Симптоматика нарушений письменной речи
консультация по логопедии
Симптоматика нарушений письменной речи несколько по-разному проявляется в разном возрасте. В «Памятке для учителя» описаны симптомы, характерные для обучающихся начальной школы, которые можно заметить в средней школе и в дошкольном возрасте – предрасположенность к дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для учителя - Симптоматика нарушений письменной речи | 584.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Симптоматика нарушений письменной речи
Симптоматика нарушений письменной речи несколько по-разному проявляется в разном возрасте.
Симптомы, которые проявляются в дошкольном возрасте | ||
Группа риска по дислексии Предрасположенность к дислексии | ||
| ||
Симптомы, которые проявляются в начальной школе | ||
| ||
В чтении: • Замедленный прогресс в усвоении чтения (отставание от программных требований примерно на 0,5 года и более в 1 классе, на 1 год – во 2 классе, на 1-1,5 года в 3 классе). • Стойкие трудности в овладении слогослиянием (долго сохраняющееся побуквенное чтение). • Использование двойного чтения: шепотом прочитывает первый раз и вслух – второй раз; иногда вместо 1-го шепотного прочтения возникают частые паузы (аналитически прочитывает про себя, а синтетически – вслух). • Повторяющиеся замены, пропуски, перестановки звуков при чтении. • Плохое понимание прочитанного. • Проявления эмоционального напряжения, страха, стеснения при чтении (особенно при чтении вслух). • Замены слов (ошибочное угадывание), добавление слов (которых нет в тексте). • Трудности узнавании частотных слов при чтении. • Трудности понимания узловых моментов содержания текстов, прочитанных ребенку вслух. | В письме: • Плохо владеют навыками фонематического анализа. • Много ошибок в письме под диктовку. • Среди ошибок особенно велика доля пропусков букв (особенно часто ‒ гласных), слогов. • Много замен букв, находящихся в сильной позиции (под ударением). • Ошибки на правописание слитно/раздельно, слитное написание нескольких слов, раздельное написание сегментов слова. • Ошибки маркирования начала и конца предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце). • Орфографические ошибки. | В других предметах: • Испытывают трудности в решении задач из-за плохого понимания условия задачи при чтении. • Не умеют работать с текстами в учебниках. • Испытывают трудности при выучивании стихов. • Плохо умеют планировать и самостоятельно выполнять домашние задания. |
Симптомы, которые проявляются в средней школе | ||
В чтении: • Проявления эмоционального напряжения, страха, стеснения при чтении (особенно при чтении вслух). • Сохраняются стойкие трудности в овладении слогослиянием (долго сохраняющееся побуквенное чтение) и освоении чтения целым словом. • Пропуск или добавление слов. • Не узнают знакомые слова. • Теряют строку или дважды читают одну и ту же. • Теряют место, где только что читали, водят пальцем (или ручкой) по строке. • Плохо понимают прочитанное, не могут выделить главные мысли в прочитанном. • Не умеют ориентироваться в словаре, справочнике, энциклопедии. • Плохо понимают учебные задания, представленные в письменном виде, но хорошо понимают суть заданий, предъявленных устно.
| В письме: • Не умеют конспектировать устную информацию в классе. • Испытывают трудности при написании эссе или сочинения. • Допускают много орфографических ошибок в письме. • Много ошибок в пунктуации. | В других предметах: • Испытывают затруднения при формулировке устных ответов в развернутой форме. • Испытывают трудности в решении задач из-за плохого понимания условия задачи при чтении. • Плохо умеют извлекать и усваивать информацию при чтении учебника. • Плохо умеют планировать и самостоятельно выполнять домашние задания. |
Интернет-ресурсы
- https://dyslexiarf.com/wp-content/uploads/2020/02/Metodicheskie-rekomendatsii-po-optimizatsii-sistemy-otsenivaniya-i-uluchsheniyu-organizatsii-psihologo-pedagogicheskoj-pomoshhi-obuchayushhimsya-s-narusheniyami-chteniya-i-pisma-1.pdf
- Изображение: https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&tbs=simg:CAQSiwIJw5zdlTXcavEa_1wELELCMpwgaOAo2CAQSEp0hP-0pmxWWMcYF8j21BsgRDRoaBJR7r7o217jy9MPJMIeHopEEZMLwkVJO6CsgBTAEDAsQjq7-CBoKCggIARIEjZRULAwLEJ3twQkaoQEKFgoDYm952qWI9gMLCgkvbS8wMWJsN3YKJwoUcG9ydHJhaXQgcGhvdG9ncmFwaHnapYj2AwsKCS9tLzBjaG1sOQohCg5leWVnbGFzcyBzdHlsZdqliPYDCwoJL2ovcjBobTZ5ChsKCGJ1enogY3V02qWI9gMLCgkvbS8wMjFzd24KHgoLY2hpbGQgbW9kZWzapYj2AwsKCS9tLzBiZ210MQw&q=get+angry&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjUqLr__u7uAhWD-IsKHQpGCfEQwg4oAHoECBAQMA&biw=1228&bih=576#imgrc=wZ_zjrkmALqKjM
Учитель-логопед МБОУ ШИ № 133 г. Новосибирска
Поташинская Марина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЯ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Особенности развития связанной речи детей с ОНР изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого ...
Подводные камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи.
Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовить и провести семинар для родителей....
Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...
Нарушения письменной речи. Виды нарушений. Способы, приемы и методы преодоления письменных нарушений
презентация...
Статья " Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи"
Статья предназначена для учителей начальной школы , из рубрики " Логопед учителю"...
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...
- Мне нравится (1)