Диагностика речевого развития обучающегося с ЗПР
учебно-методический материал по логопедии
Представляет собой диагностическую карту речевого развития обучающегося, заполняющую учителем-логопедом на начало, середину и конец учебного года, а также содержит методику изучения уровня речевого развития и систему его оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rechevogo_razvitiya.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта речевого развития обучающегося
Ф.И. ребенка________________________________________________ Класс_________________________________________________________
Год обучения | Период | Устная речь | Чтение | Письменная речь | Всего баллов | Уровень | |||||||||||||||||||
Артикуляционная моторика | Словарный запас | Грамматический строй речи | Словообразование | Понимание логико-граммат. связей | Связная речь | Фонем. восприятие | Звукопроизношение | Слоговая структура слова | Языковой анализ и синтез | Усвоение букв | Способ чтения | Ошибки при чтении | Понимание прочитанного | Успеваемость по чтению | Графический навык | Списывание с печат. текста | Списывание с прописного текста | Орфограф. ошибки в сам. письме | Специф. ошибки в сам. письме | Успеваемость по русскому языку | |||||
нг | |||||||||||||||||||||||||
сг | |||||||||||||||||||||||||
кг | |||||||||||||||||||||||||
нг | |||||||||||||||||||||||||
сг | |||||||||||||||||||||||||
кг | |||||||||||||||||||||||||
нг | |||||||||||||||||||||||||
сг | |||||||||||||||||||||||||
кг | |||||||||||||||||||||||||
нг | |||||||||||||||||||||||||
сг | |||||||||||||||||||||||||
кг |
Учитель-логопед _____________
Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки
УСТНАЯ РЕЧЬ | |||||||||||||
I | Артикуляционная моторика | ||||||||||||
№ | Выполнение артикуляционных упражнений | Оценка | |||||||||||
Губы в улыбке Губы «трубочкой» Язык «лопаткой» Язык «иголочкой» Язык «чашечкой» Щелканье языком «Вкусное варенье» «Качели» «Маятник» «Улыбка» - «трубочка» |
| ||||||||||||
II | Словарный запас | ||||||||||||
Назвать и обобщить (картинки) |
| ||||||||||||
Назови: - предмет, которым режут хлеб? - предмет, которым причесываются? - предмет, которым копают землю? | |||||||||||||
Подбор определений: конфета лук мороженое лимон огурец малина | |||||||||||||
Подбор синонимов: ребенок машина лошадь собака летчик ученик | |||||||||||||
Подбор антонимов: большой храбрый тяжелый тонкий красивый холодный_ | |||||||||||||
III | Словообразование | ||||||||||||
Образование прилагательных от существительных | сок из апельсина игрушка из пластилина варенье из клубники Буратино из дерева кораблик из бумаги стакан из стекла |
| |||||||||||
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом | стул - стульчик ковер - зеркало - стол - ведро - сапог- | ||||||||||||
Образование множественного числа существительных | дом - много домов котенок - дерево - воробей - облако - платье - | ||||||||||||
Образование притяжательных прилагательных | чья книга? (бабушка) чей хвост? (птица) чьи уши? (медведь) чья сумка? (тетя) | ||||||||||||
Согласование числительного с существительным | 1 ложка - 3 ложки 1 гриб - 5 3 кота - 5 | ||||||||||||
IV | Грамматический строй речи | ||||||||||||
«Исправь ошибки» | Дом нарисован мальчик. Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. | • 3 балла – задание выполнено правильно; • 2 балла – пропуски, привнесение, замены слов, аграматизмы, незначительные смысловые неточности; • 1 балл – смысловая неадекватность; • 0 баллов – непонимание, невыполнение инструкции | |||||||||||
«Составь предложения». | Мальчик, открывать, дверь. Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Витя, косить, трава, кролики, для. Петя, купить, шар, красный, мама. | ||||||||||||
V | Понимание логико-грамматических связей | ||||||||||||
Покажи ключ, карандаш. |
| ||||||||||||
Покажи карандашом ключ. Покажи карандаш ключом. | |||||||||||||
Нарисуй круг под крестом. | |||||||||||||
Нарисуй крест - под кругом. | |||||||||||||
Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной? | |||||||||||||
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? | |||||||||||||
Сашу ударил Коля. Кто драчун? | |||||||||||||
Охотник бежит за собакой. Кто впереди? | |||||||||||||
Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? | |||||||||||||
VI | Связная речь | ||||||||||||
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Цыпленок» | • 3 балла – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; • 2 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; • 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла; • 0 баллов – отсутствует описание ситуации. | ||||||||||||
Пересказ рассказа «Папин подарок» Папа купил Сене маленькую собачку. Сеня назвал свою собачку Тузиком. Тузик был смелым, он сразу залез на Сенин стол. Сеня прогнал Тузика со стола, и Тузик спрятался под стул. Чтобы Тузик не обижался, Сеня поставил перед ним миску с супом. В супе была косточка. Тузик сразу всё съел. Сеня решил взять Тузика на прогулку. Сеня взял свой велосипед и позвал Тузика. Тузик бежал впереди, а Сеня ехал сзади на велосипеде. Обоим было весело! | • 3 балла – воспроизведены все смысловые звенья; • 2 балла – пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла, • 1 балл – рассказ не завершен, включение посторонней информации; • 0 баллов – невыполнение задания; | ||||||||||||
VII | Фонематическое восприятие | ||||||||||||
ПА-БА-ПА ДУ-ТУ-ДУ КО-ГО-КО СА-ЗА-СА ЖУ-ШУ-ЖУ ЖА-ЗА-ЖА ФА-ВА-ФА ШО-СО-ШО СЫ-ЗЫ-ЦЫ |
| ||||||||||||
VIII | Звукопроизношение | ||||||||||||
С | сумка - автобус- посуда |
| |||||||||||
С’ | сети- гусь - такси | ||||||||||||
З | замок- коза | ||||||||||||
З’ | зима-газета | ||||||||||||
Ц | цепь - птенец- пуговица | ||||||||||||
Ш | шапка- душ -машина | ||||||||||||
Ж | жук-ножи-пожарная машина | ||||||||||||
Щ | щетка-плащ-овощи | ||||||||||||
Ч | чемодан-мяч-бабочка | ||||||||||||
Р | рыба-топор-барабан | ||||||||||||
Р’ | река –дверь-батарея | ||||||||||||
Л | лодка-футбол-молоток | ||||||||||||
Л’ | лимон-медаль-телефон | ||||||||||||
Х | хобот- ухо- петух | ||||||||||||
Х’ | духи - хитрая | ||||||||||||
К | кот –свекла- венок | ||||||||||||
К’ | кино -кепка -ботинки | ||||||||||||
Г | губы-вагон | ||||||||||||
Г’ | деньги-бегемот- книги. | ||||||||||||
j | Йод- яйца- попугай | ||||||||||||
IX | Слоговая структура слова | ||||||||||||
конфета |
| ||||||||||||
гусеница | |||||||||||||
апельсиновый | |||||||||||||
сковорода | |||||||||||||
табуретка | |||||||||||||
капуста | |||||||||||||
Мотоциклист догоняет велосипедиста | |||||||||||||
X | Языковой анализ и синтез | ||||||||||||
Сколько слов в предложении? | День был теплый. Около дома росла высокая береза | • 3 балла – правильный ответ с первой попытки; • 2 балла – правильный ответ со второй попытки; • 1 балл – неверный ответ с третьей попытки; • 0 баллов – непонимание инструкции. | |||||||||||
Сколько слогов в слове? | дом карандаш | ||||||||||||
Определи место звука в слове | Первый звук в слове «сумка» Последний звук в слове «замок» | ||||||||||||
Сколько звуков в слове? | рак сумка диктант | ||||||||||||
ЧТЕНИЕ | |||||||||||||
I | Усвоение букв |
| |||||||||||
II | Способ чтения |
| |||||||||||
III | Ошибки при чтении |
| |||||||||||
IV | Понимание прочитанного |
| |||||||||||
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ | |||||||||||||
I | Графический навык |
| |||||||||||
II | Списывание с печатного текста |
| |||||||||||
III | Списывание с прописного текста |
| |||||||||||
IV | Орфографические ошибки в самостоятельном письме |
| |||||||||||
V | Специфические ошибки в самостоятельном письме |
|
Уровень речевого развития определяется суммой баллов:
Уровень развития | Количество баллов | Условное обозначение |
Высокий | 53–60 баллов | В |
Выше среднего | 43 – 52 баллов | ВС |
Средний | 33 – 42 баллов | С |
Ниже среднего | 23 – 32 баллов | НС |
Низкий | 0 – 22 баллов | Н |
Примечание: Для первого года обучения на начало и середину учебного года не диагностируются показатели «Усвоение букв», «Способ чтения», «ошибки при чтении», «Списывание с печатного текста», «Орфографические ошибки в самостоятельном письме», «Специфические ошибки в самостоятельном письме»
Уровень речевого развития для первого года обучения на начало уч. года
Уровень развития | Количество баллов | Условное обозначение |
Высокий | 39 –46 баллов | В |
Выше среднего | 29 – 38 баллов | ВС |
Средний | 19 – 28 баллов | С |
Ниже среднего | 9– 18 баллов | НС |
Низкий | 0 – 8 баллов | Н |
Уровень речевого развития для первого года обучения на середину уч. года
Уровень развития | Количество баллов | Условное обозначение |
Высокий | 47–54 баллов | В |
Выше среднего | 37 – 46 баллов | ВС |
Средний | 27 – 36 баллов | С |
Ниже среднего | 17– 26 баллов | НС |
Низкий | 0 – 16 баллов | Н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика речевого развития
Задания для диагностики речевого развития в 1-3 классах...
Результаты диагностики речевого развития учащихся 1х классов.
Презентация к семинару по приемственности между ДОУ и школой. На слайдах представлены результаты диагностики на начало учебного года, выявленные наиболее часто встречающиеся нарушения в речевом развит...
Программа «Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»
Программа«Диагностика речевого развития учащихся 1-4 классов»...
Диагностика речевого развития. Авторы: Т.П.Артемьева, Е.С.Слепович и т.д.
Диагностика речевого развития. Авторы: Т.П.Артемьева, Е.С.Слепович и т.д....
Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.
В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....
Экспресс-диагностика речевого развития будущих первоклассников
Уважаемые коллеги, в данной статье представлена диагностика устной речи первоклассников, так как в основе механизма овладения навыком письма лежит установление новых ассоциативных связей между словом ...
Изучение методов диагностики речевого развития обучающихся 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС ОВЗ.
В этой статье можно ознакомиться с современными способами диагностики речевого развития учащихся начальной школы....