Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.
статья на тему

Румянцева Лидия Юрьевна

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_pisma.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение письма – что это?

Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растет, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими  правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеянны, нестарательны. Но основная причина плохой успеваемости – в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. У детей с речевыми нарушениями зачастую плохо развиты слуховое и зрительное внимание, восприятие и память, наблюдаются затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой. Это не вина ребенка, а его беда!

Такие специфические трудности письма, как пропуск и смещение букв, перестановка букв в слове, не дописывание слов, ошибки в употреблении мягкого знака и другие, свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии.

ДИСГРАФИЯ – стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

При дисграфии выделяются следующие группы ошибок.

1. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы;

2. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога;

3. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова;

4. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания;

5. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.

Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. В случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит, и для предупреждения специфических ошибок чтения и письма.

Успешность работы по предупреждению ошибок чтения и письма зависит также от совместной работы всех специалистов школы, занимающихся с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»

Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников

Своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи....

Презентация "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников"

Данный материал помогает предупредить и корректировать нарушение речи у младших школьников....

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников»

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшег...