Конспект урока «Синонимы и однокоренные слова. Выбор синонимических групп из данных слов, предложений и текста».
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Ершова Евгения Викторовна

Цель: учить отличать синонимы от однокренных слов, учить выбирать синонимические группы из данных слов, предложений и текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sinonimy.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕСНОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект урока

«Синонимы и однокоренные слова. Выбор синонимических групп из данных слов, предложений и текста».

(2 класс, 1 занятие)

Подготовила: учитель-логопед Ершова Е.В.

п.Лесной городок - 2019

Цель: учить отличать синонимы от однокренных слов, учить выбирать синонимические группы из данных слов, предложений и текстов.

Задачи: расширение и уточнение словварного запаса; расширять и актуализировать знания учащихся о синонимах; развивать навыки связного высказывания; учить видеть оттенки значений слов.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами, 3 макета солнца.

Ход урока.

Учитель – логопед читает стихотворение:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.  

                                       И. Токмакова 

Учитель-логопед. Ребята, какие слова в стихотворении близкие по значению?

Запомните! Слова, близкие по значению, называются синонимами.

Правильно, ребята! И тема нашего занятия сегодня - «Синонимы»

Учитель-логопед. Давайте сыграем в одну игру. Игра «Найди пару».

 Подберите к словам из левой колонки синонимы из правой. Запишите их парами в тетрадь.

Метель  Пасмурный

Холод    Ненастный

 Пламя Мороз

Огонь Скакать

Шалун Печальный

Кидать Грустный

Лошадь Конь

Прыгать Озорник

Бросать Вьюга

Учитель-логопед. На фланелеграф вывешиваются 3 солнца. Задание: четко прочитать слова, выбрать близкие по значению и добавить к каждому солнцу лучики. Учащимся раздаются лучики, на которых написаны слова:

Крошечное, храбрый, неустрашимый, бесстрашный, ледяная, мужественный, отважный, мёрзлая, небольшое, холодная, карликовое, ледяная, мизерное.

(Учащимся необходимо правильно приложить лучики к сердцевине цветка, т.е. правильно подобрать синонимы).

Учитель-логопед. Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Разложи правильно». Прочитайте слова в таблице и распределите их на два ряда.

Ледяной, ледник, ледок, студеный, морозный, леденящий, холодный, заледенеть, ледокол, ледниковый.

Учитель-логопед. Почему вы распределили их  именно так, а не по-другому? Докажи свой ответ? Все правильно! Отличие - синонимы, как правило, относятся к одной и той же части речи, а однокоренные слова - к разным частям речи. Однокоренные слова - слова, имеющие одинаковый корень, а синонимы - слова, которые звучат и пишутся по-разному, но близкие по значению.

Физминутка

Учитель-логопед. Ребята, четко прочитайте слова.

Храбрый, смелый, хладнокровный, отважный.

Сообщить, сделать, сказать, объявить

Грустно, уныло, печально, спокойно.

Учитель-логопед. Подумайте, есть ли среди слов-синонимов в каждой строчке лишнее. Назовите его. Докажи правильность своего ответа.

Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение. Обоснуй правильность своего выбора.

Студеный ключ играет в овраге (прочразный, холодный, быстрый)

Из лесной чащи выбирается на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

В лесу мы наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое (маленькая, проворная, веселая).

Учитель-логопед. Игра – соревнование «Кто быстрее и правильнее».

Логопед: - Чья команда быстрее и правильнее выполнит задание. Прочитайте тексты и замени повторы синонимами.

Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Дети катались на санках. Дети постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детям зимой. (Малыши, ребята, детвора).

Учитель-логопед. Сравните эти два текста. Что ты заметил?Что же такое синонимы? Для чего они нам нужны?

Учитель- логопед. Дети объединяются в две группы, между которыми проходит соревнование.Впишите в пустые клетки синонимы, которые подходят к словам стоящим около них.

шум

жара

мороз

грусть

Ребята, выберете правильный ответ!

Синонимы – это однокренные слова

Синонимы – это слова одной и той же части речи и близкие по значению.

Синонимы это слова противоположные по смыслу.

Итог урока

Учитель-логопед. Что мы узнали на сегодняшнем уроке? Что ознает слово «синонимы»?

Ребята, сегодня вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Упражнение в умении находить корень в группе однокоренных слов

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"

Данный материал поможет учителю начальных классов в подборе заданий при изучении темы "Однокоренные слова". Дети смогут научиться различать ударные и безударные гласные и находить проверочны...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Связь предложений в тексте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 28.03.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 2-6Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 306Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Полякова Н...