Конспект урока русского языка "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Егорова Наталья Геннадьевна

Урок «открытия» новых знаний по теме " Однокоренные слова""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Однокоренные слова.

Класс: 3

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма проведения: урок открытых мыслей

Деятельностная цельформирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Содержательная цельрасширить понятие об однокоренных словах; сформировать умение определять отличительные признаки, выработать умение отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся подбирать родственные слова, объяснять их лексическое значение и уметь находить их по отличительным признакам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять учебные действия на знаковом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Фиксировать индивидуальные затруднения в любом пробном действии.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Осуществлять постановку и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Уметь ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с различными субъектами образовательного процесса – учителем, одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении. Быть терпимыми к другим мнениям, учитывая их в совместной работе. Уметь деликатно доносить свою позицию до других.

Личностные: понимание важности ученика, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов. Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий на основе имеющихся знаний, интереса к родному языку , его истории.

1)- Прочитайте  предложения: (3 мин.)  

                    Учиться всегда пригодится.

                    Учёба и труд всё перетрут.

                     Корень учения горек, а плод сладок.

- Как можно назвать эти предложения, одним словом?

- Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

-Как можно назвать выделенные слова?

-Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

-Чему учиться?

-Какие слова называются однокоренными?

2. Задание-шутка.

Гусеница повстречала семью гусей.

- Вы кто такие?

- Я - гусь, это гусыня, а это наши дети - гусята. А ты кто?

- Я ваша родственница-гусеница.

- Права ли гусеница?

- Почему?

Слово с деревом похоже,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.

2)У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.

 На доске:

Водяной, вода, водить.

 Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

 У.: Молодцы! А теперь на слух:

Моряки, морской, моржи

Корень, корневой, конёк.

Холод, холмик, холодок.

Носик, носит, носок.

3)Самостоятельная работа. Работа с учебником. с.62 №109

-Сгруппируй слова.( выпиши любую группу однокоренных слов)

Солить,соль,соленый.

Сад, садовник, садовый.

Светить,свет, светлый.

Звонить, звон, звонкий.

Синяк, синий, синить.

4)Работа в парах.

-Заполните таблицу.

Корень

Существительное

Прилагательное

Глагол

Цвет

цветок

цветной

цветёт

Рыб

рыбак

рыбный

рыбачит

Зим

зима

зимний

зимуют

4)Работа над темой.                                                                                             

 1.Прочитать предложения.

   Ос-нь одарила д-ревья з-л-той л-ствой. Начинается л-стопад. Медленно падают лист?я на землю. На в-твях не видно ни одного л-сточка.

-Что вы прочитали? (текст)

-Почему так решили? (общая тема)

-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)

-Почему их можно назвать родственными?

2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

10. Рефлексия.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....

Конспект урока русского языка "Слова признаки"

Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...

Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...

Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...

Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"

Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....