Симптоматика нарушений письменной речи
консультация по логопедии

Поташинская Марина Викторовна

Симптоматика нарушений письменной речи несколько по-разному проявляется в разном возрасте. В «Памятке для учителя» описаны симптомы, характерные для обучающихся начальной школы, которые можно заметить в средней школе и в дошкольном возрасте – предрасположенность к дислексии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\DAY\Documents\РМО ЛОГОПЕДОВ\РМО 2020-2021\Брошюра - СЕМИНАР 2021 февраль\Рисунок для симптоматики.png

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Симптоматика нарушений письменной речи

Симптоматика нарушений письменной речи несколько по-разному проявляется в разном возрасте.

Симптомы, которые проявляются в дошкольном возрасте

Группа риска по дислексии

Предрасположенность к дислексии

  • Трудности в запоминании простых рифм, детских стихов.
  • Трудности сосредоточения, непоседливость при слушании устных историй.
  • Ребенок любит слушать истории, но не проявляет интереса к письменным буквам и словам.
  • Трудности запоминания алфавита (в том числе в стихотворной или песенной форме).
  • Признаки отставания в развитии устной речи.
  • Забывает имена друзей, знакомых, педагогов, путает названия основных цветов.
  • Дефицит слухового внимания.
  • Отставание в усвоении навыков, требующих тонкой координации движений пальцев.
  • Беспричинные колебания настроения («плохие» и «хорошие» дни).

Симптомы, которые проявляются в начальной школе

  • Замедленность мыслительных операций: замедленная речь/письмо.
  • Дефицит внимания.
  • Трудности в следовании инструкциям в учебной деятельности.
  • Трудности припоминания слов, подбора слов в речевом общении.

В чтении:

• Замедленный прогресс в усвоении чтения (отставание от программных требований примерно на 0,5 года и более в 1 классе, на 1 год – во 2 классе, на 1-1,5 года в 3 классе).

• Стойкие трудности в овладении слогослиянием (долго сохраняющееся побуквенное чтение).

 • Использование двойного чтения: шепотом прочитывает первый раз и вслух – второй раз; иногда вместо 1-го шепотного прочтения возникают частые паузы (аналитически прочитывает про себя, а синтетически – вслух).

• Повторяющиеся замены, пропуски, перестановки звуков при чтении.

• Плохое понимание прочитанного.

 • Проявления эмоционального напряжения, страха, стеснения при чтении (особенно при чтении вслух).

• Замены слов (ошибочное угадывание), добавление слов (которых нет в тексте).

 • Трудности узнавании частотных слов при чтении.

• Трудности понимания узловых моментов содержания текстов, прочитанных ребенку вслух.

В письме:

• Плохо владеют навыками фонематического анализа.

 • Много ошибок в письме под диктовку.

• Среди ошибок особенно велика доля пропусков букв (особенно часто ‒ гласных), слогов.

• Много замен букв, находящихся в сильной позиции (под ударением).

 • Ошибки на правописание слитно/раздельно, слитное написание нескольких слов, раздельное написание сегментов слова.

• Ошибки маркирования начала и конца предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце).

• Орфографические ошибки.

В других предметах:

• Испытывают трудности в решении задач из-за плохого понимания условия задачи при чтении.

• Не умеют работать с текстами в учебниках.

 • Испытывают трудности при выучивании стихов.

• Плохо умеют планировать и самостоятельно выполнять домашние задания.

Симптомы, которые проявляются в средней школе

В чтении:

• Проявления эмоционального напряжения, страха, стеснения при чтении (особенно при чтении вслух).

• Сохраняются стойкие трудности в овладении слогослиянием (долго сохраняющееся побуквенное чтение) и освоении чтения целым словом.

 • Пропуск или добавление слов.

• Не узнают знакомые слова.

• Теряют строку или дважды читают одну и ту же.

• Теряют место, где только что читали, водят пальцем (или ручкой) по строке.

• Плохо понимают прочитанное, не могут выделить главные мысли в прочитанном.

 • Не умеют ориентироваться в словаре, справочнике, энциклопедии.

• Плохо понимают учебные задания, представленные в письменном виде, но хорошо понимают суть заданий, предъявленных устно.

 

В письме:

• Не умеют конспектировать устную информацию в классе.

• Испытывают трудности при написании эссе или сочинения.

• Допускают много орфографических ошибок в письме.

• Много ошибок в пунктуации.

В других предметах:

• Испытывают затруднения при формулировке устных ответов в развернутой форме.

 • Испытывают трудности в решении задач из-за плохого понимания условия задачи при чтении.

• Плохо умеют извлекать и усваивать информацию при чтении учебника.

• Плохо умеют планировать и самостоятельно выполнять домашние задания.

Интернет-ресурсы

Учитель-логопед МБОУ ШИ № 133 г. Новосибирска

                                                                                                        Поташинская Марина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЯ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Особенности развития связанной речи детей с ОНР изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого ...

Подводные камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовить и провести семинар для родителей....

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...