Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов
консультация по логопедии (1 класс)
Данный буклет "Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов" будет полезен родителям учащихся первых классов и учителям начальных классов. В данной работе раскрывается вопрос о понятии дислексии и дисграфии, видах специфических ошибок и профилактике их возникновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_profilaktika_disgrafii.docx | 870.39 КБ |
Предварительный просмотр:
6) Развивайте мелкую моторику рук!
Полезны:
- пальчиковая гим-
настика;
- игры с прищепка-
ми;
- использование
шариков су-джок;
- обведение по
точкам и штри-
ховка предметов;
- шнуровка, нанизывание бусинок;
- аппликации, лепка (лепить можно и буквы), плетение, вырезание ножницами и т.д.
Кабинет логопеда находится на 4-м этаже (подниматься по лестнице со стороны главного входа в школу)
По всем возникающим вопросам жду вас на консультации.
Профилактика
дисграфии
Учитель-логопед:
Андреева Наталия Викторовна
МБОУ «СОШ№56» г.Чебоксары
2021г.
Дисграфия – это нарушение письма, проявляющееся в стойких специфических и многократно повторяющихся ошибках.
Дислексия – это нарушение чтения, проявляющееся в стойких специфических и многократно повторяющихся ошибках.
Ошибки, которые должны вас насторожить:
1) Смешение букв по внешнему сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2) Отражение нарушенного звукопроизношения на письме: ребенок пишет то же, что и говорит. Например: сапка (шапка).
3) Смешение букв, похожих по звучанию (гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ). Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4) Пропуск букв и слогов, недописание слов.
5) Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым) .
6) Неумение передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7) Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, причины надо искать в другом.
Особенность дисграфии и дислексии — ошибки носят стойкий и повторяющийся характер.
Несколько полезных упражнений:
1) Упражнение «Корректурная правка»
Ежедневно в течение 5 мин ребенок в любом тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти и к согласным (н-р: букву а зачеркнуть, а букву о обвести). Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2) Пишите короткие диктанты простым карандашом.
Допущенные ошибки не исправляйте, а просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не красной!) Затем дайте тетрадь на исправление ребенку: он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.
3) Упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова:
∙ «Хлопни, если услышишь звук [Ш] среди других»
Можно брать любые звуки; особенно те, которые ребёнок путает. Далее материал усложняется, предлагается «поймать нужный звук» среди слогов, потом и слов.
∙ «Хлопни (топни, прыгни), если НЕ услышишь звук [Ш]»
∙ «Где спрятался звук?» (в начале, середине или в конце)
4) Развитие пространственных и временных ориентировок:
∙ Графические диктанты (ребенок следует по клеточкам вверх, вниз, направо, налево и т.д.) Детям особенно интересно, когда получается какая-то фигура.
∙ «Расскажи, что находится справа от тебя (слева, сзади, спереди)»
Также можно предложить ребёнку рассказать, что находится справа (слева, сзади, спереди) от стола, шкафа и т.д.
5) При изучении новой буквы (или если возникают трудности с её запоминанием, или если ребёнок их путает), то можно предложить:
∙ вырезать букву из цветной бумаги, картона и т.д;
∙ слепить букву из пластилина;
∙ выложить букву из ниток, палочек, спичек, мозаики;
Игра «Какой буквы не стало» (на столе лежат буквы; в тот момент, когда ребёнок закрывает глаза – взрослый прячет одну из букв и предлагает ребенку отгадать какой не стало).
Игра «Наложенные буквы» (предлагается назвать, какие буквы видит ребёнок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов
направления работы, советы родителям...
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...
Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР
Научно-исследовательская статья, посвященная изучению профилактики дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР. Статья включает исследование предрасположенности к дисграфии и дислексии у уча...
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...
"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов"
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...
Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов
Статья на тему "Особенности профилактики нарушений письменной речи"...