Конспект урока «Корень и однокоренные слова».
план-конспект урока по логопедии (2 класс)
Основная цель данного урока научить учеников умению выделять корень слова и умению подбирать однокоренные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_koren_i_odnokorennye_slova.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛЕСНОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Конспект урока
«Корень и однокоренные слова»
(2 класс, 1 занятие)
Подготовила: учитель-логопед Ершова Е.В.
п.Лесной городок - 2019
Цель: Закрепить умение выделять корень слова, подбирать родственные слова.
Задачи:
- Совершенствовать умение выделять корень в слове;
- формировать навык подбора родственных слов;
- расширять словарный запас за счёт уточнения значения слов;
- развивать навыки словообразования;
- развивать звукобуквенный анализ;
- развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы;
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, доска.
Ход урока
Учитель-логопед читает стихотворение
Снежная сказка
Поплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
(С.Погореловский)
Учитель-логопед. Ребята, вы ничего не заметили в стихотворение? Да, нам встречаются слова у которых есть общая часть. Назовите эту общую часть: (снег(ж) ).
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Учитель-логопед. А кто понял из стихотворения как называется такая общая часть у слов? Корень есть и у слова. Что такое корень? Это самая главная часть в слове, не будет корня – не будет и слова. А как выделить корень у слова?
Прочитаем еще раз наше первое стихотворение. И выделим общую часть значком корень в этих словах. Объясни значение этих слов.
Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей).
Родственными назывываются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
Учитель-логопед. Игра «Гости». Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова). Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по группам.
1 группа - - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 группа - - мор-
Морской, моряк, море, мороз.
3 группа - - вод –
Вода, водичка, водный, водитель.
Учитель-логопед. Может кто-то из «родственников» перепутал домики, и оставьте на доске только родственные слова и выделите в этих словах корень.
Физминутка
Учитель-логопед. Ребята, посмотрите перед вами лежат карточки. Четко прочитайте. Выделите корень на карточке.
Озимь, зимовье, перезимовать;
Звонок, перезвон, позвонить;
Подпись, писать, переписка
Отвар, варить, сварить
Откусить, укус, кусать
Бежать, побег, побегать
Разговор, говорить, заговорить
Учитель-логопед. Запиши данные слова в 3 столбика: в первый – с корнем в начале слова, во-второй – с корнем в середине слова, в третий – с корнем в конце слова.
В каждом слове выдели ударный слог.
Ребята, посмотрите внимательно на доску и четко прочитайте слова, которые здесь записаны. Слушай внимательно и назови «лишнее».
Липа, липучий, налипать
Дорога, бездорожье, дорогой
Боль, больной, больница,
Лес, лестница, лесник,
Осина, осень, осинник.
Учитель-логопед. Докажи, почему оно лишнее. Составь предложение с выделенными словами.
Учитель-логопед. Игра «В две колонны становись!» (На доске записан ряд слов. Играют две команды. Игроки 1-й команды собирают слова, родственные слову «вода», игроки 2-й команды – слову «водить»).
Водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водопой, довод, водоросль, водомер, водяной, наводнение, водоем, подводный, водянистыцй, заводь, провод, проводить, водящий, подводил.
Учитель-логопед. Четко и внимательно прочитай слова.
Нос, вынос, носитель, носик, носовой, поднос, носище, разносчик, переносить, носильщик.
Учитель-логопед. Назови корни. Прочитай слова еще раз. Похожи они по смыслу? Чем слова похожи и чем они различаются?
На какие группы можно разделить все слова? Как они называются? Запиши слова по группам. Выдели ударный слог.
«Реставрация»
А) Он пятится назад (Рак)
е | т | а | |||||||
и | т | а | |||||||
у | ш | к | а | ||||||
е | т | к | а | ||||||
е | т | о | д | р | о | м | |||
о | в | и | н | а |
Учитель-логопед. Допишите начало слова. Определите, являются ли эти слова однокоренными.
Итог урока
Учитель-логопед. Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....
План-конспект урока "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Урок "Русского языка" с использованием ЭОР (2 класс)...
Урок "Корень и однокоренные слова"
Урок "Корень и однокоренные слова" 2 класс...
Конспект урока. Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова
Конспект урока русского языка с ЭОР...
Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....
Конспект урока русского языка "Однокоренные слова"
Урок «открытия» новых знаний по теме " Однокоренные слова""...
Конспект урока «Синонимы и однокоренные слова. Выбор синонимических групп из данных слов, предложений и текста».
Цель: учить отличать синонимы от однокренных слов, учить выбирать синонимические группы из данных слов, предложений и текстов....