Формирование связной речи по методике ТА Ткаченко
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Куликова Евгения Васильевна

В материалах представлена структура занятия специалиста, направленного на исправление недостатков произношения у детей до 8 лет. обозначены этапы занятия, их описание и используемые средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие связной речи.

Методика Ткаченко Татьяны Александровны

Структура занятия по методике ТА Ткаченко

Этапы

Основное содержание этапов

Средства

  1. Звуковая разминка

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и неправильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет. (В начале слова, затем в потоке других звуков)

Пример: ента рента гента энта

                  ЛЬ — М — Н— ЛЬ — А — ЛЬ

Наглядные, словесные

  1. Артикуляционные упражнения
  • Сядь перед зеркалом, внимательно, точно, не торопясь проделай каждое упражнение. Повтори его 5-8 раз. Правильность выполнения упражнений проверьте по картинке и описанию.  
  • «Приключение ветерка» Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука. Послушай, где в игровой форме объяснена артикуляция звука, и проделай указанные движения.
  • Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука.  

Заучи, как правильно нужно произносить звук

Наглядные, словесные

  1. Слоговые упражнения
  • Закрепление произношения звука  в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы
  •  Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов.  пример:(ля, лю, ле, ли). Говорит взрослый Говорит ребенок Зеленеют все поля, ля-ля-ля, ля-ля-ля. Я капусту посолю, лю-лю-лю, лю-лю-лю. Книги спрятаны в столе, ле-ле-ле, ле-ле-ле. Мы на озеро пошли, ли-ли-ли, ли-ли-ли.

Затем по аналогии в прямых слогах, обратных.

Словесные

  1. Закрепление в словах
  • в начале имен собственных

 Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Глядя на них, повтори разные детские имена. Выдели голосом первый звук. Затем по памяти назови 4 имени для девочки, а затем для мальчика.  

Пример:

Лена Лика Люся Люба Лиза; Лева,Леня

  • Затем в начале слова, середине, в конце (+ развитие слуховой памяти)

Пример:

Н: Лед — лен — лев.        С: Оля — Галя — Валя.

Лей — люк — лень    Налево — полено — колено.     Толя — Коля — Алик.

  • Закрепление произношения звука  в словах. Развитие памяти и словесно-логического мышления

Возьми картинки. Разложи их по группам (животные, растения, предметы, продукты и т. д.). Посмотри на картинки из одной группы и постарайся запомнить как можно больше слов. Повернись к картинкам спиной и четко, выделяя голосом звук , назови то, что на них изображено.

  • Закрепление произношения двух звуков  в одном слове-действии. Уточни значение слов-действий.

Возьми картинки мальчика и девочки и представь, что они выполняют все называемые действия. Четко, выделяя голосом звук, повтори каждое слово как скороговорку, т. е. сначала медленно, а затем все быстрее. Обязательно сохраняй при этом громкость и внятность произношения.

Пример: Лепили, вылетали, полюбили, облетали, поливали, отлетали, выливали

Затем в сочетании слов.

  • Закрепление произношения звука  в словах различного слогового состава. Формирование навыков звуко-слогового анализа

Вырежи слоговые «вагончики». Разложи картинки и проговори все слова, разделяя на слоги. Посчитай количество слогов в каждом слове. Для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения. Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».

  • Закрепление произношения звука  в сочетаниях слов. Уточнение знаний об окружающем мире.

 Назови сначала только детеныша каждого животного. Затем по образцу произнеси сочетания слов, выделяя голосом звук .

Например: У соболя — соболенок, у лебедя — лебеденок.

  • Закрепление произношения звука  в сочетаниях слов с предлогом у

Представь, что ты попал в гости к сказочным героям: маленькой Мальвине и большущему Великану. Чем отличаются одни и те же вещи в домах у наших героев (туфли, плед, блюдо, калитка, пальто, гольфы, ключ, кошелек, кегли, лесенка, будильник, лейка)? Четко выдели голосом звук.

 Например: У Мальвины маленькие туфли. У Великана большие туфли.

Наглядные, словесные

  1. Закрепление звука во фразах
  • Закрепление произношения звука  в коротких предложениях, свободных от свистящих, шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант).

Четко, выделяя голосом звук , повтори каждое предложение 3-4 раза. Затем произнеси их по памяти.

Пример: Алик и Леня топали. Галя и Валя бегали. Оля и Лида пели. Толя и Коля копали. Валя и Лида кивали.

  • Закрепление произношения звука  в предложениях, составленных как ответы на вопросы

Возьми картинки мальчика и девочки. Дай им имена Лена и Леня. Разложи картинки-подсказки и ответь на вопросы полными предложениями. Если ребенок сумеет дать по 4 ответа на каждый вопрос, похвалите его.

Например: Кого видели Лена и Леня? Лена и Леня видели оленя. Лена и Леня видели лису. Лена и Леня видели льва. Лена и Леня видели павлина и т. д.

То же самое в предложениях, фразах-рифмовках

Пример: Толя и Лена несут полено. У Гали и Лили туфельки были.

Наглядные, словесные

  1. Закрепление звука в стихах
  • Четко, выделяя звук , произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Понравившиеся рифмовки заучи.

Пример: Лебеди летят, Как-то летом у калиток На поля глядят. Мы увидели улиток, Путь недлинный до калитки Лебедята вдаль глядят, Одолели две улитки. Улететь они хотят.

То же самое в чистоговорках, рифмовках, скороговорках, пословицах

Пример: У Галины много малины.

                 Легко взять, да нелегко отдать

Словесные

  1. Закрепление звука в рассказах
  • Четко, выделяя звук, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком.  

ЛЕПКА Мама Лена готовит обед на кухне. А дети — Галя, Толя и Коля — лепят в комнате. У детей на столе глина. Коля лепит льва. Толя лепит лебедя. А Галя лепит дельфина. Дети любят лепить. Глиняных лебедя, льва и дельфина дети отдадут любимой маме.

Словесные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

В методических рекомендациях раскрываются особенности работы с детьми, имеющими недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное  развитие ре...

Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.

Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности по развитию связной описательной речи у младших школьников....

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе

Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи....