Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный материал поможет учителю начальных классов в подборе заданий при изучении темы "Однокоренные слова". Дети смогут научиться различать ударные и безударные гласные и находить проверочные слова в группе однокоренных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russogo_yazyka_2klass.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема: «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов».
Цели:
1)Формировать интерес к русскому языку, развивать умения ставить ударение, различать ударные и безударные гласные в корне слова;
2) Отрабатывать навыки каллиграфии гласных букв;
3)Развивать: умения находить проверочные слова в группе однокоренных слов и писать буквы безударных гласных в корне; коммуникативные способности учащихся;
4)Воспитывать: навыки коллективного сотрудничества; любовь к весенней природе;
Оборудование: презентация к уроку, анимированные интерактивные игровые упражнения по русскому языку ( диск «Уроки Кирилла и Мефодия» урок по русскому языку № 3, задания 5, 6), карточки, тетради, учебники, «семафоры».
1 этап: Самоопределение к деятельности.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, а какое время года начнётся с завтрашнего дня? (весна)
- А какие эмоции вызывает у вас это время года? Почему?
- Послушайте, как описывает приход весны Ф. И. Тютчев (чтение учителем стихотворения)
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветка шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась...
- Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Пожелайте друг другу успехов и удачи!
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране родного языка к Мудрому Ежу, он, как всегда припас для вас интересные задания.
СЛАЙД № 1,2
В пути нам пригодятся наши знания и умения. Какие, узнаете, поиграв в игру «Вспоминай - ка».
Учитель называет слова, связанные с темой урока: корень, гласные, ударение, однокоренные слова, предложение, проверочное слово (дети «семафорят», если знают значение слов).
2 этап: Актуализация знаний.
а ) минутка чистописания:
- Начнём путешествие с пальчиковой гимнастики и записи букв (е, о, и, а, я).
- В какую группу их можно объединить? (гласные)
Разбейте на 2 группы. Объясните признак разбиения.
- Назовите вид орфограммы, которой могут являться данные буквы?
- сформулируйте тему урока. («Безударная гласная в корне»).
б ) словарная работа: (СЛАЙД № 3)
- Запишите, какую букву необходимо написать вместо пропуска …
Учитель показывает слова с пропущенной буквой (б…рёза, м…рковь, к…р…ндаш , М…сква, ов…щи), дети записывают буквы в словах на карточках. По окончании проходит взаимопроверка . Один ученик выходит и выполнят эту работу у доски. Учащиеся «семафорят» о правильности выполнения задания.
- Можно ли проверить написание безударных гласных в данных словах?
Гласные данных слов невозможно проверить, но есть в русском языке слова с безударной гласной, которую можно проверить.
Какие гласные требуют проверки? Когда? (Слабые позиции, без ударения) Почему? (Слышатся неясно) Где безударные гласные требуют проверки? Как проверить безударную гласную в корне слова? Какое слово называется проверочным? Почему в проверочном слове гласная должна быть под ударением? (сильная позиция гласного, под ударением)
Помогите Мудрому Ежу правильно написать слово: В . СНА
Почему? Подберите к нему однокоренные слова (весенний, весной, вёсны).
Какое из однокоренных слов является проверочным для слова «весна»?
(вёсны) Почему?
3 этап: Постановка целей урока.
- Давайте поставим цели урока, а помогут нам в этом ключевые слова…
НАУЧИТЬСЯ УЗНАТЬ ЗНАНИЯ
- Нам надо научиться выделять однокоренные слова из группы слов.
- Нам надо научиться определять ударные и безударные гласные в словах
- Мы будем учиться писать слова с безударной гласной в корне.
- Мы будем учиться подбирать проверочные слова.
- Нам предстоит получить знания по написанию безударной гласной в корне слова.
4 этап: « Открытие» детьми нового знания (Слайд 4)
Сейчас мы поработаем в группах. Сегодня на уроке работают 5 групп:
(каждая группа получает слова на изучаемое правило). Игра «Найди «лишнее» слово».
- Какие ассоциации возникают к слову “весна”? (Дети называют свои варианты) Учитель выдает каждой группе набор слов. Уточняется значение непонятных слов.
весна | капель | трава | гроза зелень тепло поля скворцы | листва дожди |
Физкультминутка:
- В воздухе «рисуем» букву, которая требует проверки в словах:
носами – ''о'' (рисуем носом)
ногой - ''о'' (правой, левой)
бедром - ''е''
локтем - ''о' '(правым, левым)
глазами – ''а'
1 Задание от Мудрого Ежа:
- Какие слова “лишние”? Подчеркните их зеленым цветом.
- Назовите слова с безударной гласной в корне, которые можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их красным цветом, устно назовите проверочные слова.
- Какое слово в группе слов является «лишним»? Почему?
5 этап: Первичное закрепление: (Слайд 5)
2 задание от Мудрого Ежа:
- Докажите, что это однокоренные слова (взаимопроверка в парах), группы слов записаны на карточках:
- Спишите слова, подчеркните из ряда однокоренных слов - проверочные, обозначь корень в группе однокоренных слов:
1)Звери, зверинец, зверский – зв.риный
Снег, снеговой ,снега, снегурочка –сн . говик
2)Вода, водный, водичка – в. дяной
Лес, лесной, лесник, лесистый – л .сок
3)Звон, звонарь, звонкий, зазвонить – зв. нок
Солить, соль, солонка, подсолить, засол – с .лёный
4)Боль, больница, больной, больно – заб .леть
Зимний, зимовать, зимушка, зимовка – з .мовье
5)Глаз, глаза, глазок- гл.зной (врач)
Стол, столик, столы- ст.ловая.
- Какие слова являются проверочными в группе однокоренных слов?
Сделайте вывод:
- Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне (чтение правила на с.141).
6 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
Упр. 220, стр.141
- Какую букву гласного надо писать в корнях слов? Почему?
Стены, стенка, ст . на. Сад, садик, с . ды.
Мяч, мячик, м . чи. Мост, мостик, м . сты.
7 этап: Включение в систему знаний и повторение:
3 Задание от Мудрого Ежа:
Работа с интерактивной доской, задания по русскому языку
«Уроки Кирилла и Мефодия» урок № 8, задание 4, 5, 6.
Домашнее задание: прав. с. 141 (карточки)
А) Спишите предложения, вставляя безударные гласные в корне слов:
Наступила в…сна. По дорожкам б…гут звонкие ручьи. На п…лянке робко зеленеет первая тр..вка.
Б) Спишите предложения, вставляя безударные гласные в корне слов:
Наступила в…сна. По дорожкам б…гут звонкие ручьи. На п…лянке робко зеленеет первая тр..вка.
8 этап: Рефлексия, итог урока.
- Напомните тему урока.
- Какие слова являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- У нас будет возможность исправить недочёты и затруднения.
Учитель: - Зажмите руку в кулак…
- кому было интересно - разожмите мизинец;
- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный;
-кто хорошо работал на уроке – средний;
- кто помогал работе в группе – указательный;
- кому урок понравился – большой;
- Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою оценку за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Мультимедийный урок русского языка во 2 классе.Нахождение проверочных слов в группе однокоренных.
Урок по учебнику "Русский язык",2класс,Бунеева Р. Н.,Бунеевой Е.В. УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Повторение понятий «Корень», «Однокоренные слова».
Конспект данного урока предназначен для обучающихся воспитанников коррекционной школы VII вида. Цели: повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; учиться подбирать однокоренные слова; позна...
Урок русского языка, 3 класс," Школа России" , по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок русского языка, 3 класс...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...
Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова
Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...
Урок русского языка 2 класс .УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Однокоренные слова"
Урок с применением технологии деятельностного метода обучения....