Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Никитина Наталья Борисовна

Данный материал поможет учителю начальных классов в подборе заданий при изучении темы "Однокоренные слова". Дети смогут научиться различать ударные и безударные гласные и находить проверочные слова в группе однокоренных слов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russogo_yazyka_2klass.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  во 2 классе                    

 УМК «Школа России»

Тема: «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов».                              

           Цели:

1)Формировать интерес к русскому языку, развивать умения ставить ударение, различать ударные и безударные гласные  в корне слова;

2) Отрабатывать навыки каллиграфии гласных букв;

3)Развивать: умения находить проверочные слова в группе однокоренных слов и писать буквы безударных гласных в корне; коммуникативные способности учащихся;

4)Воспитывать: навыки коллективного сотрудничества; любовь к весенней природе;

Оборудование: презентация к уроку, анимированные интерактивные игровые упражнения по русскому языку ( диск «Уроки Кирилла и Мефодия» урок по русскому языку № 3, задания 5, 6), карточки, тетради, учебники, «семафоры».

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.  Эмоциональный настрой.
- Ребята, а какое время года начнётся с завтрашнего дня? (весна)

- А какие эмоции вызывает у вас это время года?  Почему?

- Послушайте, как описывает приход весны Ф. И. Тютчев (чтение учителем стихотворения)

Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветка шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь  редеющего сна
Весну послышала она,
И ей  невольно улыбнулась...
- Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Пожелайте друг другу успехов и удачи!

 Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране родного языка к Мудрому Ежу, он, как всегда припас для вас интересные задания.  

СЛАЙД № 1,2

В  пути нам пригодятся наши знания и умения. Какие, узнаете, поиграв в игру «Вспоминай - ка».

Учитель называет слова, связанные с темой урока: корень, гласные, ударение, однокоренные слова, предложение, проверочное слово (дети «семафорят», если знают значение слов).

2 этап:  Актуализация знаний.

а ) минутка чистописания:

 - Начнём путешествие с пальчиковой гимнастики и записи букв (е, о, и, а, я).

- В какую группу их можно объединить? (гласные)

 Разбейте на 2 группы. Объясните признак разбиения.

- Назовите вид орфограммы, которой могут являться данные буквы?

- сформулируйте тему урока. («Безударная гласная в корне»).

б ) словарная работа:  (СЛАЙД № 3) 

- Запишите, какую букву необходимо написать вместо пропуска …

Учитель показывает слова с пропущенной буквой  (б…рёза,  м…рковь, к…р…ндаш , М…сква,  ов…щи),  дети записывают буквы в словах на карточках. По окончании проходит взаимопроверка . Один ученик выходит и выполнят эту работу у доски.  Учащиеся «семафорят» о  правильности выполнения задания.

- Можно ли проверить написание безударных гласных в данных словах?

Гласные данных слов невозможно проверить, но есть в русском языке слова с безударной гласной, которую можно проверить.

 Какие гласные требуют проверки? Когда?  (Слабые позиции, без ударения) Почему? (Слышатся неясно) Где безударные гласные требуют проверки? Как проверить безударную гласную в корне  слова? Какое слово называется проверочным? Почему в проверочном слове гласная должна быть под ударением? (сильная позиция гласного, под ударением)

Помогите Мудрому Ежу правильно написать слово:      В . СНА

Почему? Подберите к нему однокоренные слова (весенний,  весной, вёсны).

Какое из однокоренных слов является проверочным для слова «весна»?

(вёсны) Почему?

3 этап: Постановка целей урока.

- Давайте поставим цели урока, а помогут нам в этом ключевые слова…

НАУЧИТЬСЯ                        УЗНАТЬ             ЗНАНИЯ

- Нам надо научиться выделять однокоренные слова из группы слов.

- Нам надо научиться определять ударные и безударные гласные в словах

- Мы будем учиться писать слова с безударной гласной в корне.

- Мы будем  учиться подбирать проверочные слова.

- Нам предстоит получить знания по написанию безударной гласной в корне слова.

4 этап: « Открытие» детьми нового знания (Слайд 4)

 

Сейчас мы поработаем в группах. Сегодня на уроке работают 5 групп:

(каждая группа получает  слова  на изучаемое правило). Игра «Найди «лишнее» слово».

- Какие ассоциации возникают к слову “весна”? (Дети называют свои варианты) Учитель выдает каждой группе набор слов. Уточняется значение непонятных слов.

весна
щебечут
пахать
грачи
листья

капель
солнце
весенний
скворечники
ласкает

трава
ветер
гнездо
птенцы
цветы                                                                    

гроза

зелень

тепло

поля

скворцы

листва                  
земля
вода
проталина

дожди

Физкультминутка:

- В воздухе «рисуем» букву, которая требует проверки в словах:

носами – ''о'' (рисуем носом)
ногой - ''о'' (правой, левой)
бедром - ''е''
локтем - ''о' '(правым, левым)
глазами – ''а'

1 Задание от Мудрого Ежа:

  • Какие слова “лишние”? Подчеркните их зеленым цветом.
  • Назовите слова с безударной гласной в корне, которые можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их красным цветом, устно назовите проверочные слова.
  • Какое слово в группе слов является «лишним»? Почему?

5 этап: Первичное закрепление: (Слайд 5)

2 задание от Мудрого Ежа:

     - Докажите, что это однокоренные слова   (взаимопроверка  в  парах), группы слов записаны на карточках:

- Спишите слова,  подчеркните из ряда однокоренных слов  -  проверочные, обозначь корень в группе однокоренных слов:

1)Звери, зверинец, зверский  – зв.риный

 Снег, снеговой ,снега, снегурочка –сн . говик

2)Вода, водный, водичка  – в. дяной
Лес, лесной, лесник, лесистый  – л .сок

3)Звон, звонарь, звонкий, зазвонить – зв. нок
Солить, соль, солонка, подсолить, засол – с .лёный

4)Боль, больница, больной, больно – заб .леть
Зимний, зимовать, зимушка, зимовка – з .мовье

5)Глаз, глаза, глазок- гл.зной (врач)

Стол, столик, столы- ст.ловая.

-  Какие слова являются проверочными в группе однокоренных слов?

Сделайте вывод:

- Слова с ударным гласным звуком в корне  являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне (чтение правила на с.141).

6 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Упр. 220, стр.141

 - Какую букву гласного надо писать в корнях слов?  Почему?

Стены, стенка, ст . на.                         Сад, садик,  с . ды.

Мяч, мячик,  м . чи.                              Мост, мостик,  м . сты.

7 этап:  Включение в систему знаний и повторение:

3 Задание от Мудрого Ежа:

Работа с интерактивной доской,  задания по русскому языку

«Уроки Кирилла и Мефодия» урок № 8, задание 4, 5, 6.

         Домашнее задание: прав. с. 141 (карточки)

А) Спишите предложения, вставляя безударные гласные в корне слов:

Наступила  в…сна. По дорожкам  б…гут звонкие ручьи. На п…лянке  робко зеленеет первая тр..вка.

Б) Спишите предложения, вставляя безударные гласные в корне слов:

Наступила  в…сна. По дорожкам  б…гут звонкие ручьи. На п…лянке  робко зеленеет первая тр..вка.

8 этап:         Рефлексия, итог урока.

  • Напомните тему урока.
  • Какие слова являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.
  • Как проверить безударную гласную в корне слова?
  •  Кто доволен своей работой на уроке?
  • У нас будет возможность исправить недочёты и затруднения.

Учитель: - Зажмите руку в кулак…

- кому было интересно - разожмите мизинец;

- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный;

-кто хорошо работал на уроке – средний;

- кто помогал работе в группе – указательный;

- кому урок понравился – большой;

 

 - Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою оценку за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Мультимедийный урок русского языка во 2 классе.Нахождение проверочных слов в группе однокоренных.

Урок по учебнику "Русский язык",2класс,Бунеева Р. Н.,Бунеевой Е.В. УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Повторение понятий «Корень», «Однокоренные слова».

Конспект данного урока предназначен для обучающихся воспитанников коррекционной школы VII вида. Цели: повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; учиться подбирать однокоренные слова; позна...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...

Урок русского языка 2 класс .УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Однокоренные слова"

Урок с применением технологии деятельностного метода обучения....