Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"
план-конспект по логопедии

Виноградова  Яна Андреевна

Разработка логопедического занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx29.63 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» села Чапаево Корсаковского городского округа Сахалинской области

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте).

Тема: «Гласные звуки и буквы»

Составила: учитель-логопед Гуляева Я.А.

с. Чапаево, 2019

Сценарий НОД на тему: «Гласные звуки и буквы»

Цель: Закрепить представления детей о гласных звуках и буквах.

Задачи: 

Образовательные:

- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении гласные звуки;

- Закреплять с детьми значение терминов «звук», «буква»;

- Формировать умение делить слова на слоги;

- Закрепить знания о слогообразующей роли гласных звуков в словах;

- Формировать умение определять позицию звука в слове;

- Совершенствовать грамматический строй речи;

- Закреплять графические образы гласных букв;

- Активизировать словарный запас по теме «Осень»;

Развивающие:

 - Развивать фонематический слух;

- Создать условия для развития словесно-логического мышления, памяти, внимания;

- Развивать мелкую и общую моторику детей;

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к обучению грамоте;

- Воспитывать умение слушать взрослого и товарищей, умение работать в коллективе;

- Поощрять активность и самостоятельность.

Методы и приемы:

Практические методы: интерактивная игра, дидактические игры

Словесные методы: вопросы, беседа, логические задачи;

Наглядные методы:  демонстрационный,  раздаточный материал, показ;

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, технологии музыкального воздействия.

Предполагаемые результаты:

- Различают на слух и в произношении гласные звуки;

- Дифференцируют понятия «звук» и «буква»;

- Владеют навыком элементарного звукового и слогового анализа слов;

- Сформирован графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э, И;

- Грамматически верно оформляют свои ответы;

- Владеют словарным запасом по лексической теме «Осень»;

-Созданы условия для развития высших психических функций, общей и мелкой моторики;

- Умеют работать в коллективе;

- Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;

- Проявляют интерес к обучению грамоте.

Оборудование: Интерактивная доска, колонки, интерактивная игра «Звуки спрятались», осенний кленовый лист красного цвета, конвертики, классная магнитная доска, магниты, музыкальное сопровождение, пазл гласных букв, цветные карандаши, клей.

Ход мероприятия:

Орг. Момент:

 Логопед (далее Л.): Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться? Встаем в кружочек. (дети встают в круг). Посмотрите, какой красивый листочек у меня в руках, я его нашла, когда шла к вам в детский сад. Сейчас мы будем передавать друг другу этот листок (детям предлагается осенний листок красного цвета), у кого он окажется в руках, тот и назовет своё имя. Начну я, меня зовут Яна Андреевна. А как же зовут вас, мне очень интересно.  (дети передают друг другу листок и называют свое имя, затем логопед предлагает всем сесть на свои места).

 Л.: Ребята, какого цвета этот листок? (дети: красного)

Л.: А в какое время года мы можем увидеть желтые, красные листья? (Ответы детей: осенью).

Л.: Скажите, а сейчас какое время года на дворе? (ответы детей: осень)

Л.: А как еще мы можем догадаться, что наступила осень? (ответы детей: часто идут дожди, похолодало, птицы улетели в теплые края, звери готовятся к зиме, день стал короче, листья пожелтели и опали и др.)

Л.: А может, кто-то догадался, с какого дерева упал этот листок? Посмотрите какой на нем узор, какая форма? (ответы детей: с клена)

Л.:  Если он упал с клена, как мы можем про него сказать, какой он? (дети: кленовый).

Л.: Все верно, ребята! Но я не просто так принесла именно красный листок! Красным цветом мы обозначаем какие-то звуки. Кто помнит какие? Это поющие звуки, голосистые звуки. (Ответы детей: гласные.).

Л.: Правильно, гласные звуки, самые голосистые звуки. Сегодня мы побываем в стране гласных звуков.

А вот, на чем мы отправимся в эту страну, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Что за чудо– длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (ответы детей: машина, автобус)

Л.: Почему вы так решили? (ответы детей: потому что длинный, в нем много пассажиров, колеса сделаны из резины, чтобы поехать, нужно заправить бензином).

Л.: Итак, встаем друг за другом, пристегнули ремни для безопасности во время движения! (Дети в сопровождении веселой песенки отправляются в страну гласных звуков, при этом имитируют движения колес руками под музыку, как только музыка закончилась, логопед предлагает детям сесть на места).

Основная часть.

Л.: Ребята посмотрите, какая интересная, необычная страна. (Дети рассматривают картинку на интерактивной доске). Что вы видите? (ответы детей: дома, деревья, солнышко и т.д.)

Л.: Посмотрите, какие красивые красные домики! В этих домиках живут звуки, а как вы думаете, какие звуки живут в этих домиках? (Ответы детей: гласные).

Л.: Давайте сосчитаем, сколько здесь домиков. (дети сопряжённо считают домики) А может, кто-то догадался, почему здесь только 6 домов? (Ответы детей: потому что гласных звуков всего 6. Если дети затрудняются, логопед объясняет им, что в русском языке всего 6 гласных звуков)

Л.: Вспомним гласные звуки и хором произнесем: А- ротик широко открывается, губки и язычок нам не мешают говорить этот звук, О – наши губы похожи на бублик, У – а теперь вытянулись трубочкой, И- растянулись в улыбке, Ы – язычок оттянулся назад, Э- ротик широко открыт в улыбке, язычок оттянут назад.

Л.: Ребята звуки мы назвали, но почему я их не вижу, может вы их видите? (Ответы детей: мы не видим).

Л.: Наверное, потому, что звуки невидимые. Ребята, звуки мы не можем видеть, но мы можем их слышать и произносить.  А вы знаете, у каждого гласного звука есть своё обозначение, свой символ, чтобы его увидеть, нам предстоит пройти несколько испытаний. За каждое испытание вы получите конвертик, в котором лежит то, что поможет нам увидеть гласные. Но открывать конвертики вы будете только тогда, когда мы выполним все задания, а иначе у нас ничего не выйдет. Готовы?

 Игра «Хлоп, топ».

Л.: Итак, первое задание. Предлагаю поиграть в игру «Хлоп, топ», все встаем возле своих столов, как только я назову гласный звук, вы будете хлопать, а когда услышите непоющий звук (согласный), то затопаете ножками. (дети встают, логопед произносит звуки, а дети хлопают и топают на соответствующий звук).

Л.: Молодцы, ребята, как хорошо слышат ваши ушки, садитесь на места. С первым испытанием вы справились, молодцы! Поэтому получаете первый конвертик.

Игра «Где спрятался звук?»

Л.: Ребята, гласные звуки очень любят играть в прятки и, хотя мы их совсем не видим, зато очень хорошо слышим. Сейчас мы попытаемся их найти, а прятаться они будут в словах, в начале слова, середине и конце.

Л.: Посмотрите на экран, перед вами картинки. Давайте их по очереди назовем? (Дети по очереди называют по одной картинке) Ответ ребенка: дождь

Л.: Какой гласный звук спрятался в этом слове? (ответы детей: звук О)

Л.: Где он спрятался? (ответы детей: в середине слова, при необходимости логопед помогает детям прийти к правильному ответу).

Л.: Ребята, мы знаем, что слова делятся на слоги, я предлагаю отхлопать это слово, то есть хлопнуть в ладоши на каждый слог в слове и узнать, сколько слогов в каждом слове. (дети совместно с логопедом отхлопывают слово)

Л.: А еще мы можем легко сказать, сколько слогов в слове, если посчитаем гласные звуки. Потому что есть такое правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».  (Дети отхлопывают слова и сверяют с количеством гласных звуков в слове с количеством отхлопанных слогов).

Л.: Какая следующая картинка? Аналогичная работа проводится еще с двумя картинками (туча, эскимо.) Логопед предлагает малоактивному ребенку назвать еще раз все картинки.

Л.: А теперь внимательно посмотрите на доску и подумайте, какая картинка лишняя? Почему? (Ответы детей: эскимо, потому что остальные предметы можно отнести к осени, а эскимо нет; потому что эскимо съедобное, а все остальное нет; потому что все относится к дождливой погоде, а эскимо нет).

 Л.: Ребята, все гласные мы нашли в словах? А может, какую-то забыли? (логопед предлагает вспомнить, какие гласные встретились в словах) 

Л.: Ребята, а звук Ы мы так и не нашли! А давайте мы сами придумаем слова, чтобы в них был звук Ы. (ответы детей: шары, сыр, мышь, тыква, игры и др.) А кто придумает такое слово, чтобы Ы был в самом начале? (Дети думают и пытаются подобрать нужное слово).

Л.: Ребята в русском языке увы, не бывает слов на Ы! Запомните это!

Л.: Вы большие молодцы, это было очень сложное испытание, поэтому вы получаете самый большой конверт.

Физкультминутка.

Л.: Ну что, ребята, переходим к следующему испытанию, ведь еще один конвертик вам осталось заполучить, чтобы увидеть, как выглядят гласные. Встаем около своих столов. Повторяйте за мной и слова и движения, говорим громко, четко:

А – закружилась голова

У – нежно ушки я потру

О – поднимаем мы плечо

Э – эскимо купили мне

Ы – задрожали все кусты

И – мы ребята силачи. (по 2 раза проговариваем и выполняем движения).

Л.: Еще раз назовем гласные звуки и  третий конвертик ваш! Садитесь на места! Послушайте меня очень внимательно! Страна гласных звуков - это удивительная страна, только очень жаль, что жители этой страны невидимые. Но мы можем им помочь.  Предлагаю вспомнить правило «звуки мы слышим и произносим», но у каждого звука есть свое обозначение — это буква. А буквы, как известно, мы «видим, пишем, читаем». (Дети хором повторяют правило).

Игра «Конструирование букв»

Л.: Сейчас вы откроете свои конвертики, в которых спрятались части одного пазла. Когда мы соберём этот пазл, всем станет ясно, что за звуки живут в этой стране и наших красных домиках. (Дети коллективно собирают пазл и под руководством логопеда склеивают части в единую картинку)

Л.: Какие буквы у нас получились? А, О, У, Ы, Э, И.  А этот пазл мы повесим на доску, и другие ребята смогут увидеть, как выглядят гласные буквы.

Л.: Давайте проверим, так ли выглядят наши гласные, которые живут в домиках. Для этого мы постучим в красные домики и увидим, что же за ними прячется. (Дети подходят к интерактивной доске и по очереди нажимают на домики, после чего появляются гласные буквы).

Л.: Сравните, такие буквы у вас получились?

Л.: Звуки и буквы очень довольны, что мы их сегодня навестили, не забыли про них. (Логопед вывешивает пазл)

Л.: Ну что, встаем друг за другом, пристегиваем ремни и отправляемся домой. (дети имитируют движения колес автобуса  под музыку, как музыка заканчивается логопед предлагает сесть на места).

Заключительная часть.

Л.: Ребята, у каких звуков и букв мы побывали в гостях? (Ответы детей: у гласных).

Л.: Вы все гласные звуки запомнили? (Ответы детей: да, по желанию перечисляют звуки).

Л.: Сколько их? (Ответы детей: 6).

Л.: Назовите.(Ответы детей: по очереди называют гласные звуки).

Л.: Каким цветом они обозначаются? (Ответы детей: красным)

Л.: Спасибо большое, ребята, вы большие молодцы, мне очень понравилось с вами играть!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ц" 2 класс

Индивидуальное логопедическое занятие  «Звук и буква Ц» 2 класс...

Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш

Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш...

Конспект логопедического занятия «Звук А. Буква А» для учащихся первого класса.

Конспект логопедического  занятия «Звук А. Буква А»для учащихся первого класса....

Конспект логопедического занятия Звук [у] буква Уу

Знаковство с буквой У. Артикуляция звука [у], развитие фонематических процессов....

Конспект логопедического занятия Звуки [з] –[з’]. Буква З.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса....