Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"
план-конспект по логопедии
Разработка логопедического занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 29.63 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» села Чапаево Корсаковского городского округа Сахалинской области
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте).
Тема: «Гласные звуки и буквы»
Составила: учитель-логопед Гуляева Я.А.
с. Чапаево, 2019
Сценарий НОД на тему: «Гласные звуки и буквы»
Цель: Закрепить представления детей о гласных звуках и буквах.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение различать на слух и в произношении гласные звуки;
- Закреплять с детьми значение терминов «звук», «буква»;
- Формировать умение делить слова на слоги;
- Закрепить знания о слогообразующей роли гласных звуков в словах;
- Формировать умение определять позицию звука в слове;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Закреплять графические образы гласных букв;
- Активизировать словарный запас по теме «Осень»;
Развивающие:
- Развивать фонематический слух;
- Создать условия для развития словесно-логического мышления, памяти, внимания;
- Развивать мелкую и общую моторику детей;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к обучению грамоте;
- Воспитывать умение слушать взрослого и товарищей, умение работать в коллективе;
- Поощрять активность и самостоятельность.
Методы и приемы:
Практические методы: интерактивная игра, дидактические игры
Словесные методы: вопросы, беседа, логические задачи;
Наглядные методы: демонстрационный, раздаточный материал, показ;
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, технологии музыкального воздействия.
Предполагаемые результаты:
- Различают на слух и в произношении гласные звуки;
- Дифференцируют понятия «звук» и «буква»;
- Владеют навыком элементарного звукового и слогового анализа слов;
- Сформирован графический образ гласных букв: А, О, У, Ы, Э, И;
- Грамматически верно оформляют свои ответы;
- Владеют словарным запасом по лексической теме «Осень»;
-Созданы условия для развития высших психических функций, общей и мелкой моторики;
- Умеют работать в коллективе;
- Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
- Проявляют интерес к обучению грамоте.
Оборудование: Интерактивная доска, колонки, интерактивная игра «Звуки спрятались», осенний кленовый лист красного цвета, конвертики, классная магнитная доска, магниты, музыкальное сопровождение, пазл гласных букв, цветные карандаши, клей.
Ход мероприятия:
Орг. Момент:
Логопед (далее Л.): Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться? Встаем в кружочек. (дети встают в круг). Посмотрите, какой красивый листочек у меня в руках, я его нашла, когда шла к вам в детский сад. Сейчас мы будем передавать друг другу этот листок (детям предлагается осенний листок красного цвета), у кого он окажется в руках, тот и назовет своё имя. Начну я, меня зовут Яна Андреевна. А как же зовут вас, мне очень интересно. (дети передают друг другу листок и называют свое имя, затем логопед предлагает всем сесть на свои места).
Л.: Ребята, какого цвета этот листок? (дети: красного)
Л.: А в какое время года мы можем увидеть желтые, красные листья? (Ответы детей: осенью).
Л.: Скажите, а сейчас какое время года на дворе? (ответы детей: осень)
Л.: А как еще мы можем догадаться, что наступила осень? (ответы детей: часто идут дожди, похолодало, птицы улетели в теплые края, звери готовятся к зиме, день стал короче, листья пожелтели и опали и др.)
Л.: А может, кто-то догадался, с какого дерева упал этот листок? Посмотрите какой на нем узор, какая форма? (ответы детей: с клена)
Л.: Если он упал с клена, как мы можем про него сказать, какой он? (дети: кленовый).
Л.: Все верно, ребята! Но я не просто так принесла именно красный листок! Красным цветом мы обозначаем какие-то звуки. Кто помнит какие? Это поющие звуки, голосистые звуки. (Ответы детей: гласные.).
Л.: Правильно, гласные звуки, самые голосистые звуки. Сегодня мы побываем в стране гласных звуков.
А вот, на чем мы отправимся в эту страну, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Что за чудо– длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (ответы детей: машина, автобус)
Л.: Почему вы так решили? (ответы детей: потому что длинный, в нем много пассажиров, колеса сделаны из резины, чтобы поехать, нужно заправить бензином).
Л.: Итак, встаем друг за другом, пристегнули ремни для безопасности во время движения! (Дети в сопровождении веселой песенки отправляются в страну гласных звуков, при этом имитируют движения колес руками под музыку, как только музыка закончилась, логопед предлагает детям сесть на места).
Основная часть.
Л.: Ребята посмотрите, какая интересная, необычная страна. (Дети рассматривают картинку на интерактивной доске). Что вы видите? (ответы детей: дома, деревья, солнышко и т.д.)
Л.: Посмотрите, какие красивые красные домики! В этих домиках живут звуки, а как вы думаете, какие звуки живут в этих домиках? (Ответы детей: гласные).
Л.: Давайте сосчитаем, сколько здесь домиков. (дети сопряжённо считают домики) А может, кто-то догадался, почему здесь только 6 домов? (Ответы детей: потому что гласных звуков всего 6. Если дети затрудняются, логопед объясняет им, что в русском языке всего 6 гласных звуков)
Л.: Вспомним гласные звуки и хором произнесем: А- ротик широко открывается, губки и язычок нам не мешают говорить этот звук, О – наши губы похожи на бублик, У – а теперь вытянулись трубочкой, И- растянулись в улыбке, Ы – язычок оттянулся назад, Э- ротик широко открыт в улыбке, язычок оттянут назад.
Л.: Ребята звуки мы назвали, но почему я их не вижу, может вы их видите? (Ответы детей: мы не видим).
Л.: Наверное, потому, что звуки невидимые. Ребята, звуки мы не можем видеть, но мы можем их слышать и произносить. А вы знаете, у каждого гласного звука есть своё обозначение, свой символ, чтобы его увидеть, нам предстоит пройти несколько испытаний. За каждое испытание вы получите конвертик, в котором лежит то, что поможет нам увидеть гласные. Но открывать конвертики вы будете только тогда, когда мы выполним все задания, а иначе у нас ничего не выйдет. Готовы?
Игра «Хлоп, топ».
Л.: Итак, первое задание. Предлагаю поиграть в игру «Хлоп, топ», все встаем возле своих столов, как только я назову гласный звук, вы будете хлопать, а когда услышите непоющий звук (согласный), то затопаете ножками. (дети встают, логопед произносит звуки, а дети хлопают и топают на соответствующий звук).
Л.: Молодцы, ребята, как хорошо слышат ваши ушки, садитесь на места. С первым испытанием вы справились, молодцы! Поэтому получаете первый конвертик.
Игра «Где спрятался звук?»
Л.: Ребята, гласные звуки очень любят играть в прятки и, хотя мы их совсем не видим, зато очень хорошо слышим. Сейчас мы попытаемся их найти, а прятаться они будут в словах, в начале слова, середине и конце.
Л.: Посмотрите на экран, перед вами картинки. Давайте их по очереди назовем? (Дети по очереди называют по одной картинке) Ответ ребенка: дождь
Л.: Какой гласный звук спрятался в этом слове? (ответы детей: звук О)
Л.: Где он спрятался? (ответы детей: в середине слова, при необходимости логопед помогает детям прийти к правильному ответу).
Л.: Ребята, мы знаем, что слова делятся на слоги, я предлагаю отхлопать это слово, то есть хлопнуть в ладоши на каждый слог в слове и узнать, сколько слогов в каждом слове. (дети совместно с логопедом отхлопывают слово)
Л.: А еще мы можем легко сказать, сколько слогов в слове, если посчитаем гласные звуки. Потому что есть такое правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». (Дети отхлопывают слова и сверяют с количеством гласных звуков в слове с количеством отхлопанных слогов).
Л.: Какая следующая картинка? Аналогичная работа проводится еще с двумя картинками (туча, эскимо.) Логопед предлагает малоактивному ребенку назвать еще раз все картинки.
Л.: А теперь внимательно посмотрите на доску и подумайте, какая картинка лишняя? Почему? (Ответы детей: эскимо, потому что остальные предметы можно отнести к осени, а эскимо нет; потому что эскимо съедобное, а все остальное нет; потому что все относится к дождливой погоде, а эскимо нет).
Л.: Ребята, все гласные мы нашли в словах? А может, какую-то забыли? (логопед предлагает вспомнить, какие гласные встретились в словах)
Л.: Ребята, а звук Ы мы так и не нашли! А давайте мы сами придумаем слова, чтобы в них был звук Ы. (ответы детей: шары, сыр, мышь, тыква, игры и др.) А кто придумает такое слово, чтобы Ы был в самом начале? (Дети думают и пытаются подобрать нужное слово).
Л.: Ребята в русском языке увы, не бывает слов на Ы! Запомните это!
Л.: Вы большие молодцы, это было очень сложное испытание, поэтому вы получаете самый большой конверт.
Физкультминутка.
Л.: Ну что, ребята, переходим к следующему испытанию, ведь еще один конвертик вам осталось заполучить, чтобы увидеть, как выглядят гласные. Встаем около своих столов. Повторяйте за мной и слова и движения, говорим громко, четко:
А – закружилась голова
У – нежно ушки я потру
О – поднимаем мы плечо
Э – эскимо купили мне
Ы – задрожали все кусты
И – мы ребята силачи. (по 2 раза проговариваем и выполняем движения).
Л.: Еще раз назовем гласные звуки и третий конвертик ваш! Садитесь на места! Послушайте меня очень внимательно! Страна гласных звуков - это удивительная страна, только очень жаль, что жители этой страны невидимые. Но мы можем им помочь. Предлагаю вспомнить правило «звуки мы слышим и произносим», но у каждого звука есть свое обозначение — это буква. А буквы, как известно, мы «видим, пишем, читаем». (Дети хором повторяют правило).
Игра «Конструирование букв»
Л.: Сейчас вы откроете свои конвертики, в которых спрятались части одного пазла. Когда мы соберём этот пазл, всем станет ясно, что за звуки живут в этой стране и наших красных домиках. (Дети коллективно собирают пазл и под руководством логопеда склеивают части в единую картинку)
Л.: Какие буквы у нас получились? А, О, У, Ы, Э, И. А этот пазл мы повесим на доску, и другие ребята смогут увидеть, как выглядят гласные буквы.
Л.: Давайте проверим, так ли выглядят наши гласные, которые живут в домиках. Для этого мы постучим в красные домики и увидим, что же за ними прячется. (Дети подходят к интерактивной доске и по очереди нажимают на домики, после чего появляются гласные буквы).
Л.: Сравните, такие буквы у вас получились?
Л.: Звуки и буквы очень довольны, что мы их сегодня навестили, не забыли про них. (Логопед вывешивает пазл)
Л.: Ну что, встаем друг за другом, пристегиваем ремни и отправляемся домой. (дети имитируют движения колес автобуса под музыку, как музыка заканчивается логопед предлагает сесть на места).
Заключительная часть.
Л.: Ребята, у каких звуков и букв мы побывали в гостях? (Ответы детей: у гласных).
Л.: Вы все гласные звуки запомнили? (Ответы детей: да, по желанию перечисляют звуки).
Л.: Сколько их? (Ответы детей: 6).
Л.: Назовите.(Ответы детей: по очереди называют гласные звуки).
Л.: Каким цветом они обозначаются? (Ответы детей: красным)
Л.: Спасибо большое, ребята, вы большие молодцы, мне очень понравилось с вами играть!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"
Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"
Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ц" 2 класс
Индивидуальное логопедическое занятие «Звук и буква Ц» 2 класс...
Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш
Конспект логопедического занятия_Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш...
Конспект логопедического занятия «Звук А. Буква А» для учащихся первого класса.
Конспект логопедического занятия «Звук А. Буква А»для учащихся первого класса....
Конспект логопедического занятия Звук [у] буква Уу
Знаковство с буквой У. Артикуляция звука [у], развитие фонематических процессов....
Конспект логопедического занятия Звуки [з] –[з’]. Буква З.
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса....