, во-фо
- записать слова: Куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина.
- Записать предложение: Аня читает газету.
- Составить предложения по сюжетной картинке
- Составить предложение на свободную тему из трёх слов
1 класс (второе полугодие)
Запиши слова повар, машина
Прочитай слова, составь предложение . Запиши.
Послушай предложение, — Миша спит, запиши.
Сколько слов в предложении?
Придумай предложение из трёх слов.
1 класс
III четверть Аня читала деду газету. Брат учит Юру играть в шашки | IV четверть На ветках красные розы. У Ани живёт кот Мурзик. |
2 класс
I четверть В саду рос клён. В больших клетках живут куры. Птицы улетели в тёплые края. | II четверть В зале стоит пушистая ёлка. На макушку ёлки села ворона. |
IIIчетверть В сухой траве шуршит ёжик. Пеньки надели снежные шапки. | IVчетверть Ребята города Москвы любят ходить в парк. Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. |
3 - 4 класс
Инструкция: прочитай слова. Составь из слов предложение и напиши его.
Устно составь еще одно предложение, чтобы получился текст:
помогает, книги, выбирать, библиотекарь, ребятам;
припорошил, мелкий, снег, степь, едва;
Инструкция: Придумай предложение на свободную тему;
Инструкция: Послушай предложение и запиши.
I четверть Красив русский лес осенью. Шуршит под ногами пожухлая трава. Лежит на столе тёплый душистый хлеб. | II четверть Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Тропинки замело снегом. |
III четверть Стоит чудесный зимний денёк. По дорожке сада прыгали молодые воробьи. | IV четверть Настала чудесная летняя пора. Белочки в рыжих шубках делают лёгкие прыжки. |
Оценка:
5 баллов — пишет предложения с первого предъявления, без ошибок, задания соответсвуют классу и возрасту;
4 балла — при написании предложения требуется 2-х кратное повторение, 1 — 2 однитипные ошибки;
3 балла - при написании предложения требуется 3 - 4-х кратное повторение, 1 — 2 однитипные ошибки и ошибки (пунктуационные, орфографические);
2 балла — при написании предложений требуется многократное повторение, множество ошибок (дисграфические, пунктуационные, орфографические);
1 балл — самостоятельно на слух не пишет, копирует написанное (либо печатные либо письменные буквы);
0 балл — самостоятельно предложения не пишет, печатает только слоги со знакомыми буквами.
Логопедическое заключение
При нарушении интеллектуального развития (умственная отсталость)
Нарушение чтения и письма обусловленное недостаточной сформированностью всех средств языка
При нарушении психологического развития (задержка психического развития)
Несформированность языковых и речевых средств у ребёнка с … (фонетическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
Соответствие интеллектуального развития возрастным нормам
Фонетическое недоразвитие речи;
Фонематическое недоразвитие речи;
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с … (дислалией, дизартрией, алалией, анартрией, заиканием, афазией);
Общее недоразвитие речи I, II, III уровня у ребёнка с … (дислалией, дизартрией, алалией, анартрией, заиканием, афазией).
Дисграфия, дислексия
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «___» __________г.
Фамилия, имя ребенка __________________________________________ Возраст:
Родители (законные представители)________________________________________________
1.Общие представления ребенка об окружающем мире
(соответствуют\/ не соответствуют возрастной норме; обеднённые представления об окружающем мире;
представления об окружающем мире не сформированы )
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Объем словаря (соответствует /не соответствует возрастной норме; объём словаря ограничен / резко ограничен, наблюдается дефицит глагольного словаря; словарь представлен небольшим количеством слов обиходно-бытовой тематики.
Объём словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации). не соответствует возрастной норме, объём словаря ограничен
Системная организация словаря (ассоциативные связи)
(Системная организация словаря находитсяна самом начальном этапе формирования, наблюдаются слабые ассоциативные связи. Системная организация словаря находится на уровне установления первичных тематически /ситуативно обусловленных связей, в лексиконе много слов, значение которых усвоенотолько на номинативном уровне.
Системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей. В лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне).
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
(соответствует возрастной норме;
уровень сформированности грамматической компетенции ниже/значительно ниже возрастной нормы)).В речи
Словоизменительные навыки и умения
(Находятся на самой начальной стадии формирования, наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка. Усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка.
Словоизменительные умения находятся в стадии формирования, характерной для речи детей более младшего возраста.
Словоизменительные навыки сформированы на уровне, , соответствующем данной возрастной группе, в речи наблюдается незначительное количество словоизменительных ошибок.
Словоизменительные навыки и умения сформированы.)
Словообразовательные навыки и умения
(Словообразовательная деятельность не сформирована, в речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок.
Словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования, усвоены только продуктивные словообразовательные модели, в речи наблюдаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным моделям.
Словообразовательная деятельность сформирована на уровне , позволяющем осуществлять коммуникацию. В речи наблюдается незначительные трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей.
Словообразовательная деятельность сформирована).____________ ______
Синтаксические навыки и умения
(Сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространённые предложения, предикативная часть многих элементарных конструкций отсутствует.
Синтаксические навыки сформированы на уровне, соответствующей более младшей возрастной группе, наблюдаются выраженные трудности распространения синтаксических конструкций, пропуск предлогов, ошибки согласования и управления. Недоступно понимание лексико-грамматических конструкций.
Синтаксические навыки в целом сформированы. В речи наблюдаются отдельные недочёты_при построении сложносочинённых предложений с причинно-следственной или временной связью.
Синтаксические навыки и умения сформированы, в речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций).
2.3. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции
(Соответствует / не соответствует возрастной норме)
Состояние фонематического слуха
(Сформирован / не сформирован; : наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных; наблюдаются трудности различения твёрдых и мягких согласных).
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза
(Навыки фонологического анализа не сформированы; навыки звукового анализа и синтеза находятся в самой начальной стадии формирования.
Ребёнку доступен анализ звукового ряда . состоящего из 3х гласных звуков, анализ обратного слога
Навыки звукового анализа и синтеза находятся в активной стадии формирования. Ребёнку доступен анализ слов типа….
Слоговая структура слова
(Не нарушена /нарушена: пропуск/перестановки/заменызвуков/слогов)
Звукопроизношение
не нарушено/нарушено
| с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | н | н’ | м | м’ | j | ||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
| т | т’ | д | д’ | к | к’ | г | г’ | х | х’ | в | в’ | ф | ф’ | а | о | у | ы | э | и |
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 |
1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи
Просодическое оформление речи
(Не нарушено / нарушено; речь интонационно выразительна/не \выразительна: слабая выраженность голосовых модуляций / голос немодулированный / монотонный / слабо модулированный.
Темп речи нормальный / патологически ускоренный / замедленный.
Ритм речи не нарушен /нарушен:речь растянутая., скандированная; нарушение темпоритмической организации речи:заикание, запинки; допускает /не допускает ошибки по постановке ударения; правильное/неправильное интонационное членение/объединение речи; понимание/непонимание постановки логического ударения.____________________________________________________________
2.4. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста
(Идентифицирует /не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста; понимает только основную информацию текста; доступно понимание как основной, так и дополнительной информации каждой смысловой части текста; доступно понимание скрытого смысла).
Продуцирование текста
(может / не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации; рассказ соответствует / не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта/ раскрыта частично/ не раскрыта; нарушена / не нарушена связность и логичность изложения ; свободно владеет языковыми средствами и адекватно их использует при построении связного текста).
Репродуцирование текста
(может / не может воспроизвести текст, воспринятый на слух;
пересказ соответствует \/ не соответствует оригиналу,
сюжетная линия не нарушена / нарушена; при пересказе сохраняет / не сохраняет лексику оригинала).
3. Состояние речевого аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата
(Нарушено / не нарушено;
зубочелюстные аномалии: нарушение прикуса (прогнатия / прогения ), неправильное положение зубов, их формы и величины, аномалии языка (макро- и микроглоссия); аномалии уздечек верхней / нижней губыи языка; расщелины губы, твёрдого и мягкого нёба, деформации челюсти, несмыкание губ).________________________________________________________________
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата ____________
(речедвигательные расстройства (неврологический синдром в артик. моторике): спастический парез / гиперкинезы / атаксия;
нарушения функций лицевой мускулатуры : тонус мышц лица (спастичность, гипотония, дистония), сглаженность носогубной складки, ассимитрия лица, гиперкинезы языка, синкинезии, тонус мышц губ ( спастичность, гипотония, дистония), ограничение подвижности губ;
нарушение функций мускулатуры языка 6 тонус мышц языка (спастичность, гипотония, дистония), девиация языка, гиперкинезы языка, тремор языка;
нарушение функций мускулатуры мягкого нёба : малоподвижное мягкое нёбо, провисание нёбной занавески, повышенный или пониженный нёбный и / или глоточный рефлекс;
вегетативные расстройства : гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при определённых условиях), покраснение / побледнение кожных покровов;
нарушение акта приёма пищи : отсутствие или затруднение жевания твёрдой пищи, попёрхивание, захлёбывание при глотании).
3.3. Речевое дыхание и голосообразование
(Нарушение ритма речевого дыхания : затруднённое, поверхностное, неритмичное,; нарушение дифференциации носового вдоха и ротового выдоха, выдох укорочен, вдох неглубокий;
нарушения голосообразования (афония, дисфония); нарушения высоты ( очень низкий или очень высокий (писклявый) голос, силы ( очень тихий / излишне громкий голос), тембра ( охриплость, назализованный), повышенная утомляемость голоса). __________
4. Двигательное развитие
4.1. Основные двигательные навыки и состояние координаторной сферы
(Основные двигательные навыки сформированы / сформированы недостаточно / не сформированы;
Наблюдаются нарушения первичной моторной функции :снижение силы, нарушения тонуса: спастичность/ гипотония / дистония; нарушения координации движения;; непроизвольные насильственные движения).
4.2. Моторные функции кистей и пальцев рук
(наблюдаются диспраксические расстройства :конструктивной деятельности ( конструктивная диспраксия);артикуляционного аппарата (оральная диспраксия); формирования навыков рисования и письма (графомоторная диспраксия). Моторные функции кистей и пальцев рук в норме.
5. Психологическая база речи
5.1. Вербальная память
(Объём вербальной памяти достаточный для осуществления полноценной коммуникации;
объём вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации : наблюдаются незначительные / выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации).
5.2. Речевое внимание
(сформировано / не сформировано;
Наблюдаются трудности концетрации и / или распределения вниманияпри работе с вербальным материалом ).
5.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект)
( соответствует / не соответствует возрасту, нарушено / не нарушено;
наблюдаются трудности установления адекватных связей между предметами и явлениями окружающего мира;
решение мыслительных задач осуществляется только на уровне практических действий (наглядно-действенное мышление);
мышление наглядно образное, носит целевой, организованный характер;
мышление наглядно-образное, присутствуют элементы абстрактно-логического мышления).
6. Дополнительная информация
6.1. Особенности раннего речевого развития ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок ______________
6.3. Особенности речевого поведения
(речевая активность / гиперактивность \ пассивность)____________________
6.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) ______________
6.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Логопед ______________
Заключение:
Протокол логопедического обследования 1 класс
ФИО________________________________________________________________________________
Школа МБОУ «Ермаковская СШ №2» класс_____ Адрес______________________
ФИО родителей_______________________________________________________________________
1. Исследование состояния артикуляционной моторики.
Губы в улыбке* | Язык «чашечкой» | «Маятник»* |
Губы «трубочкой» | Язык «иголочкой»* | Чередование «улыбка» - «трубочка»* |
Язык «лопаткой»* | «Качели» | «Вкусное варенье» |
2. Исследование звукопроизношения.
| с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | н | н’ | м | м’ | j |
1 |
3.Проверка состояния фонематического восприятия и слуха
*Ба - па - | Ла - ра - | Га - ка - га - | Ча - тя - ча - |
Са - за - | Ма - на - ма - | За - са - за - | *Ра - ла - ра - |
Жа - ща - | Да - та - да - | *Жа - ша - жа - | |
*Са - ша - | Са - ша - са - | *Ца - са - ца |
А) в каких словах есть звук [с]? - собака, машина, транспорт, зелёный, велосипед, мотоциклист
Б) назови слово со звуком [з]_________________________________________________________
В)покажи где рак, а лак; покажи где коза, где коса; покажи где миска, а где мышка.
Г) какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении:
Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
тротуар | экскаватор | У фотографа фотоаппарат со вспышкой. |
перчатки | игрушки | |
светофор | кораблекрушение |
5. Исследование навыков языкового анализа.
1. Определить количество звуков в словах | Ус, дом, роза, баран |
2. Выделить последовательно звуки в словах | Мак, зонт, кошка, мост |
3. Назвать первый звук | Оля, Юра, Аня, уши, Яша |
4. Определить последний звук в словах | Ус, кот, сыр, стакан, щенок |
5. Где находится звук М в словах | Мак, сумка, дом |
6. Закончить слова | Бара…, пету…, само… |
7. Объяснить смысл предложений | На грядке лук. За рекой зеленый луг. |
6. Исследование грамматического строя речи
«Послушай и повтори». Читать 1-2 раза | *1 | Птичка свила гнездо. |
*2 | В саду было много красных яблок | |
*3 | Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу | |
*4 | Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно. | |
*5 | На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади | |
«Исправь ошибки» | *6 | Дом нарисован мальчик. |
*7 | Собака вышла в будку | |
*8 | По морю плывут корабль | |
*9 | Хорошо спится медведь под снегом. | |
*10 | Над большим деревом была глубокая яма. | |
«Составь предложения». | *11 | Мальчик, открывать, дверь. |
*12 | Сидеть, синичка, на, ветка. | |
*13 | Груша, бабушка, внучка, давать. | |
*14 | Собака, пушистому, снегу, по, бежит | |
*15 | Лужах, в, воробьи, купаются, весной | |
«Вставь пропущенное слово». | *16 | Лена наливает чай … чашки. |
*17 | Почки распустились … деревьях. | |
*18 | Птенец выпал… гнезда. | |
*19 | Щенок спрятался … крыльцом. | |
*20 | Пес сидит … конуры. | |
«Один – дом, а если их много, то это – дома». | *21 | Один – стол, а много – это… 22 дождь - |
*23 | Окно - 24 коза - 25 волна - | |
*26 | Гроза - 27 дерево- 28 перо - | |
«Один- дом, а много чего? – домов». | *29 | Один – стол, а много чего? - … |
*30 | Стул - …………………… 31 Окно - ……………………………… | |
*32 | Звезда - …………………. 33 Ухо - ……………………………….. | |
Согласование числительных с существительными. | 34 35 | Инструкция: Посчитай — 1 лошадь, 2 лошади, … 1 коза, 2… |
7. Исследование активного словаря.
Номинативная сторона речи. Инструкция: «Как называют человека, который | 1 2 3 | Фотографирует- подстригает- разносит почту - | 4 5 | Учит - Как можно назвать одним словом - |
«У кошки – котята, а у ……..» | *6 | козы- | *11 | собаки - |
*7 | волка - | *12 | курицы - | |
*8 | утки - | *13 | свиньи - | |
*9 | лисы - | *14 | коровы - | |
*10 | еж - | *15 | овцы - | |
Образование имени прилагательного от имени существительного. Инструкция: Назови как называется | *16 | сок из помидоров | *21 | кисель из клюквы - |
*17 | груши | *22 | салат из моркови - | |
*18 | винограда | *23 | суп из грибов - | |
*19 | сливы | *24 | лист дуба - | |
*20 | суп из кабачков | *25 | лист осины - | |
Образование сущ-х с уменьш — ласкат-ми суффиксами Инструкция: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие» | *26 | гнездо -……………………27 голова - ……………………… | ||
*28 | сумка -……………………..29 птица - | |||
*30 32 34 36 | дом - 31книга, кукла, 33мяч, кольцо, 35одеяло, ковер. 37 сапог | |||
Образование притяжательных от существительных. Инструкция: Чья это тень? | *38 | Ежа- 40 Верблюда - | ||
*39 | Птицы - 41 Льва | |||
*42 | Лисы | |||
Атрибутивный словарь. | 43 44 | Инструкция: Подбери однокоренные слова: Рыба (рыбак, рыбный, рыбачить), сад (посадки, садовник, рассада, садовод) | ||
Антонимы. Инструкция: подбери слова, противоположные по смыслу: | 45 47 50 | Добрый, 46Низкий Громкий, 48Светлый, Широкий | ||
Название времен года, их последовательности, признаков | 51-55 | Инструкция: Какое сейчас время года? В какое время года листья желтеют и опадают, а в какое на деревьях появляются почки на деревьях? |
8. Исследование понимания логико – грамматических конструкций.
1 Покажи ключ, карандаш. |
2 Покажи карандашом ключ. |
3 Карандаш - ключом. |
4 Нарисуй круг под крестом. |
5 Крест - под кругом. |
6 Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной? |
7 Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? |
8 Сашу ударил Коля. Кто драчун? |
9 Охотник бежит за собакой. Кто впереди? |
10 Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? |
9. Исследование связной речи.
А) Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Б) Послушай рассказ, запомни и перескажи.
__________________________________________________________________________________________
Протокол логопедического обследования 2 класс
ФИО__________________________________________________________________________________
Школа МБОУ «Ермаковская СШ №2» класс____ Адрес_________________________________
ФИО родителей________________________________________________________
1. Исследование состояния артикуляционной моторики.
Губы в улыбке* | Язык «чашечкой» | «Маятник»* |
Губы «трубочкой» | Язык «иголочкой»* | Чередование «улыбка» - «трубочка»* |
Язык «лопаткой»* | «Качели» | «Вкусное варенье» |
2. Исследование звукопроизношения.
| с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | н | н’ | м | м’ | j |
3.Проверка состояния фонематического восприятия и слуха
*Ба - па - | Ла - ра - | Га - ка - га - | Ча - тя - ча - |
Са - за - | Ма - на - ма - | За - са - за - | *Ра - ла - ра - |
Жа - ща - | Да - та - да - | *Жа - ша - жа - | |
*Са - ша - | Са - ша - са - | *Ца - са - ца |
А) в каких словах есть звук [с]? - собака, машина, транспорт, зелёный, велосипед, мотоциклист
Б) назови слово со звуком [ч]_________________________________________________________
В) покажи где бочка, а где почка; покажи где тапки, где шапки; покажи где миска, а где мышка.
Г) какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении:
Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
тротуар | экскаватор | У фотографа фотоаппарат со вспышкой. |
градусник | регулировщик | |
фотоаппарат | Кораблекрушение |
5. Исследование навыков языкового анализа.
1. Определить количество звуков в словах | Ус, дом, роза, баран |
2. Определи количество слогов в слове | Мак, зонт, кошка, мост, пароход |
3. Назвать второй звук | Оля, Юра, Аня, уши, осы, |
4. Определить последний звук в словах | кот, сыр, стакан, щенок, стол |
5. Назвать, в чём отличие этих слов | Оля-Коля, крыша - крыса |
6. Объяснить смысл предложений | На грядке лук. За рекой зеленый луг. |
6. Исследование грамматического строя речи
«Послушай и повтори». Читать 1-2 раза | *1 | Птичка свила гнездо. |
*2 | В саду было много красных яблок | |
*3 | Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу | |
*4 | Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно. | |
*5 | На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади | |
«Исправь ошибки» | *6 | Дом нарисован мальчик. |
*7 | Собака вышла в будку | |
*8 | По морю плывут корабль | |
*9 | Коза принесла корм девочке. | |
*10 | Над большим деревом была глубокая яма. | |
«Составь предложения». | *11 | Собака, пушистому, снегу, по, бежит |
*12 | Лужах, в, воробьи, купаются, весной | |
*13 | Груша, бабушка, внучка, давать. | |
*14 | Витя, косить, трава, кролики, для. | |
*15 | Петя, купить, шар, красный, мама. | |
«Вставь пропущенное слово». | *16 | Лена наливает чай … чашки. |
*17 | Почки распустились … деревьях. | |
*18 | Птенец выпал… гнезда. | |
*19 | Щенок спрятался … крыльцом. | |
*20 | Пес сидит … конуры. | |
«Один – дом, а если их много, то это – дома». | *21 | Одно – кольцо, а много – это… 22одеяло |
*23 | ковер - _______________24 сапог__________________25кружка | |
*26 | гнездо -_______________ 27 платье -__________________28дерево | |
«Один- дом, а много чего? – домов». | *29 | Один – стол, а много чего? - … |
*30 | Стул - …………………… 32 Окно - ……………………………… | |
*33 | Звезда - …………………. 34 Ухо - ……………………………….. | |
Подбери однокоренные слова | 35 36 37 | Рыба (рыбак, рыбный, рыбачить), сад (посадки, садовник, рассада, садовод) вода (водяной, подводный, водица, водичка) |
7. Исследование активного словаря.
«У кошки – котята, а у ……..» | *1 | козы- | *6 | собаки - |
*2 | волка - | *7 | курицы - | |
*3 | утки - | *8 | свиньи - | |
*4 | лисы - | *9 | коровы - | |
*5 | ёж - | *10 | овцы - | |
«Кукла из бумаги – она бумажная, а…….» | *11 | шляпка из соломы - | *16 | кисель из клюквы - |
*12 | горка изо льда - | *17 | салат из моркови - | |
*13 | варенье из вишни - | *18 | суп из грибов - | |
*14 | варенье из черники - | *19 | лист дуба - | |
*15 | варенье из сливы - | *20 | лист осины - | |
«Если днем жара, то день – жаркий, а если …….» | *21 | мороз -…………………………22 солнце - ……………………… | ||
*23 | снег -……………………….......24 ветер - | |||
*25 | дождь - | |||
«У собаки лапа собачья, а у …. » | *26 | кошки - 27 волка - | ||
*28 | льва- 29 медведя - | |||
*30 | лисы - | |||
Согласование числительных с существительными. | 31 32 | Инструкция: посчитай — 1 змея, 2 змеи, ... 1 воробей, 2….. | ||
Номинативная сторона речи. | подбери к этому слову, часть этого предмета: Платье – рукав; 33Дверь - 34Забор - 35Дом - | |||
Антонимы. «Подбери слова противоположные по смыслу» | 36 39 | Добрый - 37громкий - 38светлый – Низкий - 40умный - 41смелый - | ||
Синонимы. «Подбери слова близкие по значению» | 42 44 | Аккуратный – 43жестокий - Грустный- 45смелый - |
8. Исследование понимания логико – грамматических конструкций.
Покажи линейку ручкой |
Покажи карандашом ручку |
Карандаш линейкой |
Нарисуй круг под крестом.4 |
Крест - под кругом.5 |
Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной?6 |
«Я умылся после того, как сделал зарядку» что было вначале |
«Я позавтракал после того, как нарубил дров» что было вначале |
Сережа выше Юры. Кто из мальчиков ниже? |
Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас? |
9. Исследование связной речи.
А) Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Б) Послушай рассказ, запомни и перескажи. Горошины.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол логопедического обследования 3-4 класс
ФИО__________________________________________________________________________________
Школа МБОУ «Ермаковская СШ №2» класс_____ Адрес______________________________________
ФИО родителей_________________________________________________________________________
1. Исследование состояния артикуляционной моторики.
Губы в улыбке* | Щелканье языком |
Губы «трубочкой» | «Вкусное варенье» |
Язык «лопаткой»* | «Качели» |
Язык «иголочкой»* | «Маятник»* |
Язык «чашечкой» | Чередование «улыбка» - «трубочка»* |
2. Исследование звукопроизношения.
| с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | н | н’ | м | м’ | j |
3.Проверка состояния фонематического восприятия и слуха
*Ба - па - | Ла - ра - | Га - ка - га - | Ча - тя - ча - |
Са - за - | Ма - на - ма - | За - са - за - | *Ра - ла - ра - |
Жа - ща - | Да - та - да - | *Жа - ша - жа - | |
*Са - ша - | Са - ша - са - | *Ца - са - ца |
А) придумай слово со звуком [щ]
Б) какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении:
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Скакалка | Кинотеатр | Регулировщик руководит движением на перекрёстке. |
Танкист | Перепорхнуть | |
Милиционер | Кораблекрушение |
5. Исследование навыков языкового анализа.
1. Назови третий звук | Машина, кружка. |
2. Назови гласные и согласные в этом слове | Ручка |
3.Выделить последовательно каждый звук в словах | зонт, крыша, |
4 Сколько слогов в слове | танкист, самолет, велосипед |
5 назвать слово со звуком [ш] в конце слова | |
6 Сказать, в чем отличие этих слов | Оля-Коля, крыша - крыса |
7 Закончить слова | Бара…, пету… |
8. посчитай количество слогов | Горизонт, пирамида |
6. Исследование грамматического строя речи
«Послушай и повтори». Читать 1-2 раза | *1 | Птичка свила гнездо. |
*2 | В саду было много красных яблок | |
*3 | Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу | |
*4 | Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно. | |
*5 | На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади | |
«Исправь ошибки» | *6 | Дом нарисован мальчик. |
*7 | Собака вышла в будку | |
*8 | По морю плывут корабль | |
*9 | Хорошо спится медведь под снегом. | |
*10 | Над большим деревом была глубокая яма. | |
«Составь предложения». | *11 | Мальчик, открывать, дверь. |
*12 | Сидеть, синичка, на, ветка. | |
*13 | Груша, бабушка, внучка, давать. | |
*14 | Витя, косить, трава, кролики, для. | |
*15 | Петя, купить, шар, красный, мама. | |
«Вставь пропущенное слово». | *16 | Лена наливает чай … чашки. 17Почки распустились … деревьях. |
*18 | Птенец выпал… гнезда. 19Щенок спрятался … крыльцом. | |
*20 | Пес сидит … конуры. | |
«Один – дом, а если их много, то это – дома». | *21 | Один – плащ, а много – это… |
*22 | рукав - _____________________ 23 глаз ____________________________ | |
*24 26 | лоб -____________________ 25 Ухо -____________________________ дерево, 27 рот | |
«Один- дом, а много чего? – домов». | *28 | Один – стол, а много чего? - … |
*29 | Стул - …………………… 30 Окно - ……………………………… | |
*31 | Звезда - …………………. 32 Ухо - ……………………………….. |
7. Исследование активного словаря.
1. Номинативный словарь. Инструкция: подбери к этому слову, часть этого предмета: Платье – рукав; Дверь - Забор - Дом - | 2. Антонимы. Инструкция: подбери слова противоположные по смыслу (антонимы): Поднимать - поздний – прозрачный - далеко - | 8 | 3. Синонимы. Инструкция: подбери слова близкие по значению (синонимы): Красивый, добрый, холодный | |
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
«Кукла из бумаги – она бумажная, а…….» | *13 | шляпка из соломы - | *18 | кисель из клюквы - |
*14 | горка изо льда - | *19 | салат из моркови - | |
*15 | варенье из вишни - | *20 | суп из грибов - | |
*16 | варенье из яблок - | *21 | лист дуба - | |
*17 | варенье из сливы - | *22 | лист осины - | |
«Если Радость – то радостный, а если …….» | *23 | Честь -…………………………26 Интерес ……………………… | ||
*24 | Чудеса -………………………...27 Вкус - | |||
*25 | дождь - 28 Грусть | |||
«У собаки лапа собачья, а у …. » | *29 | кошки - 30 волка - | ||
*31 | льва- 32 медведя - | |||
*33 | лисы - 34 зайца | |||
Подбери однокоренные (родственные) слова: | 35 36 37 | Белый (беленький, белизна, белить, побелка); Вода (подводный, водный, подводник) Холод (холодить, холодильник, холодный). |
8. Исследование понимания логико – грамматических конструкций.
Покажи ключ, карандаш.1 |
Покажи карандашом ключ.2 |
Карандаш - ключом.3 |
Нарисуй круг под крестом.4 |
Крест - под кругом.5 |
Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной?6 |
«Я умылся после того, как сделал зарядку» что было раньше? |
«Я позавтракал после того, как нарубил дров» что было раньше? |
Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Кто стоял самым первым? |
На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера? |
9. Исследование связной речи.
А) Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Б) Послушай рассказ, запомни и перескажи.
Горошины.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование чтения
Цель исследования: определение освоения грамматического строя речи. Выявление освоения букв, определение характера чтения.
1 класс (первое полугодие)
Са, шу, ха, ну, ры, да
Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом
Ста, кро, тру, гло, цви
Бровь, строчка, кастрюля, мотоциклист, белка, банки
Миша спит. Саша гуляет.
«Плохой сторож»
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.
1 класс (второе полугодие)
«Лев и лиса»
Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростью жить: зашел он в пещеру, лег и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру. Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит:
— Что, лев, как можешь?
Лев говорит:
— Плохо. Да ты отчего же не входишь?
А лисица говорит:
— Оттого не вхожу, что по следам вижу – входов много, а выходов нет.
2 — 4 класс
Чтение рассказа «Уж и ёж»
Уж и Ёж.
Пришел раз ёж к ужу и сказал:
-Пусти меня, уж, в своё гнездо на время.
Уж пустил. Только как залез ёж в гнездо, не стало житья ужатам от ежа. Уж сказал ежу:
-Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои колятся о твои иглы, и им больно.
Еж сказал:
-Тот уходи, кому больно, а мне и тут хорошо.
Строители.
Задумали звери построить мост. Каждый из них подал своё предложение. Заяц сказал:
- Мост нужно строить из прутьев. Во-первых, его легче строить, а во- вторых, дешевле обойдётся.
-Нет,- возразил медведь,- если уж строить, то обязательно из столетних дубов, чтобы мост был крепкий и долголетний.
-Разрешите, - вмешался осёл в разговор.- Какой мост сроить, это мы потом решим. Сначала нужно решить самый принципиальный вопрос: как его строить, вдоль или поперёк реки?
Обследование письма
1 класс (первое полугодие)
- Записать буквы: и, ш, ц, л, д
- Записать слоги: На, ба, са, ан, ас, ац, ста, дро, мло
- записать слоги с оппозиционными звуками: Са-за, па-ба, та-да, ку-гу, ши-жи, во-фо
- записать слова: Куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина.
- Записать предложение: Аня читает газету.
- Составить предложения по сюжетной картинке
- Составить предложение на свободную тему из трёх слов
1 класс (второе полугодие)
Инструкция: запиши слова повар, машина
Инструкция: прочитай слова, составь предложение . Запиши.
Инструкция: послушай предложение, — Миша спит, запиши.
Сколько слов в предложении?
Инструкция: придумай предложение из трёх слов.
1 класс
III четверть Аня читала деду газету. Брат учит Юру играть в шашки | IV четверть На ветках красные розы. У Ани живёт кот Мурзик. |
2 класс
I четверть В саду рос клён. В больших клетках живут куры. Птицы улетели в тёплые края. | II четверть В зале стоит пушистая ёлка. На макушку ёлки села ворона. |
IIIчетверть В сухой траве шуршит ёжик. Пеньки надели снежные шапки. | IVчетверть Ребята города Москвы любят ходить в парк. Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. |
3 - 4 класс
Инструкция: прочитай слова. Составь из слов предложение и напиши его.
Устно составь еще одно предложение, чтобы получился текст:
помогает, книги, выбирать, библиотекарь, ребятам;
припорошил, мелкий, снег, степь, едва;
Инструкция: Придумай предложение на свободную тему;
Инструкция: Послушай предложение и запиши.
I четверть Красив русский лес осенью. Шуршит под ногами пожухлая трава. Лежит на столе тёплый душистый хлеб. | II четверть Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Тропинки замело снегом. |
III четверть Стоит чудесный зимний денёк. По дорожке сада прыгали молодые воробьи. | IV четверть Настала чудесная летняя пора. Белочки в рыжих шубках делают лёгкие прыжки. |
Индивидуальный речевой профиль
____________________________________
Успешность выполнения проб в % | 100 | ||||||||||
90 | |||||||||||
80 | норма | ||||||||||
70 | |||||||||||
60 | |||||||||||
50 | |||||||||||
40 | |||||||||||
30 | |||||||||||
20 | |||||||||||
10 | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Названия проб | Фонематическое Восприятие и слух | Артикуляционная моторика | Звукопроизношение | Звуко-слоговая структура слова | Навыки языкового анализа | Грамматический строй речи | Словарь и навыки словообразования | Понимание логико – Граммат. отношений | Связная речь. | Письменная речь |
Чтение (кол-во слов в минуту)
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв |
Мониторинг обследования письменной речи
ФИО______________________________________________________
Успешность выполнения проб в % | 100 | ||||
90 | |||||
80 | |||||
70 | |||||
60 | |||||
50 | |||||
40 | |||||
30 | |||||
20 | |||||
10 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Названия проб | Артикуляционо-акустическая дисграфия | Аграмматическая дисграфия | Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза | Оптическая дисграфия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»
В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...
Разработка спортивно-развекательной программы для учащихся младшего школьного возраста "В поисках золотого ключика"
Разработка спортивно-развекательной программы для учащихся младшего школьного возраста "В поисках золотого ключика"...
Конкурсно-игровая программа для детей младшего школьного возраста «В гостях у кота Леопольда»
/ Сцена украшена шарами. В конце сцены стоит столик, на нем ваза с цветами, стул. Звучит музыка кота Леопольда. Выходит Леопольд /...
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В настоящее время всё больше и больше детей не только специальных, но и массовых школ нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций.Характерными недостатками ко...
2016 г. "Волшебный квадрат" Коррекционно - развивающая программа для детей младшего школьного возраста воспитанников отделения дневного пребывания несовершеннолетних.
Таинственный мир превращенья бумаги,Здесь все чародеи, волшебники, маги.Творят они сказки своими руками И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ....
«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.»
Программа для психологов, учителей, работающих в первых классах. Только недавно первоклашки были дошкольниками, у них резко меняется режим, требования к ним, у детей накапливается тревожность, н...
Игровая программа для детей младшего школьного возраста «АЛФАВИТКА»
Игровая программа направлена на развитие творческих способностей детей и закрепленние знания алфавита....