Экспресс-диагностика речевого развития будущих первоклассников
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Уважаемые коллеги, в данной статье представлена диагностика устной речи первоклассников, так как в основе механизма овладения навыком письма лежит установление новых ассоциативных связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, т.е. процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение интегративной работы различных анализаторных систем нередко является причиной нарушений в развитии и обучении детей младшего школьного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspress-diagnostika_budushchih_pervoklassnikov.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Экспресс – диагностика речевого развития будущих первоклассников.

Уважаемые логопеды, в данной статье представлена диагностика устной речи первоклассников, так как в основе механизма овладения навыком письма лежит установление новых ассоциативных связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, т.е. процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение интегративной работы различных анализаторных систем нередко является причиной нарушений в развитии и обучении детей младшего школьного возраста. 

Экспресс - диагностика состояния устной речи предусматривает обследование:

  1. состояния артикуляционной моторики, просодической стороны речи и анатомического строения артикуляционного аппарата;
  2. состояния звукопроизношения;
  3. состояния фонематического слуха и восприятия;
  4. состояния словарного запаса и грамматического строя речи;
  5. уровня развития связной речи.

Предшествует экспресс – диагностике сбор анамнестических данных (анализ мед.карт и выписок из истории развития ребенка).

ТЕСТ №1. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

  1.  Губы:

  1. тонкие
  2. толстые
  3. короткие
  4. расщелина

   Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

  1. Зубы:

  1. редкие
  2. мелкие
  3. вне челюстного ряда
  4. крупные резцы
  5. отсутствуют резцы

  1. Твердое нёбо:

  1. высокое
  2. узкое
  3. плоское
  4. укороченное
  5. готическое

  1. Мягкое нёбо:

  1. укороченное
  2. раздвоенное
  3. отклоняется в сторону
  4. сокращается недостаточно
  5. не сокращается

  1.   Прикус:

  1. прогнатия
  2. прогения
  3. прямой прикус
  4. передний открытый прикус
  5. боковой открытый прикус
  6. косой

  1. Язык:

  1. размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.
  2. подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…
  3. переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…
  4. удержание позы, симметричность.
  5. наличие синкинезий.
  6. тремор.
  7. саливация.

  1. Состояние мимической мускулатуры:

  1. изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)
  2. равномерно поднять брови
  3. нахмурить брови
  4. сглаженность носогубных складок.

  1. Общее звучание речи:

  1. выразительность (невыразительная, маловыразительная..)
  2. голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…)
  3. дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)
  4. темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)
  5. дикция (нечеткая, смазанная…)

ТЕСТ №2

1.Назови свою фамилию, имя, отчество

2.Когда у тебя день рождения, сколько тебе лет

3.Назови свой домашний адрес

4.Назови имена и отчества членов твоей семьи, их профессии

5. Покажи где право, лево, пробы Хэда

6.Какое сейчас время года, назови отличия времён года (например: чем отличается лето от зимы)

7.Посмотри на картинку и назови слова, в которых есть звук л (ш).

8.Посмотри на картинку и определи первый (последний) звук в их названиях (предъявляются картинки, названия которых начинаются (заканчиваются) на гласный, на согласный)

9.Посмотри на картинку и посчитай, сколько звуков в её названии. Назови их.

10.Послушай звуки, которые я тебе назову, и попробуй составить из них слово.

11.Посмотри на картинку и скажи, как назвать эти предметы одним (общим) словом

12.Посмотри на картинку и скажи, как называются детеныши этих животных.

13.Посмотри на картинку и продолжи за мной: это стол, это столы; это кот, это ……

14.Посмотри на картинку и скажи, как называется эта сказка. Расскажи её

15.Ты знаешь стихи наизусть? Расскажи, пожалуйста.

Отмечается правильность выполнения заданий, способность выполнить задание; результаты выполнения фиксируются. В процессе диагностики фиксируется состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики.

Результаты диагностики заносятся в протокол, на каждого ребёнка и таблицу (Приложение 2 и анализируются; родители заполняют анкету (Приложение 1).

Приложение 1

Анкета для родителей

Фамилия, имя, отчество ребёнка__________________________________________

Возраст________________________________________________________________

Домашний адрес________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей _________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Телефон ______________________________________________________________

Посещал ли ДОУ _______________________________________________________

Проходил ли подготовку к школе, где ______________________________________

Первые слова, фразы_____________________________________________________

Состояние слуха _________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата (есть зубы – нет зубов)__________________

Умеет ли ребёнок поддерживать беседу? ____________________________________

Умеет ли ребёнок писать? _________________________________________________

Умеет ли ребёнок читать? _________________________________________________

Трудно ли заучивает стихи? _______________________________________________

Ведущая рука ___________________________________________________________

Занимались ли с логопедом и где? __________________________________________

Приложение 2

Протокол логопедического обследования будущих первоклассников

Фамилия, имя ребёнка __________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Дата обследования_____________________________________________________________

Артикуляционная моторика__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звукопроизношение ____________________________________________________________

Фонематич. Слух______________________________________________________________

Слоговая структура____________________________________________________________

Грам. Строй___________________________________________________________________

Связная речь__________________________________________________________________

Заключение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание: __________________________________________________________________

Критерии:

0 – речевое развитие в норме

1 – имеются нарушения

2 – имеются грубые нарушения

Итого:

Состояние развития в %

Логопедическое заключение:______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика речевой успешности (по Фотековой)

Электронный вариант теста.Для выставления количества баллов необходимо ознакомиться с методикой диагностики Т.Фотековой....

Речевое развитие детей (этапы и сроки появления). Выступление на родительском собрании будущих первоклассников

Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собра...

Речевое развитие будущих первоклассников

Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№ 1...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....