Рабочая индивидуальная программа по логопедии по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникации»
календарно-тематическое планирование по логопедии
Рабочая индивидуальная программа по логопедии
по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_planirovanie_po_alternativnoy_kommunikatsii.docx | 43.71 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Колушкинская специальная школа-интернат»
«Утверждаю».
Директор:_________/Л.Г. Землянская/
Приказ №_____ от «___»________2019г.
Рабочая индивидуальная программа по логопедии
по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникации»
на 2019/2020 уч. г. для Арины Д.
Составитель Малышева Е.А.
Речь и альтернативная коммуникация.
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015. №4/15.
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими значительно затруднено.
В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное, поэтапное, планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Ученик не владеет устной (звучащей) речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, пиктограмма), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Содержание предмета.
- Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (не согласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание) , ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений из 2-3 –х слов.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки) Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, игрушки, одежда, животные). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация».
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
- Реагирование на собственное имя.
- Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
- Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
Достаточный уровень:
- Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки)
- Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
- Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).
- Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства).
- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.
Проверено «___»_______2019г.
Зам. по УР______С.И.Шишкалова
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникации»
на 2019/2020 уч. г.
№ п/п | Тема | Дата | Кол-во часов | Формируемые представления | Материалы и оборудование | Содержание, виды деятельности |
Коммуникация | ||||||
1-4 | Реагирование на речь и прикосновения человека | 02.09. 04.09. 06.09. 09.09. | 4 | Эмоциональный контакт с учителем, овладение начальными навыками адаптации к учебе. | Картинки, игрушки, пиктограммы, символы, мыло, рассечка, вода. | Реагирование на свое имя, на эмоционально окрашенную речь учителя, сопровождающуюся прикосновениями к голове и конечностям (касание, поглаживание, похлопывание, сжимание, растирание и др.); к лицу, кистям рук, ступням ног при намыливании, растирании мыла, смывании мыла, вытирании рук; нанесении и размазывании крема (кисти рук и стопы ног). Реагирование на изменение интонации, громкости голоса, при чередовании интенсивности прикосновений. |
5-7 | Реагирование на речь и интонацию человека | 11.09. 13.09. 16.09. | 3 | Поворот головы, жест, звукокомплексы на реагирование интонации учителя. | Картинки, игрушки, пиктограммы, символы, мнемокартинки. | Реагирование на свое имя, на эмоционально окрашенную речь учителя, на смену интонаций, громкости и темпа речи, в процессе взаимодействия с взрослым, при соприкосновении с разными материалами. Реагирование на интонацию учителя, на изменение интонации и громкости голоса в процессе мытья рук, ходьбы по лестнице, классу, игры с мячом. |
Коммуникация с использованием невербальных средст | ||||||
8-10 | Взгляд как средство коммуникации | 18.09. 20.09. 23.09. | 3 | Согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), приветствие (прощание), благодарность, выражение своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью. | Картинки, игрушки, пиктограммы, символы, мнемокартинки, презентации. | Знакомство, кормление, одевание, рассказ по мнемокартинкам, слушание, просмотр видеопрезентаций, игры, экскурсия. |
11-13 | Мимика как средство коммуникации | 25.09. 27.09. 30.09. | 3 | Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), приветствия (прощания), | Карточки с эмоциями, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры. | Рассказ по мнемокартинкам, слушание, просмотр видеопрезентаций, рисунков, игры. |
14-16 | Жест как средство коммуникации | 02.10. 04.10. 07.10. | 3 | Показ жестом, звуком своего желания, просьбы о помощи. | Сюжетные картинки, символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры, стимульный материал. | Знакомство с жестом «Вставать», «Сидеть, садиться», «Давать». Использование доступных жестов для передачи сообщений. |
17-19 | Предмет как средство коммуникации | 09.10. 11.10. 14.10. | 3 | Привлечение внимания звучащим предметом, выражение удовольствия (неудовольствия),благодарности звучащим предметом, обращение за помощью. | Сюжетные картинки, символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры, стимульный материал. | Показ графических изображений, обозначающих предмет. Соотнесение графического изображения (фотографии, цветной картинки, чернобелой картинки, пиктограммы, напечатанного слова) с действием. |
20-22 | Символ предмета как средство коммуникации | 16.10. 18.10. 21.10. | 3 | Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание). | Сюжетные картинки, символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры, стимульный материал. | Показ графических изображений, обозначающих символ предмета. Соотнесение графического изображения (фотографии, цветной картинки, чернобелой картинки, пиктограммы, напечатанного слова) с символом предмета. |
23-25 | Графическое изображение как средство коммуникации | 23.10. 25.10. 28.10. | 3 | Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), приветствия (прощания),благодарности, своих желаний, ответы на вопросы. | Фотографии, цветные и черно-белые картинки, пиктограммы. | Показ графических изображений, Сообщение собственного имени, согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), приветствия (прощания),благодарности посредством графического изображения (электронного устройства). |
Импрессивная речь | ||||||
26-28 | Собственное имя | 30.10. 01.11. 11.11. | 3 | Знать собственное имя | Игрушки, лакомства. | Реагирование на свое имя, на эмоционально окрашенную речь учителя, на смену интонаций, громкости и темпа речи, в процессе взаимодействия со взрослым. Словесная похвала. Тактильный контакт. |
29-31 | Имена членов семьи. | 13.11. 15.11. 18.11. | 3 | Узнавание и различение членов семьи. | Фотографии родителей и членов семьи. | Выполнять просьбу учителя Например:«Покажи, где мама». Соотнесение реального объекта со словом. Соотнесение слова с фотографией. Узнавание фото родителей из фотографий других людей. Выбор одного названного человека из нескольких. |
32-34 | Имена обучающихся класса и учителя. | 20.11. 22.11. 25.11. | 3 | Узнавание и различение имен учащихся класса и учителя. | Фотографии одноклассников и учителя. | Узнавание учащихся класса выполняя просьбу учителя «Покажи, где Инна». Соотнесение реального объекта со словом. Соотнесение слова с фотографией. Узнавание фото учащихся класса из фотографий других людей. Выбор одного названного человека из нескольких. |
35-36 | Обобщающее понятие «посуда». | 27.11. 29.11. | 2 | Обобщающее понятие «посуда» | Предметы, фотографии, картинки с разнообразной посудой. | Объединение предметов в группу и называние одним словом «посуда». Объединение изображений в группу и называние одним словом «посуда».. |
37-38 | Обобщающее понятие «игрушки». | 02.12. 04.12. | 2 | Обобщающее понятие «игрушки» | Предметы, фотографии, картинки с игрушками. | Объединение предметов в группу и называние одним словом «игрушки». Объединение изображений в группу и называние одним словом «игрушки». |
39-41 | Понимание слов, обозначающих действие предмета. | 06.12. 09.12. 11.12. | 3 | Слова, обозначающие действие: сидеть, играть. | Видео ролик, фотография, картинки с изображением выполнения действия. | Демонстрация самого действия выполняемого человеком: сидеть, играть. Показать человека, который выполняет это действие (видео). Соотнесение действия с изображением, картинкой. |
Экспрессия с использованием невербальных средств. | ||||||
42-44 | Собственное имя. | 13.12. 16.12. 18.12. | 3 | Знать собственное имя. | Коммуникативная тетрадь. Карточки с именами. | Находить своего имени среди других напечатанных имен, показать карточку с его именем. Отвечать на вопрос «Как тебя зовут?» |
45-48 | Имена членов семьи | 20.12. 23.12. 25.12.27.12. | 4 | Узнавание имен членов семьи. | Коммуникативная тетрадь. Карточки с именами, фотографии членов семьи. | Находить имена членов семьи среди других напечатанных имен, показать карточку с заданным именем. Отвечать на вопрос «Как зовут твою маму?». Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи. |
49-51 | Имена обучающихся класса и учителя. | 13.01. 15.01. 17.01. | 3 | Узнавать имена одноклассников, учителя. | Коммуникативная тетрадь. Карточки с именами, фотографии одноклассников и учителя. | Находить учащихся класса и учителя среди других напечатанных имен, показать карточку с заданным именем. Отвечать на вопрос «Как зовут твоего учителя?», «Как зовут соседа по парте?». Показ графических изображений, обозначающих названия имена одноклассников, классного руководителя. |
52-54 | Посуда | 20.01. 22.01. 24.01. | 3 | Называть одним словом предметы одной группы. | Фотографии, картинки, пиктограммы по теме «посуда». | Выражение своего желания с помощью карточки с графическим изображением (фотографией, картинкой, пиктограммой, напечатанным словом). Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты. |
55-57 | Игрушки | 27.01. 29.01. 31.01. | 3 | Называть одним словом предметы одной группы. | Фотографии, картинки, пиктограммы по теме «игрушки». | Выражение своего желания с помощью карточки с графическим изображением (фотографией, картинкой, пиктограммой, напечатанным словом). Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты |
58-60 | Слова, обозначающие действие предмета (пить, есть, | 03.02. 05.02. 07.02. | 3 | Слова «пить», «есть». | Графическое изображение (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма, напечатанное слово) обозначающее действие предмета. | Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть). Соотнесение графического изображения (фотографии, цветной картинки, чернобелой картинки, пиктограммы, напечатанного слова) с действием. |
61-63 | Обобщающее понятие «Посуда». | 17.02. 19.02. 21.02. | 3 | Обобщающее понятие «Посуда». | Графическое изображение предметов: кружка, тарелка, ложка, вилка. | Объединение предметов в группу, обозначение их одним словом. Соотнесение предмета с изображением. Показ графических изображений. |
64-66 | Обобщающее понятие «Игрушки». | 26.02. 28.02. 02.03. | 3 | Обобщающее понятие «Игрушки». | Графическое изображение предметов: кровать, шкаф, стол, стул. | Объединение предметов в группу, обозначение их одним словом. Соотнесение предмета с изображением. Показ графических изображений. |
Чтение и письмо | ||||||
Глобальное чтение | ||||||
67-69 | Узнавание (различение) напечатанных слов. | 04.03. 06.03. 11.03. | 3 | Узнавние имени | Фотографии родителей и членов семьи, одноклассников и учителя.. | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей. |
70-72 | Узнавание (различение) напечатанных слов. | 13.03. 16.03. 18.03. | 3 | Узнавание названия предметов | Фотографии и картинки предметов: кружка, тарелка, ложка, вилка | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. Упражняться в составление цепочки, например, кружка-фотография, кружка-слово «кружка». |
73-75 | Узнавание (различение) напечатанных слов. | 20.03. 30.03. 01.04. | 3 | Узнавание слов-действий. | Графическое изображение (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово) обозначающее действие предмета. | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действий. Учить составлять предложение из 2-х и более слов. |
76-78 | Узнавание (различение) напечатанных слов. | 03.04. 06.04. 08.04. | 3 | Узнавание слов-признаков. | Графическое изображение (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма, напечатанное слово) обозначающее признаки предмета. | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих признаки. Учить составлять предложение из 2-х и более слов. |
Начальные навыки письма | ||||||
79-82 | Узнавание(различение )образов графем (букв) А. | 10.04. 13.04. 15.04. 17.04. | 4 | Буква А. | Алфавит, касса буквы коммуникативная тетрадь, альбом. фломастеры, карандаши, альбом. | Письмо печатной буквы. Обводка по контуру букв (бархатная бумага, крупа, мех). Письмо по точкам. Письмо по образцу. Письмо по памяти. |
83-87 | Написание буквы У и слогов УА, АУ. | 20.04. 22.04. 24.04. 27.04. 29.04. | 5 | Буква У, слоги УА, АУ. | Алфавит, касса буквы коммуникативная тетрадь, альбом. фломастеры, карандаши, альбом. | Письмо элементов букв. Обводка по контуру букв (тактильный: бархатная бумага, крупа, меховая). Письмо по точкам. Письмо по образцу. Письмо по памяти. Письмо слогов. |
88-91 | Написание буквы М и слогов. | 04.05. 06.05. 08.05. 13.05. | 4 | Буква М, слоги МА, МУ, АМ, УМ. | Алфавит, касса буквы коммуникативная тетрадь, альбом. фломастеры, карандаши, альбом. | Письмо элементов букв. Обводка по контуру букв (тактильный: бархатная бумага, крупа, меховая). Письмо по точкам. Письмо по образцу. Письмо по памяти. Письмо слогов. |
92-98 | Повторение пройденного. | 15.05. 18.05. 20.05. 22.05. 25.05. 27.05 29.05. | 7 | Сюжетные картинки, символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры, стимульный материал. |
Материально-техническое обеспечение:
- Зеркало логопедических для индивидуальных занятий
- Логопедический стол для индивидуальных занятий.
- Стол и стул для учителя.
- Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Посуда», «Игрушки»
- Набор пиктограмм;
- Конструктор «Лего», «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал.
- Дидактический материал: изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов; флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.; музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы;
- Технические средства: ноутбук, колонка, проектор;
- Аудио и видеоматериалы, презентации, тексты песен.
Составлена на заседании ПМПк Рекомендовано к утверждению.
От __________ 2019 г. Прокол заседания МС № ____ от ________ 2019 г.
Протокол № _____ Руководитель МС
Председатель ПМПк: __________ /Землянская Л.Г/
________/Шишкалова С.И./ (подпись) (Ф.И.О)
(подпись) (Ф.И.О.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
Рабочая программа внеурочной деятельности по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса.Разработана для детей с ТМНР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 3В класс.
Методическое пособие по реализации учебного плана по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» при организации индивидуального обучения на дому (дистанционный режим обучения) 3В к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Альтернативная коммуникация»
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" 1-4 класс...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...