Экспресс-диагностика речевого развития будущих первоклассников
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)
Уважаемые коллеги, в данной статье представлена диагностика устной речи первоклассников, так как в основе механизма овладения навыком письма лежит установление новых ассоциативных связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, т.е. процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение интегративной работы различных анализаторных систем нередко является причиной нарушений в развитии и обучении детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress-diagnostika_budushchih_pervoklassnikov.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс – диагностика речевого развития будущих первоклассников.
Уважаемые логопеды, в данной статье представлена диагностика устной речи первоклассников, так как в основе механизма овладения навыком письма лежит установление новых ассоциативных связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, т.е. процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение интегративной работы различных анализаторных систем нередко является причиной нарушений в развитии и обучении детей младшего школьного возраста.
Экспресс - диагностика состояния устной речи предусматривает обследование:
- состояния артикуляционной моторики, просодической стороны речи и анатомического строения артикуляционного аппарата;
- состояния звукопроизношения;
- состояния фонематического слуха и восприятия;
- состояния словарного запаса и грамматического строя речи;
- уровня развития связной речи.
Предшествует экспресс – диагностике сбор анамнестических данных (анализ мед.карт и выписок из истории развития ребенка).
ТЕСТ №1. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
- Губы:
- тонкие
- толстые
- короткие
- расщелина
Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).
- Зубы:
- редкие
- мелкие
- вне челюстного ряда
- крупные резцы
- отсутствуют резцы
- Твердое нёбо:
- высокое
- узкое
- плоское
- укороченное
- готическое
- Мягкое нёбо:
- укороченное
- раздвоенное
- отклоняется в сторону
- сокращается недостаточно
- не сокращается
- Прикус:
- прогнатия
- прогения
- прямой прикус
- передний открытый прикус
- боковой открытый прикус
- косой
- Язык:
- размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.
- подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…
- переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…
- удержание позы, симметричность.
- наличие синкинезий.
- тремор.
- саливация.
- Состояние мимической мускулатуры:
- изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)
- равномерно поднять брови
- нахмурить брови
- сглаженность носогубных складок.
- Общее звучание речи:
- выразительность (невыразительная, маловыразительная..)
- голос (тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый…)
- дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)
- темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)
- дикция (нечеткая, смазанная…)
ТЕСТ №2
1.Назови свою фамилию, имя, отчество
2.Когда у тебя день рождения, сколько тебе лет
3.Назови свой домашний адрес
4.Назови имена и отчества членов твоей семьи, их профессии
5. Покажи где право, лево, пробы Хэда
6.Какое сейчас время года, назови отличия времён года (например: чем отличается лето от зимы)
7.Посмотри на картинку и назови слова, в которых есть звук л (ш).
8.Посмотри на картинку и определи первый (последний) звук в их названиях (предъявляются картинки, названия которых начинаются (заканчиваются) на гласный, на согласный)
9.Посмотри на картинку и посчитай, сколько звуков в её названии. Назови их.
10.Послушай звуки, которые я тебе назову, и попробуй составить из них слово.
11.Посмотри на картинку и скажи, как назвать эти предметы одним (общим) словом
12.Посмотри на картинку и скажи, как называются детеныши этих животных.
13.Посмотри на картинку и продолжи за мной: это стол, это столы; это кот, это ……
14.Посмотри на картинку и скажи, как называется эта сказка. Расскажи её
15.Ты знаешь стихи наизусть? Расскажи, пожалуйста.
Отмечается правильность выполнения заданий, способность выполнить задание; результаты выполнения фиксируются. В процессе диагностики фиксируется состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики.
Результаты диагностики заносятся в протокол, на каждого ребёнка и таблицу (Приложение 2 и анализируются; родители заполняют анкету (Приложение 1).
Приложение 1
Анкета для родителей
Фамилия, имя, отчество ребёнка__________________________________________
Возраст________________________________________________________________
Домашний адрес________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей _________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Телефон ______________________________________________________________
Посещал ли ДОУ _______________________________________________________
Проходил ли подготовку к школе, где ______________________________________
Первые слова, фразы_____________________________________________________
Состояние слуха _________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата (есть зубы – нет зубов)__________________
Умеет ли ребёнок поддерживать беседу? ____________________________________
Умеет ли ребёнок писать? _________________________________________________
Умеет ли ребёнок читать? _________________________________________________
Трудно ли заучивает стихи? _______________________________________________
Ведущая рука ___________________________________________________________
Занимались ли с логопедом и где? __________________________________________
Приложение 2
Протокол логопедического обследования будущих первоклассников
№
Фамилия, имя ребёнка __________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Дата обследования_____________________________________________________________
Артикуляционная моторика__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звукопроизношение ____________________________________________________________
Фонематич. Слух______________________________________________________________
Слоговая структура____________________________________________________________
Грам. Строй___________________________________________________________________
Связная речь__________________________________________________________________
Заключение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: __________________________________________________________________
Критерии:
0 – речевое развитие в норме
1 – имеются нарушения
2 – имеются грубые нарушения
Итого:
Состояние развития в %
Логопедическое заключение:______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспресс-диагностика речевой успешности (по Фотековой)
Электронный вариант теста.Для выставления количества баллов необходимо ознакомиться с методикой диагностики Т.Фотековой....
Речевое развитие детей (этапы и сроки появления). Выступление на родительском собрании будущих первоклассников
Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собра...
Речевое развитие будущих первоклассников
Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№ 1...
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Каждый родитель с н...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...
Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....