Диагностика речевого развития. Авторы: Т.П.Артемьева, Е.С.Слепович и т.д.
материал на тему
Диагностика речевого развития. Авторы: Т.П.Артемьева, Е.С.Слепович и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rechi.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика речевого развития
авторы: Т.П.Артемьева, Е.С.Слепович и т.д.
Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. При помощи внутренней речи человек регулирует и контролирует собственную деятельность. Речь- форма существования мысли, поэтому речь тесно связана с мышлением.
Готовность к школьному обучению включает в себя определенный уровень речевого развития:
- правильное звукопроизношение;
- способность опознавать и дифференцировать акустические признаки звуков;
- достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя речи;
- умение логично, связно строить высказывания;
- речевая активность.
Устная речь детей с ЗПР содержит :
Негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя. Недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие, т.е. способность к проведению звукового анализа. Недостаточность словарного запаса (преимущественно бытовая, обиходная лексика). Логическое построение высказывания затруднено.
Педагогу предлагается использовать сокращенную программу общепринятой методики обследования речи у школьников с ЗПР.
I. Обследование состояния звукопроизношения.
Ученику предлагают назвать предметы, изображенные на картинке, в названии которых исследуемый звук находиться в начале слова, в середине и в конце. Например Шапка, коШка, мыШь.
II. обследование фонематического слуха.
- Опознание фонем «Подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных – А, У, Ы, О, У, А, О, Ы» . « Хлопни в ладоши, если услышишь звук «К» среди других звуков - П, К, Н, М, К, Т, К, Р».
- Повторение за учителем слогового ряда:
- со звонкими и глухими звуками: ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА-ЗА, СА-ЗА-СА;
- с шипящими и свистящими звуками: СА-ША-СА, ШО-СУ-ША, СА-ЗА ЦА, ЩА-ЧА-ША, ША-ЗА-СА;
- с сонорами: РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА.
3. Выделение звука в слогах «Подними руку, если услышишь слог со звуком «С»:
ЛА, КА, ША, СО, НЫ, А, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ».
4. Выделение звука в слове «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж»:
ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВРТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ».
5. Подбор слов с заданным звуком. Вспомни слова со звуком «З».
6. Различение звуков в словах паронимах. Чем отличаются названия: БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ.
7. Определение места звука в словах (в начале, в середине, в конце). Определи, где находится звук «Ч» в словах: ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ.
III. Обследование навыков звукового анализа слова.
- Определить количество звуков в словах: УС, ДОМ, РОЗА, БАРАН, РОМАШКА.
- Выделить последовательно каждый звук в словах: МАК, ЗОНТ, КРЫША, ТАНКИСТ, САМОЛЕТ.
- Назвать первый ударный гласный звук: ОЛЯ, ЮРА, АНЯ, УШИ, ОСЫ, ЯША.
- Определить последний согласный звук в словах: УС, КОТ, СЫР, СТАКАН, ЩЕНОК, СТОЛ.
- Выделить согласный звук в начале слова: СОК, ШУБА, МАГАЗИН, ЩУКА, ЧАЙ.
- Назвать ударный гласный звук в конце слова: ВЕДРО, ГРИБЫ, ЧУЛКИ, РУКА.
- Закончить слово: БАРА-, ПЕТУ-, СОМО-.
- Определить, какими звуками отличаются слова: ОЛЯ-КОЛЯ, КРЫША-КРЫСА.
IV. Обследование активного словаря.
- Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках.
- Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, коза, собака…
- Назвать предмет по его описанию. Как называется помещение, где читают, выдают, получают книги? Кто косой, слабый, трусливый? Что светит, сияет, греет?
- Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя.
- Подобрать обобщающее слово: стол-мебель, а чашка что? Сапоги-обувь, а шуба что? Земляника-ягода, а масленок что? Комар-насекомое, а щука кто?
- Назвать признаки предметов:
- Ёлка какая? Небо какое? Туча какая? Лимон какой? Часы какие? Письмо какое? Стекло какое? Ножницы какие?
- Морковь сладкая, а редька какая? Ручей узкий, а река какая? Трава низкая, а дерево какое?
7. Назвать действия людей и животных:
- Повар что делает? А почтальон? Сапожник? Учитель?
- Кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка? Змея? Воробей? Ёжик?
- Кто как подает голос: петух кукарекает, а ворона? Воробей? Сорока?
- Назови действия по картинкам (входит, переходит, заходит, выходит и т.д.)
8. Назвать времена года, их последовательность и признаки.
9. Подобрать слова противоположные по значению (большой-маленький): холодный, чистый, твердый, мокрый, широкий.
- Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, громкий, тайна, сильный .
V. Обследование грамматического строя речи.
1. Составление предложений по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями, например: Зачем мальчик взял удочку?
2. Составление предложений по опорным словам ( дети, лес, корзина, земляника, цветы, спелая, сладкая)
3. Составление предложений из слов, расположенных в беспорядке (на, катается, лыжах, Саша).
4. Подбор недостающего предлога в предложении (Лампа висит …. Столом)
5. Пересказ текста после прослушивания.
6. Составление рассказа из собственного опыта (о любимой книге, игрушке, животном, празднике).
7. Обследование словоизменения:
-употребление имен сущ-х в ед. и множ.числе в различных падежах. Предъявляются сюжетные картинки и задаются вопросы.
- образование формы родительного падежа мн.числа имен сущ-х. Задаются вопросы
Чего много в лесу? Деревьев, кустов, ягод, грибов; Чего много на столе? Тарелок, вилок, ложек, стаканов и д.р.
- употребление предлогов. Предлагается ответить на вопросы по демонстрации действий: Где лежит карандаш? (в коробке), А теперь? (на столе), Откуда я взяла карандаш? (из коробки), Откуда упал карандаш? (со стола), Откуда я достаю карандаш? (из-под коробки, из-за коробки).
8. Исследование словообразования:
- образование имен сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением. Дается инструкция: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие». Слова : ковер, гнездо, корова, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево;
- образование имен прилагательных от сущ-х. Из чего сделан стул? Значит он какой? Предложить слова: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух.
Уровни развития устной речи
Низкий уровень.
Характеризуется Нерезко выраженным общим недоразвитием речи, при котором выявлены отклонения во всех компонентах речи. Уч-ся делает ошибки при звуковом анализе слова (фонематический компонент), дефектно произносит отдельные звуки (фонетический компонент); у него беден активный словарь (лексический компонент); испытывает стойкие затруднения в составлении предложений, пересказе, словоизменении (грамматический компонент).
Уровень ниже среднего.
Лексический и грамматический компонент речи относительно сохранный. Уч-ся успешно справляется с заданиями в данных разделах программы обследования, допуская лишь единичные ошибки. Основные отклонения зафиксированы в двух других компонентах речи: фонетическом и фонематическом. Уч-ся дефектно произносит отдельные звуки, делает ошибки при опознавании фонем, при выделении и различении звуков в потоке речи.
Средний уровень.
Речь уч-ся отличается нормально развитым лексическим и грамматическим компонентом; в целом приближен к норме фонематический слух (имеются отдельные затруднения при звуковом анализе в усложненных условиях, например, в словах со стечением согласных типа танкист, ножницы). Основное отклонение зафиксировано лишь в фонетическом компоненте речи: уч-ся обнаруживает негрубые, но стойкие дефекты произношения. Чаще всего это проявляется в искаженном произношении одного или нескольких звуков, иногда в сочетании со смешением звуков.
Уровень выше среднего.
Соответствует показателям нормального речевого развития. Практически все задания уч-к выполняет верно, возможны единичные, не говорящие о тенденции, ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспресс-диагностика речевой успешности (по Фотековой)
Электронный вариант теста.Для выставления количества баллов необходимо ознакомиться с методикой диагностики Т.Фотековой....
Диагностика речевой готовности детей к школе.
Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное...
Диагностика речевого развития
Задания для диагностики речевого развития в 1-3 классах...
Логопедическая карта диагностики речевых нарушений у школьников
В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями развития психоневрологических функций. Данные нарушения могут быт...
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом.
Данная методика работы будет интересна логопедам,психологам, учителям начальных классов....
Результаты диагностики речевого развития учащихся 1х классов.
Презентация к семинару по приемственности между ДОУ и школой. На слайдах представлены результаты диагностики на начало учебного года, выявленные наиболее часто встречающиеся нарушения в речевом развит...
"Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом". Журнал "Дошкольная педагогика" 2011г. Санкт-Петербург.
"Диагностика реяевых нарушений у детей с билингвизмом". Журнал "Дошкольная педагогика" 2011г. Санкт-Петербург....