Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка.
методическая разработка

Марченко Ирина Юрьевна

Методические рекомендации использования творческого подхода при изучении русского языка младшими школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskogo_tvorchestva.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Творчество – это умственная гимнастика.

 Творчество – это ключ для развития мышления.

Творчество – это свобода деятельности и мысли…

Психологи считают  критерием развития  человека творчество. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в его будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.

 Эффект от работы по поддержке и развитию творческих способностей  определяется тем, насколько педагогу удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности младших школьников. На  уроках  русского языка и литературного чтения я постоянно обращаюсь к творческим заданиям, т.к. этот приём позволяет  научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.

Например, существует игра, в которой  необходимо вписать в  клеточки буквы так, чтобы получились слова (по заданным правилам).

  К

  К

  К

  К

        Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка и др.). Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра будет освоена детьми в полной мере, следует переходить на новый, более сложный уровень. Ученики получают задание придумать свою игру, подобную данной, используя разное количество букв и разные буквы, например:

  Л

  Л

  Л

  Л

                   (Лампа, лапка, лучик, лимон и др.)

  О

  О

  О

  О

                     (Очки, мост, крот, окно и др.)

  А

  А

  А

  А

  А

(Дар, трава, команда, комбайнер, одиннадцать и др.)

        Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала  убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся слов еще одно, затем еще одно, пока не останутся два-три «нужных слова». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д., - что ведет к отработке перечисленных понятий.

        Еще одним примером творческой игры может служить создание собственного шрифта или кода. Простейший вариант – просто продублировать каждую букву русского алфавита своими значками и зашифровать свой текст этими «буквами». Более сложный вариант предполагает изменение какой-либо принципиальной особенности письма, например, заглавную букву изображать тем же значком, что и строчную, но с черточкой наверху.

        Самый трудный вариант этой игры: школьникам дается зашифрованный неизвестным им способом текст из какого-либо литературного произведения. Зная текст, школьники должны разгадать шифр, и потом с помощью разгаданного шрифта записать тот текст, который составят сами.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. Учитывая психологию младшего школьного возраста и технологию обучения в начальной школе, можно систематизировать упражнения, игры, задания, развивающие воображение на уроках русского языка.

        При изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить ребятам следующие задания:

 «Определение»

а) Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

б) За 1 минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.

в) Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.

г) Подбери как можно больше слов для описания листьев.

Тема «Глагол».

Вы любите фантазировать? Что с вами будет через 20 лет? Напишите сочинение «Я через 20 лет», используя глаголы будущего времени.

Я буду художником-дизайнером. Нарисую детские вещи, мебель: стул – жираф, диван – бегемот, посуду в виде медуз. Люди по моим рисункам сделают эти вещи. Они украсят квартиру и будут удивлять необыкновенной красотой и формой.

  1. Игра «Загадай объект, используя глаголы прошедшего времени».

Пел, читал, танцевал – артист.

3. Игра «Бумчук». Инопланетяне играют в бумчук. Напиши правила игры, употребив глаголы неопределенной формы.

4. Напиши правила поведения в общественных местах, употребив глаголы с частицей не.

5. Запиши правила поведения на уроке.

                Полезные советы.                Вредные советы.

Тема «Предложение».

  1. Комический эффект. Найди границы предложений.

Очень-очень

Странный вид

Речка за окном

Горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей схватил

Зерно

Да как крикнет

Улетая:

«Вот что значит

Запятая!»

                         Б.Заходер

  1. Перевертыши ездока и коня. Исправь ошибку.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю:

«Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну, а кактус в это время

Мыл старушку на окне…»

Ехал кактус на окне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на коне…

Знаю я, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалиться зрю?

                Э.Успенский

А какой простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов (обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами). Например, при изучении темы «Сложные слова» можно предложить детям придумать свои слова, продолжая ряд. Затем определить значения подобранных слов: самолет, самосвал, самокат… (самовоз, самоход, самопрыг и др.)

Или при изучении темы «Имена собственные» попросить придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, петух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстроног, барашек Кудряшка и др.

Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желаний ребенка:

- составление рассказов по серии рисунков-схем;

- придумывание названий к рассказам;

- придумывание продолжений сказки.

- при написании изложений  можно использовать тексты без концовки

(попробуй догадаться, что произошло дальше)

- сочинение

На последнем виде работы я остановлюсь подробнее. Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов.  Это могут быть не только сказки, но и рассказы.

Начиная с 1 класса, в букварный период, при знакомстве с буквой рассматриваем картину с изображением животных и  по картине  описываем:

Кошку, собаку, щенка, лису, белку и др.

Например, говорю: ”Опишите белку так, чтобы она всем понравилась”. Дети называют слова: быстрая, пушистая, нежная, красивая, веселенькая, хвост как метелочка, похожа на яркий пламень среди веток деревьев, глазки, как стеклянные шарики.

         При знакомстве с буквой Г показываю картинку, где нарисован гриб. “Вам нравится грибок на картинке? Какой он? Опишите его.

   И вот как мы « раскрашиваем» гриб:  «Шляпка маленькая, кругленькая, ярко – красная, нижняя сторона шляпки белая, ножка толстенькая, по белой ножке рассыпаны пятна».

Дети учатся составлять рассказы на уроках литературного чтения по аналогии с прочитанным художественным произведением.

Приемы создания собственных текстов:

1.Прием «Напишите письмо»

Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

2.Прием «Пишем сказку на новый лад»

Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.

     Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

  Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

3.Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.

4.Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

5.Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).

6. Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание:

  - Понравился ли тебе рассказ? Почему?

  - Удачно ли созданы автором образы героев?

  - Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?

  - Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…?

  - Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?

  - Поясни заглавие рассказа.

Для более глубокого усвоения материала по темам изучаемым во 2-4 классах на уроках русского языка, я часто использую сочинения – миниатюры. Это самостоятельные упражнения творческого характера на заданную тему. Такие упражнения предполагают обязательное решение грамматико – стилистических задач и проводятся в связи с изучением грамматики.

     Сочинения – миниатюры пишутся на темы близкие детям. Это могут быть рассказы детей о том, что было ими увидено на прогулке. Темы для сочинений такие:

                 Деревья осенью.

                 Береза.

                 Хмурый осенний день.

                 Золотая осень.

                 Как я помогаю маме.

         Для сочинений – миниатюр отвожу не более 15 минут. К ним предлагаю опорные слова или задание, например, употребить в тексте слова на ту или иную часть речи или слова с определенными приставками или суффиксами.

Для закрепления навыка написания слов с двойными согласными я предлагаю детям задание составить и написать рассказ на тему “Утром” с помощью опорных слов:

осенний, утренний, ранний.

     Полную самостоятельность получают дети при письме сочинений – миниатюр о наблюдениях за погодой, о различных явлениях природы, при описании случаев из своей жизни, при оценке своих поступков и поступков товарищей.

Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей на уроках литературного чтения.  Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

   1. Выделять опорные слова из сказки

- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

 - Коллективное выделение опорных слов из сказки.

 - Самостоятельный подбор опорных слов.

   На листочках запишите опорные слова  какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.

 - Сочинение сказки по опорным словам.

  2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

 3. Переделать знакомую сказку,  ввести нового героя и развить новый сюжет:

 По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

                Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

                Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.

                Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

 4. «Выворачивание сказки наизнанку»

Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:

   1) Белоснежка встретила в лесу семь великанов.

   2) Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

 5. Сочинение сказки по началу или по концу.

Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок.  Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок, М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки (2 класс УМК «Школа 21в.»). При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

6. Создание собственной оригинальной сказки.

 Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет.  Можно использовать такой  прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

                          К – кикимора

                          А -  амулет

                          Щ – щука

                          Е  - Емеля

                          Й – йог

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.

  7.Составление «сказочного словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.

     Развивая самостоятельность, творчество детей, мы учитываем  особенности мыслительной деятельности каждого ученика, увлекаем  его. Работать на уроке с увлечением – это и значит воспитывать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески. Школа воспитывает культуру отношения к жизни. Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»

Развитие творческого мышления - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.  Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения

«Развитие  творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения  в  начальных  классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий  педагогич...

«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...

Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка в 3 классе

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии, используя новые подходы учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС

Данная статья раскрывает новые подходы учебно-воспитательного процесса  развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии в условиях реализации ФГОС...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства

Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с изменениями, происходящие в жи...