Методическая разработка. Конспект подгруппового занятия во 2 классе
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Никитченко Альбина Александровна

Методическая разработка. Конспект подгруппового занятия во 2 классе

Тема: Связь существительных и прилагательных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_vo_2_klasse_1.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект подгруппового занятия во 2 классе

Составила и провела: Никитченко Альбина Александровна

Тема: Связь существительных и прилагательных.

Цель: Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде.

Задачи:

Образовательные задачи: 

  • Учить составлять грамматически правильные словосочетания.
  • Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде.
  • Уточнить понятие существительного и прилагательного.

 

Коррекционные задачи:

  • Развивать зрительное внимание, речевой слух, фонематическое восприятие, память. Развивать связную речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, развивать лексический??? словарь.

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки общения, инициативности.

Оборудование: презентация, карточки, слайды, мяч

План и ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечание

  1. 1 Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Проходите, но за парты пока не садитесь. Сначала, давайте запишем на доске тему нашего урока. Ксюша, дай мне мелок. (нет, не этот), Ваня, дай мне мелок (нет не этот), Дима дай мне мелок (нет, не этот) и т.д. Ребята, можно выполнить мою просьбу? Нельзя выполнить мою просьбу, потому что я не назвала главное слово, слово признак, я не сказала какой мелок мне нужен. Вася, дай мне, пожалуйста, белый мелок. Кто знает, как называются слова, обозначающие признак предмета?

Логопед: Сегодня  на уроке мы будем учиться составлять словосочетания из существительных и прилагательных.

2.Логопед:

Какая сегодня погода? – Почему плохая?  

– Какой бывает день, когда холодно?

– Какой бывает день, когда пасмурно?

– А когда есть ветер?

 – Значит, какой сегодня день?

– Как мы скажем про погоду? –

Какое сегодня небо?

– Когда бывает такая погода?

 – Значит, погода какая?

 – А как мы скажем про день?

– Про небо?

3.Логопед: На столе у вас карточки. Соедините каждый вопрос с соответствующим предметом. Подберите признаки к предметам и запишите их.

4.Логопед: Посмотрите, пожалуйста на картинки, что на них изображено?

К какой части речи они относятся?

Подберите к ним как можно больше прилагательных.

Шкаф какой?

Дерево какое?

Малина какая?

5. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»  по плану.

 а) план: размер, цвет, материал, из которого сделан предмет (мяч, кувшин, чашка, ваза, кольцо, вилка);

б) план: форма, цвет, какой на ощупь, какой на вкус (помидор, свекла, яблоко, дыня, лук, огурец).

Маша, что у тебя изображено на картинке?

Расскажи про мяч, какой он? Размер, цвет, материал, из которого сделан.

Расскажи про помидор?

Форма, цвет, какой на ощупь, какой на вкус?

6.Физкульминутка.

Логопед: Ребята, встаньте, пожалуйста рядом с партами, сейчас мы немного отдохнем и побудем часиками.

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

 Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

7.Логопед: Ребята, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что на ней изображено?

Соберите цепочку из слов-предметов и слов-признаков, используя картинки и вопросы.

Запишите получившиеся цепочки слов.

8. Ребята, любите ли вы загадки? Я тоже очень люблю их, как загадывать, так и отгадывать. Предлагаю вам сейчас сыграть в игру «Придумай загадку». В этой игре вам нужно будет охарактеризовать предмет, который у вас на картинке, чтобы ребята   точнее вы его опишете, тем быстрее ребята угадают его.

9. Игра с мячом «Какая, какое, какой»

Логопед: а теперь мы немного поиграем с мячом, я буду бросать и называть существительное, а вы ловить и называть к нему прилагательное.

Мяч -

стул-

солнце-

конфета-

машина-

мама-

 лев-

река -

самокат-

стол-

ведро-

ягода-

диван-

море-

10.Образование имён прилагательных от имён существительных.

- А теперь посмотрите на экран - образуйте слова, обозначающие признаки предметов.

Например, 
Сок из ананаса - ананасовый сок

Сок из арбуза

Сок из апельсинов –

 Сок из лимона

Сок из моркови

Варенье из малины

Варенье из клубники

Итог занятия. Молодцы, все справились с заданием. Что мы сегодня делали на занятии?

Какое задание вам понравилось больше?

Какое задание показалось наиболее сложным/простым?

Дети встают около доски.

Берут по очереди мелки, кладут обратно, так как они оказываются не теми мелками, которые просит логопед.

Дети отвечают, что просьбу выполнить нельзя.

Прилагательные.

Плохая

Идёт дождь, холодно, мокро, сыро, пасмурно.

Холодный

Пасмурный

Ветреный

День холодный, пасмурный, ветреный)

Погода холодная, пасмурная, ветреная

Темное, пасмурное, хмурое

Осенью

Погода осенняя

День осенний

Небо осеннее

В третьем столбике дети пишут:

Мишка плюшевый(мягкий)

Ваза стеклянная(хрустальная)

Масло сливочное(мягкое)

Пальто, шкаф, дерево

К существительным

Большой, квадратный, вместительный, объёмный, деревянный, огромный, скрипучий, устойчивый, новый

Высокое, зеленое, ветвистое, старое, плодовое, опавшее, молодое…

Вкусная, сладкая, яркая, сочная, розовая, червивая, кислая.

Мяч и помидор.

Мяч большой, жёлтый, резиновый

Помидор круглый, красный, мягкий, сочный.

 

Каждый из детей рассказывает о предметах по плану: кувшин/свёкла, чашка/яблоко, ваза/дыня, кольцо/лук, вилка/огурец

Наклоны влево-вправо.

Дети садятся в глубокий присед.

Приседания.

Вращение туловищем вправо.

Вращение туловищем влево.

Ходьба на месте.

Замедление темпа ходьбы.

 Бег на месте.

Дети останавливаются.

Солнце, снег, морковь.

Дети записывают в тетрадях цепочки: солнце горячее, круглое, ласковое, жёлтое, теплое, яркое.

Морковь треугольная, сочная.

Снег мокрый, пушистый, холодный, белый

Дети получают изображение, не показывая его одноклассникам, подбирают характеристики (слова-признаки), соответствующие ему. Записывают его название и характеристики в тетрадь. Затем по признакам дети отгадывают, что это.

(Рыжая, хитрая, умная)

Ребенок ловит мяч и подбирает к нему прилагательное   в соответствующем роде.

- резиновый,

- деревянный,

- яркое,

- сладкая,

- быстрая,

- добрая,

 - грозный.

-голубая

-быстрый

-письменный

- большое

-сладкая

-мягкий

-глубокое

- арбузовый сок

-апельсиновый сок

-лимонный сок

-морковный сок

-малиновое варенье

-клубничное варенье.

Учились подбирать прилагательные к существительным.

У доски лежат мелки разных цветов.

У каждого ребенка на столе карточки с тремя столбцами. В первом столбике изображены предметы: мишка, ваза, масло. Во втором-вопросы: Какая? Какой? Какое?

На доске изображены шкаф, дерево, малина

У каждого ребенка по две картинки с изображением предметов и овощей/фруктов.

На доске слева солнце, снег, морковь. В середине вопросы какое? какой? Какая? Справа написаны прилагательные: мокрый, пушистый, горячее, холодный, круглое, треугольная, ласковое, белый, жёлтое, теплое, яркое, сочная

Логопед предлагает каждому ребенку изображения: лиса, волк, белка, дерево,

река, ёж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"

В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных  образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.

Конспект урока  по физической культуре с использованием  элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...

Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".

Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....

Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата

Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...

Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Решение задач изученных видов»

Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе  по теме: «Решение задач изученных видов» и презентация урока...

Методическая разработка - Конспект урока математики в 4 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Тема урока:  «Закрепление знания таблицы умножения и деления».Цель: повторение и закрепление таблицы умножения и деления.Задачи:Образовательные:- закреплять приёмы сложения и вычитани...