Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР
статья по логопедии (1 класс)
Научно-исследовательская статья, посвященная изучению профилактики дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР. Статья включает исследование предрасположенности к дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее недоразвитие речи является наиболее распространенным речевым нарушением.
Общее недоразвитие речи изучалось многими исследователями, такими как: Р.Е Левина[7]., Т.Б., Е.М. Мастюкова [9], А.В. Лагутина [3], Р.И. Лалаева [5] и др. Общее недоразвитие речи может влиять на обучение в школе, поэтому необходимо обращать внимание на формирование предпосылок письменной речи. В настоящее время современные требования к эффективности обучения грамоте становится все выше из года в год. Это обусловлено постоянно возрастающей ролью чтения и письма как видов деятельности, которые обеспечивают общеобразовательную подготовку человека, стимулирует развитие его интеллектуальной сферы, совершенствуют личность. Вследствие этого получила большое распространение среди учащихся младших классов дисграфии и дислексии. Наличие дисграфии и дислексии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся. К числу таких учащихся относятся также дети с ОНР, которые вследствие нарушения лексико-грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи испытывают трудности в овладении письмом и чтением. Поэтому необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекцию.
В связи с этим особую важность приобретает разработка методов ранней диагностики, прогнозирования трудностей чтения, письма и проведения своевременной подготовки к обучению грамоте, профилактики расстройств письма и чтения.
Проблема исследования - выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи; определение оптимальных путей по их профилактики.
Объект исследования – предрасположенность к дисграфии и дислексии учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – предпосылки формирования письменной речи.
Гипотеза исследования: исследуя предрасположенность к дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи, можно предположить, что у детей с ОНР недостаточно сформированы предпосылки овладения письменной речью, что обусловливает специфический дифференцированный подход к их профилактики.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается:
- в выявлении у учащихся 1 класса с ОНР состояния речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих процесс письма и чтения в норме;
- в изучении нарушения предпосылок письменной речи, что позволяет выявить детей «группы риска», имеющих предрасположенность к дисграфии и дислексии, своевременно организовать коррекционно-логопедическую работу по профилактики дисграфии и дислексии;
- в обосновании и выборе путей и методов коррекционно-логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии и дислексии.
Анализ литературы позволил выявить недостаточность изучения вопросов по проблеме исследования, определить содержание методики исследования.
Исследование проводилось в течение 2015/2016 учебного года на базе ГКОУ Павловского центра «Логос» Кировского района и ГБОУ школы № 520 Колпинского района. В исследовании участвовали экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошло 15 учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи. В контрольную группу вошло 15 учащихся 1 класса с нормальным речевым развитием.
Анализ результатов исследования показал, что у детей экспериментальной группы наблюдается неоднородность состояния речевых и неречевых функций, как по степени выраденности, так и по характеру нарушений.
В зависимости от степени выраженности и характера нарушений по результатам качественного и количественного анализа внутри экспериментальной группы было выделено две подгруппы:
1.В эту подгруппу вошло 20 % детей с неярко выраженным развитием лексики, грамматики, фонематического анализа. Так при исследовании лексики у детей наблюдались трудности обобщающих понятий, таких как школьные принадлежности, транспорт, профессии. При исследовании грамматического строя речи у детей отмечались затруднения в словообразовании (трудности образования притяжательных прилагательных, относительных прилагательных). При исследовании фонематического анализа у этих детей наблюдается затруднение в определении первого и последнего звуков в слове. У этих детей звуки находятся в стадии автоматизации в словах и предложениях.
У этой подгруппы детей зафиксировано нерезко выраженное ОНР на фоне артикуляторно-фонематической дислалии, по клинической классификации неосложненный вариант, т.к. в анамнезе у этих детей отмечались только простудные заболевания по типу ОРЗ и ОРВИ. У детей с этим вариантом ОНР не выявляется локальных поражений ЦНС.
У этих детей наблюдается предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии, к дисграфии на почве несформированности фонематического распознавания, к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, к фонематической дислексии.
2.В эту подгруппу вошло 80 % детей с ярко выраженным развитием лексики, грамматики с нарушением звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова, фонематических функции, низким уровнем зрительной памяти и пространственных представлений, недостаточным развитием ручной моторики. Так при исследовании лексики у детей отмечались трудности обобщающих понятий, в глагольном словаре наблюдались замены слов. При исследовании грамматического строя речи у них отмечались трудности словоизменения (затруднения при употреблении родительного падежа множественного числа существительных и согласования существительных с числительными, трудности при употреблении предложно-падежных конструкций, затруднения при употреблении множественного числа именительного падежа существительных – у 13 % детей). Затруднения в словообразовании (трудности при образовании относительных прилагательных, притяжательных прилагательных и приставочных глаголов). При исследовании связной речи наблюдались трудности при составления рассказа по серии картинок..
При исследовании фонематического анализа у детей отмечались трудности при определении первого и последнего звука в слове, при определении местоположения звука в слове (начало, середина, конец), а у 20 % детей наблюдались трудности при выделении звука из слова. При исследовании фонематического синтеза наблюдались трудности составления слова из звуков. При изучении фонематического восприятия наблюдались смешения звуков при повторении серии слогов и слов. При исследовании состояния звуко-слоговой структуры слова у детей отмечались пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов. У детей отмечаются недостатки звукопроизношения (замены, отсутствие, искажение звуков).
При исследовании пространственных представлений у детей наблюдаются трудности при дифференциации правых и левых частей. При исследовании зрительной памяти у детей отмечались затруднения при запоминании 10 картинок. При изучении состояния ручной моторики у детей наблюдались синкинезии при выполнении различных упражнений.
У этой подгруппы детей зафиксировано ОНР 3 уровня речевого развития на фоне стертой дизартрии, по клинической классификации осложненный вариант, т.к. в анамнезе этих детей наблюдались асфиксии в родах, пренатальная энцефалопатия, гипертензионно-гидроцефальный синдром, гипертензионный синдром, мышечная дистония и синдром пирамидной недостаточности, гипертонус рук и дисплазия тазобедренных суставов. У этих детей наблюдается предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии, к дисграфии на почве несформированности фонематического распознавания, к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, к аграмматической дисграфии и дислексии, к фонематической дислексии.
На основе результатов исследования были составлены методические рекомендации по формированию предпосылок письменной речи для уащихся 1 класса с ОНР, при составлении которых были использованы некоторые приемы и методы, описанные Л.В. Лопатиной [8], Р.И. Лалаевой [4], В.П. Глухова [1].
Выделяются следующие направления работы:
1. формирование правильного звукопроизношения.
2. формирование фонематического восприятия.
3. формирование фонематического анализа и синтеза.
4. формирование лексики.
5. формирование словоизменения.
6. формирование словообразования.
7. формирование монологической связной речи.
8. развитие пространственных представлений.
9. развитие зрительной памяти.
10. развитие ручной моторики.
Методические рекомендации по профилактики дисграфии и дислексии необходимы в работе не только для учителей-логопедов, но и для учителей начальных классов школ с ТНР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2001 г.
2.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма. – СПБ, 2003 г.
4.Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПБ, 1998 г.
3.Лагутина А.В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4 лет с ОНР// Дефектология. 2006 г. № 6.
5.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. СПБ, 2001 г.
6.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004 г.
7.Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997 г., 2 часть.
8.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПБ, 2001 г.
9.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – Л., 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников
В публикации представлены направления работы в профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников....
Профилактика дисграфии и дислексии у детей
Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся-дисграфиков, дислексиков в школе....
Профилактика дисграфии и дислексии. Работа с деформированным текстом.
Нарушения письменной речи – одна из самых актуальных проблем современной логопедии. Несформированность процесса письма сказывается на усвоении детьми знаний, что затрудняет их социальную адаптац...
Игры для профилактики дисграфии и дислексии
Сейчас очень у многих детей существуют предпосылки развития дисграфии и дислексии, данные игры и упражнения направлены на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, умению ориентироваться на пло...
Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов
Данный буклет "Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов" будет полезен родителям учащихся первых классов и учителям начальных классов. В данной работе раскрывается вопрос...
Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.
Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.Письменная речь, формируется в условиях цел...