Упражнения на развитие внимания у учащихся начальных классов на уроках русского языка и математики
консультация по логопедии (2 класс)
В материале представлены упражнения на развитие внимания у учащихся начальной школы на уроках русского языка и математики, которые могут использовать педагоги (логопеды, дефектологи, учителя начальных классов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_razvitie_vnimaniya_u_mladshih_shkolnikov.docx | 60.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для учителя начальных классов
Упражнения на развитие внимания на уроках русского языка и математики для младших школьников с нарушением письма и счета.
Внимательный ученик – успешный ученик! Процесс внимания является одним из основных психических процессов обучения, который помогает усваивать новый материал и обрабатывать уже известный, легко и продуктивно. Для того , чтобы внимание действительно работало на ученика, его нужно регулярно и занимательно тренировать.
1.Исправь текст
Задача школьника - исправить ошибки. Текст для примера: «В огороде у бабушки выросло много огурцов. Бабушка хорошо поливала их. Зимой у нс будет вишнёвое варенье. Мама купила для нас мнго вишен. Я хорошо учусь в кшоле, у меня отличные отлетки. Мой лруг играет в футбол, а Маша читает кнгу. Зимой у нас за окном цвели мимозы. Тёплый ветр качает ветки рябины летм…»
2. Тест на внимание «Найди слово» или «Прочитай пословицу»
А)Суть упражнения заключается в слитном написании слов, возможно, вперемешку с любыми буквами. Причём слова заведомо написаны с ошибкой, которые малышу надо исправить. Например: «ИРТГАРАТНРГЯБЛАНЯЩЛГНТЮПКАТРНО» (в этой строчке есть слова "гара", "ябланя" и "юпка"). Строку можно сделать сколь угодно длинной.
Б)Второй вариант того же теста для формирования развития внимания заключается в слитном написании целой фразы без посторонних букв. Как правило, берутся пословицы, поговорки, частушки для развития кругозора детей. К примеру: «каксгусявода» (как с гуся вода) или «втихомомутечертиводятся» (в тихом омуте черти водятся) и т. д.
3. Таблицы Шульте
Варианты разные : от последовательного счета чисел, до счета через число, через два числа и т.д. в прямом и обратном порядке. Задание выполняется на скорость, ребенок пальчиком или указкой показывает числа и называет их, чем быстрее, тем лучше.
1 | 25 | 15 |
35 | 5 | 40 |
10 | 20 | 30 |
4.Слова и цвета
Подобное упражнение применяется для детей младшего школьного возраста с развитым навыком чтения. Предпочтительный возраст - 7-9 лет.
Возможно, многие уже знакомы с подобным занятием, его можно использовать в форме игры или как тест на внимательность. Суть проста. Взрослый предлагает ребёнку список цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый и т. д., но названия их написаны другим цветом. Например, слово «жёлтый» написано красным, «синий» - зелёным и т. д. Задача школьника - посмотреть на слово и сказать, какого оно цвета. Как может выглядеть упражнение, показано на нижерасположенном рисунке.
Если из десяти цвето-слов правильно были названы 9, то у ребёнка высокий уровень внимания. Если 6-8 — средний. Если 5 и менее — низкий. В случаях с низким уровнем упражнение надо проводить ежедневно, группируя его с игрой и другими заданиями. Это задание лучше всего формирует развитие внимания у младших школьников, упражнения подобного рода не только интересны, но и развивают навык чтения.
5. Найди букву обведи, или зачеркни её.
В исходном тексте школьник находит заданные буквы, например Б и П. Букву П обводит в кружок, а букву Б зачеркивает. Можно усложнить задание и попросить ребенка одновременно прочитывать слова и объяснять значение слов. Смысл задания-делать это как можно быстрее и правильнее.
6. Расскажи (прочитай) стихотворение (рассказ) по сигналу.
Ребенок начинает читать короткий рассказ или стихотворение, а взрослый договаривается с ним перед этим о том, что по сигналу(например хлопку) ребенок читает вслух, п по следующему сигналу переходит на внутреннее чтение или рассказывание (про себя). И так , меняем сигналы несколько раз. Задача ребенка вовремя переключаться и выполнять задание правильно.
Комплекс заданий по развитию внимания
младших школьников
Данный комплекс предназначен для проведения развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста и представлен в виде 4 блоков.
Организация занятий: специальные упражнения могут быть включены в учебный процесс, где, на уроках детям предлагаются занятия и игры, направленные на развитие основных свойств внимания. Также некоторые упражнения могут использоваться на переменах.
Материал подбирался с учётом возрастных возможностей учащихся.
Занятия могут проходить за учебными партами и по возможности в круге по 10-15 человек.
Цель занятий: развивать у школьников основные свойства внимания с помощью игровых и учебных занятий.
Задачи:
1.Составить занятия, направленные на развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.
2.Развивать познавательный интерес.
Существуют определённые виды занятий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Предлагаемые далее задания и игры могут использоваться в коллективной и индивидуальной работе с учащимися с целью профилактики невнимательности, повышения уровня развития внимания и успеваемости.
Блок 1. Задания, которые можно предложить для работы на уроке русского языка.
Задание №1.
«Составь слово».
Цель: развитие произвольного внимания.
Время выполнения: 5 минут.
Инструкция: Дети в своих рабочих тетрадях должны составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.
Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т.
Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.
Задание №2.
Игра «Алфавит».
Цель: развитие произвольного внимания.
Время выполнения: 10 минут.
Инструкция: Дети могут расположиться по кругу (или остаться за партами). Между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее учитель (ведущий) диктует какую-либо фразу или слово. А ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.
Тот, кто ошибается, становится ведущим.
Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз или слов. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.
Это задание можно проводить в течение учебного года по 10 минут на уроке (2-3 раза в неделю).
Задание №3.
«Корректурные упражнения».
Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.
Время выполнения: по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.
Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.
Инструкция: В течение 5 минут нужно;
Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;
Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;
Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;
Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;
Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.
Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).
Задание №4.
Игра «Перевёрнутые слова».
Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться.
Время выполнения: 10- 15 минут.
Инструкция: Учащимся предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.
Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.
а) ШИАМНА- б) ЛАБОСАК- в) СЫУБ-
ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-
ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-
ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-
АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-
Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение. существительного.
Задание №5.
Игра «Пишущая машинка».
Цель: развитие концентрации внимания; развитие умения работать в группе.
Время выполнения: 10 минут (работа устная).
Инструкция: Учитель предлагает учащимся «напечатать» какое-нибудь предложение.
Например: «Велик океан, но и капля для него прибыль».
Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, вы должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце предложения все должны хлопнуть в ладоши.
Кто ошибается, выходит из игры.
Задание №6.
«Исправь ошибки в тексте».
Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания.
Время проведения: 10-15 минут, в течение учебного года.
Инструкция: «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки.
Вариант 1. По круто тропинке горной
Шёл домой барашек чёрны
И на мостик горбатом
Повстречался с белым брато
Помотал один рогом,
Упёрся друго ногами…
Как рогам не крути,
А вдвоём нельз пройти.
(С. Михалков).
Вариант 2.
Одуванчики.
Все знают эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро сзревают и делаются пушистым шариком. Дунешь на шарик, и поплывт в воздухе лёгкие пушинки. Вот почему народ и назвал этот цветок одванчиком.
Вариант3.
Бегает шусрый малыш. Открылся зимний лгер.
Литит огромный орёл. Цвитёт белая сирень.
Идёт гебной дождь. Достань столвую посуду.
Стаит стеклянная ваза. Пропала тонкая иглка.
Скоро навогодний праздник. Кипит пузатый самовр.
Такое задание необходимо проводить 3-5 раз в неделю. Сначала учащиеся находят ошибки устно, с объяснением исправляют их, а затем каждый самостоятельно записывает текст в свою рабочую тетрадь.
Обмениваются тетрадями и ещё раз проверяют. Тексты (предложения) подбираются каждый раз новые. Практика работы с этим заданием показала, что значительно сократились ошибки в письменных заданиях. Это сказалось на общую успеваемость класса.
Задание №7.
«Соединить половинки слов».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
Вариант 1. Вариант 2.
САМО ЛЯР РОД РАСТ
БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА
ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА
БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК
КАП КОН ПО ОЧКА
КОН НАЛ СОР БОР
ВА КА ПАР ВОЗ
КА ГОН ВОДО ФОР
ГОН КАН СЕМА ТА
Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.
Задание №8.
«Найти слова».
Цель: развитие концентрации внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.
Смех, волк, столб, коса, зубр, полк, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Далее к доске вызываются по одному ученику. Проверяется правильность выполнения задания.
Задание №9.
Игра «Пишем предложение».
Цель: развитие концентрации внимания, закрепление знаний о членах предложения.
Время выполнения: 15 минут.
Инструкция: Участники игры делятся на 2 команды. В каждой команде кто-то из игроков будет играть роль подлежащего, кто-то – сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде.
Затем учитель (ведущий) диктует предложение. Какая из команд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.
Задание №10.
Игра «Много - один».
Цель: развитие переключения внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Дети сидят в кружок (можно остаться за учебными партами).
Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок, возвращая мяч, - в единственном (или наоборот, учитель называет слово в единственном числе, ребёнок – во множественном).
Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, каты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковш, рубли, зонты.
Задание даётся при изучении темы «Имя существительное» ед.ч. и мн. ч. (существительные меняются) устно. Дополнительно даётся задание определить у существительных ед. ч. род и склонение.
Задание №11.
Упражнение «Методика Мюнстерберга».
Цель: формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и под- черкнуть их. Затем учащиеся обмениваются тетрадью с соседом по парте и проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).
Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.
Задание №12.
Упражнение «Придумай слово».
Цель: тренировка объёма внимания.
Время проведения: 3-5 минут.
Инструкция: Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук. Например:«М»–машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы).
Задание № 13.
Упражнение «Составь слова».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Составьте и запишите в свою рабочую тетрадь как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово (имён существительных).
Пример: ФОТОГРАФИЯ- риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т.д.
Добавлять другие буквы воспрещается. Слова используются разные.
Задание №14.
Упражнение «Слова-невидимки».
Цель: формирование у детей концентрации внимания, на примере составления из отдельных букв слово.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребёнку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения).
Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания).
Задание №15.
Упражнение «Найди родственные слова».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания .
Время выполнения: 5-10 минут.
Инструкция: Предлагаются разные слова (корни слов).
Например: дом, лес, кот, стол и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать как можно больше родственных (однокоренных) слов.
Например: ДОМ- домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др. Это задание может использоваться при изучении темы: «Состав слова и словообразование».
Задание №16.
Игра «Четвёртый лишний».
Цель: развитие концентрации внимания.
Время выполнения: 10-15 минут.
Инструкция: Дети сидят в кружок (можно за партами). Учитель бросает мяч ученику и называет 4 предмета, 3 из которых- относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю (работа ведётся по «цепочке»).
Вариант 1.
1)стол, стул, кровать, чайник;
2)лошадь, кошка, собака, щука;
3)ёлка, берёза, дуб, земляника;
4)огурец, репа, морковь, заяц;
5)блокнот, газета, тетрадь, портфель;
6)огурец, арбуз, яблоко, мяч;
7)волк, лиса, медведь, кошка;
8)кукла, машинка, скакалка, книга;
9)поезд, самолёт, самокат, пароход;
10)лыжи, коньки, лодка, санки.
Вариант 2.
1)снег, мороз, жара, лёд;
2)автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;
3)река, лес, асфальт, поле;
4)пожарник, космонавт, балерина, милиционер;
5)парта, доска, ученик, ёжик;
6)змея, улитка, бабочка, черепаха;
7)кисти, краски, чайник, полотно;
8)шляпа, крыша, дверь, окно;
9)молоко, чай, лимонад, хлеб;
10)нога, рука, голова, ботинок.
Задание№17.
Игра «Весёлая лошадка».
Цель: формирование концентрации и устойчивости внимания.
Время выполнения: 10 минут.
Инструкция: Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений (коллективная работа).
ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ.
1) Те перья подними, те тоже. 2) Те перья под ним, и те тоже. 3) Те перья поднимите тоже. 4) Теперь я, подними те тоже. 5) Теперь я, поднимите тоже. 6) Теперь я, под ними те тоже. 7) Те перья под ними, те тоже.
Задание даётся при изучении темы «Предложение».
Задание №18.
Упражнение «Школьные сочинения».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: Будьте внимательны. Почему эти строчки школьных сочинений считаются юмористическими? А как надо написать? Исправьте.
- 1. Вдали показалась стая уток и зайцев.
- 2. У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
- 3. Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…
- 4. Он стоял и лязгал глазами.
- 5. Зимой многие животные бросаются в спячку.
Приведённые выше задания помогают детям стать не только внимательнее, но и делают уроки русского языка разнообразнее и увлекательнее. Необходимо также включать в уроки загадки, шарады, кроссворды и ребусы.
Блок 2. На уроке математики можно использовать задания на тренировку устойчивости внимания, способностей переключения и распределения внимания.
Задание №1.
Упражнение «Каждой руке - своё дело».
Цель: формирование у детей распределения внимания и одновремённо обработка навыка запоминания.
Инструкция: Детей просят левой рукой медленно перемещать в течении 1 минуты книгу с иллюстрацией (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Задание №2.
Цель: формирование у детей переключения внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: Учащиеся работают в рабочей тетради.
Вариант 1. Заполните пропуски, чтобы получилось предложение. Для этого решите примеры. Замените ответы-цифры словами. Первые буквы этих слов вставьте вместо тире. Цифру 1 можно заменить словом «один»(0) и «единица» (Е). Номер блока примеров соответствует номеру слова в предложении.
Пример: ---И
18-8=
22:22=
18:6=
Ответ: ДЕТИ, так как 18-8=10 (Д); 22:22=1(Е); 18:6=3(Т).
- - - - - - ИК - - - Я - - ЛЖ - - - - - -У – И – Ь – И - - - И – У -.
1. 10:5= 2. 7+8= 4. 25:5=
12-4= 8:8= 7-6=
5+6= 7+6= 14:2=
9-8= 3. 24:2= 12:4=
9-5= 21-10= 10х5=
10-10= 15-14= 6х5=
3-3= 5. 6х3=
6. 1-1= 9+8= 27:9= 10х3= 20-7=
Вариант 2. Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».
Пример: - - - УХ
10:2=5(П)
10-9=1(Е)
20-7=13(Т)
Вставляем вместо пропусков полученные буквы и получаем слово ПЕТУХ.
- - - - 64:8= - - - - 8+8=
35-34= 8:8=
105:105= 20х5=
36:3= 52:4=
- - - - - -5х4=
5:5=
13-12=
2:2=
6х3=
4-3=
- - - - - Ь 4х4= - - А - - Ь – 49:7=
22-21= 9+5=
1:1= 51:3=
14х5= 10х3=
36:12= 32-31=
Задание проводится в начале урока в форме устного счёта. Постепенно идёт усложнение задания.
Задание №3.
Упражнение «Счёт с помехой».
Цель: формирование у детей переключения внимания.
Время проведения: 3 минуты.
Инструкция: Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т.д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается число ошибок.
Задание №4.
«Назови соседей».
Цель: развитие произвольного внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: Работа проводится устно. Дети сидят в кружок (или за партами). Учитель бросает мяч учащимся по очереди, называя числа от 0 до 30 (постепенно числа и темпы работы увеличиваются). Поймавший мяч, должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного числа, или предыдущее и последующее. После этого ученик возвращает мяч учителю. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает и внимательно следит за игрой со стороны. Самый последний из детей считается самым внимательным. Задание применяется в устном счёте.
Задание №5.
«Счёт по командам».
Цель: формирование у детей концентрации внимания на примере арифметических упражнений и операций.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Класс делится на две команды. Заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10, 20 и т.д.) и используемые арифметические операции (+; -; х; :). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, учитель или кто-то из детей называет арифметические действия. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят операции. Затем команды меняются рядами. Выигрывает команда, у которой больше правильных ответов.
Задание №6.
«Угадай слово».
Цель: развитие концентрации и переключение внимания.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: На доске записаны столбики примеров. Если правильно сосчитаете, то получите слово, которое «закодировано» буквами.
Ь Б О Н Р А К В Т Ч
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
122 7112 8679 777
+334 + 1136 - 7141 -326
456 8248 1538 451
РАК ТОРТ БАНТ РАБ
Задание постепенно усложняется. Детям это задание помогает не только стать внимательнее, но и быстро и эффективно освоить правила сложения и вычитания чисел в столбик, а также умножения и деления многозначных чисел в пределах миллиона.
Работу можно проводить как в начале, так и в конце урока. Наблюдение показало, что ребята выполняют это задание с большим интересом и желанием. Значительно сократились ошибки в вычислениях.
Задание № 7.
Игра «Часы».
Цель: формирование концентрации внимания.
Время проведения: 10—15 минут.
Инструкция: В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребёнок стоит у определённого числа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встаёт в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребёнок, стоящий там, где должна находится часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребёнок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центре круга, и будет называть время.
Игра проводится при изучении темы «Время и его измерение».
Задание№8.
«Играем в считалки».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Участники работают парами (соседи по парте). Становятся (или сидят) друг против друга. По команде учителя каждая пара начинает считать от 1 до 100, причём один партнёр произносит нечётные числа, а другой – чётные. Рядом находятся такие же участники игры, и они также считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.
Задание № 9.
«Каждой руке - своё дело».
Цель: формирование распределения внимания .
Время поведения: 5 минут.
Инструкция: Одной рукой рисуем другой
одной рукой , другой и т.п.
Используется как геометрический материал.
Задание №10.
Игра «Считаем вместе».
Цель: развитие концентрации внимания.
Время проведения: 5-7 минут.
Инструкция: «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1,2, 3, и т.д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счёта надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6(напри- мер : 16), то , произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).
Если кто-то из нас ошибётся, то он выбывает из игры, но при этом наблюдает за ходом игры. Мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».
Игра проводится в начале урока в качестве разминки.
Блок 3. Задания, которые можно использовать на уроках чтения.
Задание №1 . «Время растяжимо…».
Цель: тренировка объёма внимания и концентрации.
Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Мы знаем: время растяжимо», а вы постараетесь слушать внимательно, чтобы по прочтении ответить на мои вопросы».
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт
Ненагружённое, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Вопросы:
-О чём говорится в этом стихотворении?
-Какие временные промежутки упоминаются?
-Как называется стихотворение?
-Кто автор?
-Помнишь ли имя и отчество автора?
-Какую центральную, самую главную, мысль хотел выразить С.Я. Маршак?
Такая работа ведётся постоянно на каждом уроке. Произведения могут быть различными.
Задание №2.
«Прочитайте стихотворение».
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания.
Инструкция: «Перед вами бланки с напечатанными строчками букв. В них «засекречены» строчки стихотворения А.С. Пушкина. Постарайтесь прочитать их».
Правильный ответ.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…
Продолжите стихотворение дальше. Задание даётся при изучении произведений А.С. Пушкина.
Задание №3.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.
1. Чтение слов и словосочетаний на определённое время,(воспитание внимания к окончанию слова, чтение слов с общим корнем: вода, водный, белый, бельё, родной, Родина; сочетание существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса) к корню слова, (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка). Использование разных частей речи.
Целенаправленное установочное чтение.
Использование приёма взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются- другой читает следующие два абзаца.
В работе используются книжки - коллективки.
Задание №4.
«Чтение с помехой».
Цель: тренировка распределения внимания.
Инструкция: Работа ведётся с книжками - коллективками (или учебник по чтению). Дети читают текст, одновремённо выстукивая карандашом какой-либо ритм. Далее ведётся работа по вопросам текста.
Задание №5.
Игра. «Передай смысл стихотворения».
Цель: развитие произвольного внимания.
Инструкция: Всех учащихся разбивают на три команды (три колонки). Ведущий и два его помощника читают каждый по четверостишию, но следующим образом: сначала все по очереди читают первую строчку из каждого четверостишия, затем по очереди читают вторую строчку, затем таким же образом третью и четвёртую.
При таком прочтении трудно сразу уловить содержание каждого четверостишия, поэтому чтение можно повторить.
Задание 1-й команде - передать смысл первого стихотворения, задание 2-й команде- передать смысл второго стихотворения, задание 3-й команде- передать смысл третьего стихотворения. Стихотворения должны быть сложного характера.
Блок 4. Рассмотрим некоторые задания, которые рекомендуется проводить во внеурочное время (во время перемен).
Задание №1.
«Слушаем тишину» (перемена).
Цель: формирование у детей усидчивости и умения сосредотачиваться.
Инструкция: В течении 3 минут все слушают тишину. Затем следует обсуждение: кто, что услышал и в каком порядке.
Задание №2.
Игра «Четыре стихии» (используется как физ. пауза).
Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
Инструкция: Дети выступают около парт (во время физ. паузы). По команде «земля»- дети должны спустить руки вниз, «вода»- вытягивают вперёд, делают движение плаванья, «воздух»- поднимают руки вверх, а на команду «огонь»- вращают руки в локтевых суставах. Кто ошибается, выбывает из игры.
Задание №3.
Упражнение «Перепутанные линии».
Цель: развитие концентрации внимания.
Материал: карточки с нарисованными, перепутанными линиями одного цвета и на каждого ребёнка.
Время проведения: 5 минут.
Инструкция: «На бланке изображены перепутанные линии. Проследите линию
слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Вы должны записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем и карандашом».
Задание №4.
Игра «Запомни звуки».
Цель: развитие концентрации внимания, слуховой памяти.
Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я сейчас буду ходить по комнате и производить различные звуки. Возможно, я открою и закрою дверь, потрясу корзину для бумаг или постучу по батарее. Я хотела бы, чтобы вы хорошенько прислушались и угадали, что я делаю. Слушайте внимательно, чтобы потом вы смогли описать эти звуки. Постарайтесь запомнить и последовательность этих звуков».
Дети должны будут затем описать то, что они услышали, и сравнить полученные результаты с результатами других.
После того, как учитель проведёт эту игру пару раз, дети сами смогут исполнять эту роль.
Задание №5.
Упражнение «Минутка».
Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться. Также это упражнение является хорошим диагностическим методом исследования внутреннего темпа ребёнка.
Инструкция: Учитель просит учащихся внутренне измерить время, равное 1 минуте (60 секунд). Когда внутренняя минута пройдёт, каждый поднимает руку. Учитель с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.
Задание №6.
Игра «Камень, ножницы, бумага».
Цель: развитие концентрации внимания.
Инструкция: Участники игры делятся на группы. На счёт «Три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трёх фигур: камень- кулак, ножницы- два пальца, бумага- открытая ладонь. Причём имеется правило: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Соответственно, игрок, выкинувший на пальцах такую фигуру, которая «победит» противника (например, камень победит ножницы), остаётся, а проигравший игрок выходит из игры. Сейчас эта игра считается у учащихся популярной. Они постоянно играют в неё на всех переменах, используется фишки и карточки.
Задание №7.
«Будь внимателен».
Цель: развитие произвольного внимания.
Материал: у каждого учащегося отпечатанный текст.
Инструкция: «Внимательно и только один раз прочитайте текст. А затем попробуйте точно ответить на вопрос».
Задание №8.
Игра «Ищи безостановочно».
Цель: увеличение объёма внимания.
Инструкция: В течении 10-15 секунд увидеть вокруг себя, как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п). По сигналу учителя один ребёнок начинает перечисление, другие его дополняют.
Задание №9.
Упражнение «Живая картина».
Цель: формирование и развитие у детей объёма внимания.
Инструкция: Учитель (или кто-то из детей) организует участников (от 2-х до всех), в любую группу. Участники замирают в заданной позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносят строго оговорённое количество изменений. (Например: 2 участника меняются местами, 3-й опускает поднятую руку, 4-й поворачивается в другую сторону- всего 3 изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картину.
Задание №10.
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Инструкция: Упражнение выполняется сидя в кругу или группа становится по кругу. «Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательными и постараемся запомнить движение каждого». Группа выполняет эту часть задания.
«Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала своё движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода перейдёт к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать своё движение и передать ход дальше.
Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что передал его вам».
В ходе упражнения учитель побуждает участников действовать быстрее. По окончании упражнения можно задавать вопрос: «Какие у вас были трудности?», «Какое ваше настроение?».
Задание №11.
Цель: развитие переключения внимания.
Инструкция: Упражнение выполняется сидя или все участники становятся по кругу.
«Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы, (те, кто остаётся) выберем одного
человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернётся в комнату, встанет в центре круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.
Задание №12.
Упражнение: «Тень».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Инструкция: «Перед вами бланк с фигурками изображённых гномов. Узнайте, какому гному принадлежит тень». (Приложение).
Задание №13.
Игра «Поём вместе».
Цель: развитие концентрации внимания.
Инструкция: Учитель предлагает спеть вместе песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбку». Причём, если учитель хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух. Если хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно про себя. Если хлопает опять 1 раз, все снова продолжают петь вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибётся. Тот из ребят, кто ошибается, сам становится ведущим.
Задание №14.
Упражнение «Прятки».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Инструкция: Найдите предметы, которые спрятались на рисунке.
Задание №15.
Игра «Перекличка - путанка».
Цель: развитие произвольного внимания.
Инструкция: Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия - нет; фамилия правильная, имя не то). Дети внимательно слушают и окликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.
Задание №16.
Упражнение «Первобытные школьники».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Инструкция: Найдите пару одинаковых: из восьми пацанов.
Задание №17.
Игра «Рыба, птица, зверь».
Цель: развитие способности к переключению внимания.
Инструкция: Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать, в данном случае, рыбу. Причём, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа тоже считается ошибкой), то ребёнок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».
Задание №18.
Игра «Хор».
Цель: развитие концентрации внимания.
Инструкция: В игре принимают участие 3-4 ребёнка. Остальные внимательно следят за игрой.
Одного из играющих детей просят на некоторое время выйти за дверь(или повернуться к играющим спиной), остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно- каждый своё слово. Задача «отгадчика»- понять и произнести предложение целиком. Игра проводится несколько раз- так, чтобы в ней приняли участие все дети. Если «отгадчик» не справляется с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше предложений:
Шёл по улице отряд.
Пошла коза за орехами.
Стала жаба важно квакать.
Летела сорока высоко.
Муха денежку нашла.
Шла кукушка мимо сада.
Повар готовил обед.
Бедная кошка порезала лапу.
На болоте стоит пень.
Жил на свете старичок.
Слон шагает по дорожке.
Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания.
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ УЧЕНИКАМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Представлен опыт работы по развитию орфографической зоркости у учащихся, начиная с 1 класса....
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»
Развитие творческого мышления - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение...
Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...
Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....
Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка в 3 классе
«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Методические рекомендации использования творческого подхода при изучении русского языка младшими школьниками...