Диагностика речевого развития. Авторы: Т.П.Артемьева, Е.С.Слепович и т.д.
материал на тему

Терёхина Наталия Александровна

Диагностика речевого развития.    Авторы: Т.П.Артемьева, Е.С.Слепович и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_rechi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика речевого развития                                   

 авторы: Т.П.Артемьева, Е.С.Слепович и т.д.

Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. При помощи внутренней речи человек регулирует и контролирует собственную деятельность. Речь- форма существования мысли, поэтому речь тесно связана с мышлением.

Готовность к школьному обучению включает в себя определенный уровень речевого развития:

- правильное звукопроизношение;

- способность опознавать и дифференцировать акустические признаки звуков;

- достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя речи;

- умение логично, связно строить высказывания;

- речевая активность.

Устная речь детей с ЗПР содержит :

Негрубые нарушения,  как произношения, так и грамматического строя. Недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие, т.е. способность к проведению звукового анализа. Недостаточность словарного запаса (преимущественно бытовая, обиходная лексика). Логическое построение высказывания затруднено.

Педагогу предлагается использовать сокращенную программу общепринятой методики обследования речи у школьников с ЗПР.

I. Обследование состояния звукопроизношения.

Ученику предлагают назвать предметы, изображенные на картинке, в названии которых исследуемый звук находиться в начале слова, в середине и в конце. Например Шапка, коШка, мыШь.

II. обследование фонематического слуха.

  1. Опознание фонем «Подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных – А, У, Ы, О, У, А, О, Ы» . « Хлопни в ладоши, если услышишь звук «К» среди других звуков - П, К, Н, М, К, Т, К, Р».

  1. Повторение за учителем слогового ряда:

- со звонкими и глухими звуками: ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА,     БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА,      ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША,     СА-ЗА, ЗА-СА-ЗА, СА-ЗА-СА;

- с шипящими и свистящими звуками: СА-ША-СА,    ШО-СУ-ША,      СА-ЗА ЦА,     ЩА-ЧА-ША,         ША-ЗА-СА;

- с сонорами: РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА.

3.  Выделение звука в слогах  «Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»:                                        

ЛА, КА, ША, СО, НЫ, А, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ».

4. Выделение звука в слове «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»:

ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВРТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ».

5. Подбор слов с заданным звуком. Вспомни слова со звуком «З».

6. Различение звуков в словах паронимах. Чем отличаются названия: БОЧКА-ПОЧКА,  КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ.

7. Определение места звука в словах (в начале, в середине, в конце). Определи, где находится звук «Ч» в словах:  ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ.

III. Обследование навыков звукового анализа слова.

  1. Определить количество звуков в словах: УС, ДОМ, РОЗА, БАРАН, РОМАШКА.
  2. Выделить последовательно каждый звук в словах: МАК, ЗОНТ, КРЫША, ТАНКИСТ, САМОЛЕТ.
  3. Назвать первый ударный гласный звук: ОЛЯ, ЮРА, АНЯ, УШИ, ОСЫ, ЯША.
  4. Определить последний согласный звук в словах: УС, КОТ, СЫР, СТАКАН, ЩЕНОК, СТОЛ.
  5. Выделить согласный звук в начале слова: СОК, ШУБА, МАГАЗИН, ЩУКА, ЧАЙ.
  6. Назвать ударный гласный звук в конце слова: ВЕДРО, ГРИБЫ, ЧУЛКИ, РУКА.
  7. Закончить слово: БАРА-, ПЕТУ-, СОМО-.
  8. Определить, какими звуками отличаются слова: ОЛЯ-КОЛЯ, КРЫША-КРЫСА.

IV. Обследование активного словаря.

  1. Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках.

  1. Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, коза, собака

  1. Назвать предмет по его описанию. Как называется помещение, где читают, выдают, получают книги?  Кто косой, слабый, трусливый?  Что светит, сияет, греет?

  1. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя.

  1. Подобрать обобщающее     слово:  стол-мебель, а чашка что? Сапоги-обувь, а шуба что?  Земляника-ягода, а масленок что? Комар-насекомое, а щука кто?

  1. Назвать признаки предметов:

- Ёлка какая? Небо какое? Туча какая? Лимон какой? Часы какие? Письмо какое? Стекло какое? Ножницы какие?

      - Морковь сладкая, а редька какая?   Ручей узкий, а река какая?  Трава низкая, а дерево какое?

      7. Назвать действия людей и животных:

- Повар что делает?   А почтальон? Сапожник? Учитель?

- Кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка?  Змея?  Воробей?  Ёжик?  

- Кто как подает голос:  петух кукарекает, а ворона? Воробей? Сорока?

- Назови действия по картинкам  (входит, переходит, заходит, выходит и т.д.)

      8. Назвать времена года, их последовательность и признаки.

      9. Подобрать слова противоположные по значению (большой-маленький):  холодный, чистый, твердый, мокрый, широкий.

  1. Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, громкий, тайна, сильный .

V. Обследование грамматического строя речи.

1. Составление предложений по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями, например: Зачем мальчик взял удочку?

2. Составление предложений по опорным словам ( дети, лес, корзина, земляника, цветы, спелая, сладкая)

3. Составление предложений из слов, расположенных в беспорядке (на, катается, лыжах, Саша).

4. Подбор недостающего предлога в предложении (Лампа висит …. Столом)

5. Пересказ текста после прослушивания.

6. Составление рассказа из собственного опыта (о любимой книге, игрушке, животном, празднике).

7. Обследование словоизменения:

-употребление имен сущ-х в ед. и множ.числе в различных падежах. Предъявляются сюжетные картинки и задаются вопросы.

- образование формы родительного падежа мн.числа имен сущ-х. Задаются вопросы

 Чего много в лесу? Деревьев, кустов, ягод, грибов; Чего много на столе? Тарелок, вилок, ложек, стаканов и д.р.

- употребление предлогов. Предлагается ответить на вопросы по демонстрации действий: Где лежит карандаш? (в коробке), А теперь? (на  столе), Откуда я взяла карандаш? (из коробки), Откуда упал карандаш? (со стола), Откуда я достаю карандаш? (из-под коробки, из-за коробки).

8. Исследование словообразования:

- образование имен сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением. Дается инструкция: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие». Слова : ковер, гнездо, корова, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево;

 - образование имен прилагательных от сущ-х.  Из чего сделан стул? Значит он какой?  Предложить слова: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух.

Уровни развития устной речи

Низкий уровень.

Характеризуется Нерезко выраженным общим недоразвитием речи, при котором выявлены отклонения во всех компонентах речи. Уч-ся делает ошибки при звуковом анализе слова (фонематический компонент), дефектно произносит отдельные звуки (фонетический компонент); у него беден активный словарь (лексический компонент); испытывает стойкие затруднения в составлении предложений, пересказе, словоизменении (грамматический компонент).

Уровень ниже среднего.

Лексический и грамматический компонент речи относительно сохранный. Уч-ся успешно справляется с заданиями в данных разделах программы обследования, допуская лишь единичные ошибки. Основные отклонения зафиксированы в двух других компонентах речи: фонетическом и фонематическом. Уч-ся дефектно произносит отдельные звуки, делает ошибки при опознавании фонем, при выделении и различении звуков в потоке речи.

Средний уровень.

Речь уч-ся отличается нормально развитым лексическим и грамматическим компонентом; в целом приближен к норме фонематический слух (имеются отдельные затруднения при звуковом анализе в усложненных условиях, например, в словах со стечением согласных типа танкист, ножницы). Основное отклонение зафиксировано лишь в фонетическом компоненте речи: уч-ся обнаруживает негрубые, но  стойкие дефекты произношения. Чаще всего это проявляется в искаженном произношении одного или нескольких звуков, иногда в сочетании со смешением звуков.

Уровень выше среднего.

Соответствует показателям нормального речевого развития. Практически все задания уч-к выполняет верно, возможны единичные, не говорящие о тенденции, ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика речевой успешности (по Фотековой)

Электронный вариант теста.Для выставления количества баллов необходимо ознакомиться с методикой диагностики Т.Фотековой....

Диагностика речевой готовности детей к школе.

Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное...

Диагностика речевого развития

Задания для диагностики речевого развития в 1-3 классах...

Логопедическая карта диагностики речевых нарушений у школьников

В настоящее время  выявляется большое количество  детей с нарушениями развития психоневрологических  функций. Данные нарушения могут быт...

Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом.

Данная методика работы  будет интересна логопедам,психологам, учителям начальных классов....

Результаты диагностики речевого развития учащихся 1х классов.

Презентация к семинару по приемственности между ДОУ и школой. На слайдах представлены результаты диагностики на начало учебного года, выявленные наиболее часто встречающиеся нарушения в речевом развит...

"Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом". Журнал "Дошкольная педагогика" 2011г. Санкт-Петербург.

"Диагностика реяевых нарушений у детей с билингвизмом". Журнал "Дошкольная педагогика" 2011г. Санкт-Петербург....