"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов"
статья по логопедии
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка предупредить нарушения в формировании письменной речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов
Гайнанова Г. Р.,
учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, высшая квалификационная категория
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Учитель начальных классов - первый помощник для ученика и его родителей. При необходимости педагог может направить ребёнка на консультацию к логопеду, невропатологу, чтобы совместными усилиями преодолеть возникшие трудности. В некоторых, не очень запущенных случаях, учитель сам может оказать посильную помощь ребёнку. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
На первых этапах обучения письму наиболее часто встречаются следующие виды ошибок, свидетельствующих о трудностях в формировании письменной речи:
- отсутствие границ предложений;
- слитное написание слов в предложении;
- пропуски гласных;
- пропуски согласных в стечениях;
- ошибки в обозначении мягкости согласных на письме;
- смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
- нечеткая дифференциация букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки и др.
Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка предупредить нарушения в формировании письменной речи учащихся.
Упражнения эти не займут много времени, но зато позволят разнообразить деятельность учащихся на уроке, во много раз увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка письма.
- Слуховые диктанты предложений.
- Записать предложение цифрами.
Наступила осень. (2)
Часто идут дожди. (3)
Птицы улетают. (2)
- Сосчитать количество пробелов (пропусков) между словами.
Зима пришла. (1)
Выпал пушистый снег. (2)
Замерзли реки. (1)
Какая красивая зима. (2)
- Списывание предложений.
- Списывание предложений с использованием пробелов.
Детииграют.
Мамаготовитобед.
Бабушкавяжет.
Папаработает.
- Списывание предложений заведомо неверных по смыслу.
Медведь боится волка.
Папа младше сына.
- Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем однородное слово.
Ребята идут в школу.
(Мальчики идут в школу).
Ребята бегут в школу.
Ребята идут из школы.
(Ребята идут в библиотеку.)
- Списывание с сокращением.
- Сокращение каждого последующего предложения на одно слово.
Вова ел вкусный суп.
Вова ел суп.
Вова ел.
- Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.
Мышка убегает от………
Яхта плывет по…….
Самолет летит над……
- Слуховой диктант слов.
- Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (записываются только начальные ударные гласные).
Игры (и), остров (о), отпуск (о), арка (а), астры (а), иглы (и), эхо (э). утка (у), улей (у).
- Диктант односложных слов.
Дом (о). нож (о), рак (а), кит (и), сон (о), сын (ы), сыр (ы), мак (а), дым (ы), бык (ы).
- Диктант двухсложных слов.
Сахар (а-а), мука (у-а), кони (о-и), коза (о-а), грибы (и-ы), дома (о-а), сани (а-и).
Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.
- Работа с цифровым рядом.
Найти место звука (буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях. Например, найти место (Р) в словах:
Бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезли (2), грачи (2).
- Упражнения для усвоения графических навыков.
- Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв.
Де/ушка у/ит ры/у. (б-д) (Дедушка удит рыбу.)
Ба/ушка лю/ит со/ирать гри/ы. (Бабушка любит собирать грибы.)
Обратное задание – зашифровать записанные или продиктованные предложения.
(В зоопарке /ыли зе/ры, о/езьяны, /егемоты.)
В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.
(Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.)
- Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.
(Ребята собирают белые грибы.) Редята содирают делые гриды. (б-д) (Пароход отходит от причала.) Тароход опходит оп тричала. (т-п)
Данные упражнения отвечают задачам формирования техники письма, его операционной стороны и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.
Список использованной литературы:
1. Безруких М.М., Ефимова С. П., Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула: Арктоус, 1996.
2. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие. – М.,2006.
3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы
В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....
Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов
Статья на тему "Особенности профилактики нарушений письменной речи"...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов
Виды заданий по профилактике письменной речи у учащихся с ОВЗ...