"Основные направления деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ"
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"
Обратите внимание на слайд (слайд №2), на нем наглядно видно, что контингент обучающихся нашей школы достаточно разнообразный, охватывает, практически, все категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому перед всем педагогическим коллективом нашей школы стоит очень непростая задача, о том как эту задачу решают другие специалисты, расскажут мои коллеги, а я вас познакомлю с системой логопедической коррекции.
Слайд 3
Целью коррекционно-логопедической деятельности является: организация комплексного логопедического сопровождения образовательного процесса на основе отслеживания развития всех компонентов речевой деятельности детей, посредством скоординированного взаимодействия всех систем образовательно-воспитательного процесса.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- организация коррекционно-развивающей среды с целью повышения эффективности логопедического воздействия;
- проведение диагностического обследования с целью выявления речевых особенностей ребенка, уровня его речевого развития;
- выстраивание взаимосвязанной системы коррекционно-логопедической работы;
- организация тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса;
- отслеживание динамики речевого развития обучающихся с целью регулярной корректировки плана логопедической работы;
- организация коррекционно-логопедического процесса с активным использованием методов профилактики вторичных нарушений речевого развития обучающихся.
Слайд 4
Далее представлена модель работы учителя - логопеда, которая отражает:
- основные направления коррекционно-логопедической деятельности;
- субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- формы организации логопедических занятий;
- и информационно-методические источники.
Мне, кажется, данная модель достаточно полно отражает организацию деятельность нашей логопедической службы.
Слайд 5
Обратите внимание, перед вами методы и инновационные технологии, которые мы используем в своей работе. Конечно, все они вам знакомы и, наверняка, активно используются и в вашей работе. Но, тем не менее, мне бы хотелось остановиться немного подробнее на некоторых из них.
Слайд 6
Перед вами на фото мальчик с расстройствами аутистического спектра, самая большая радость для него - это "запустить свои руки" в коробку с фасолью, за такое поощрение он готов сотрудничать с логопедом. Фасоль помогает нам решать следующие задачи:
- учить ребенка отсрочить желаемое "сначала ... - потом ...";
- установить партнерские отношения "ребенок - взрослый";
- с помощью фасоли развивается сенсомоторная сфера.
Слайд 7
Все наши дети, без исключения очень любят мыльные пузыри и воздушные шары, данные игры это мощнейший стимулятор и хорошая мотивация для решения вот каких задач:
- формирование первичного навыка взаимодействия, партнёрских взаимоотношений со взрослым;
- развитие навыка сонаправленного внимания и предвосхищения действий взрослого;
- развитие навыка ребенка пользоваться средствами поддерживающей коммуникации (жест и простые слова: «дай», «дуй», «нет»)
- развитие понимание речи и пр.
Слайд 8, 9, 10, 11
Просто обожают наши ребята занятия с использованием элементов игротерапии и сказкотерапии, в ходе которых на положительном эмоциональном фоне решаются следующие задачи:
- развитие протодиалога в игре для неговорящих детей;
- развитие понимания интонации;
- усвоения и начальные навыки произношения простых слов («дай», «открой», «нет», "на", «да» и др.)
- развитие диалогической речи;
- автоматизация звуков и пр.
Слайд 12
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра мы используем современные технологии сенсорного воспитания и телесно ориентированные технологии.
Слайд 13
Для ребят постарше и более сохранных неотъемлемым атрибутом логопедических занятий является компьютер. Это тот ларчик, открыв который мы можем работать по всем направления не только логопедической коррекции.
Совсем недавно, например, я открыла для себя как можно использовать ресурсы интернета с уже взрослым ребенком с серьезными речевыми нарушениями.
У меня есть мальчик, он учится в 4 классе, пришел он к нам совсем недавно. У него грубо нарушено фонематическое восприятие, из-за этого речь практически неразличима, хотя изолированно он произносит все звуки, читает их правильно. В силу возраста и характера, заставлять что-либо делать его невозможно. Поэтому у нас договор: мы выполняем все поставленные задачи, а потом в интернете находим информацию про Луну, и Максим читает мне вслух, все что ему интересно. Вы не поверите, результат потрясающий!
Слайд 14
Далее представлены основные направления профессиональной деятельности, эти направления едины для службы психолого-педагогического сопровождения, поэтому, я не буду на этом останавливаться подробно, просто, позвольте, сказать несколько слов о работе междисциплинарной команды специалистов нашей школы.
Слайд 15
Перед вами на слайде интегративная модель взаимодействия специалистов нашей школы с целью повышения эффективности и качества процессов образования, коррекции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, которая требует, прежде всего:
- Умения специалиста эффективно работать в команде.
- Обеспечения профессионализма и высокой квалификации в
межведомственном и междисциплинарном взаимодействии.
- Осуществления междисциплинарных подходов с учетом
Принципов Партнерства во имя Ребенка, Последовательности, Преемственности и Системности.
- Внедрения инновационных подходов, интегративных методов и технологий, ориентированных на адекватную интенсификацию процессов обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 16
Позвольте, немного подробнее остановиться и на таком направлении нашей профессиональной деятельности, как "Работа с родителями".
Работа с семьей - одно из самых трудных направлений в профессиональной деятельности специалистов по многим хорошо известным причинам. Она требует от специалиста неординарных подходов и неравнодушного отношения к данной сфере профессиональной деятельности.
Мы долго искали те формы, методы, технологии, которые бы помогли нам достучаться до родителей, установить с ними взаимосвязь, вовлечь их в коррекционный процесс. Вы же понимаете, что контингент наших родителей очень непростой.
На данный момент, отлично работает регулярная взаимосвязь с родителями через интернет мессенджеры. И, конечно же, наша гордость - клуб "Компетентные родители".
Слайд 17
В таком формате мы проводим регулярные встречи, на которых обсуждаем все что важно, все, что интересно, мы учим наших родителей выполнять артикуляционную гимнастику, с тем, чтобы они потом выполняли ее вместе со своими детьми, чтобы поняли как это непросто. Мы открываем им секреты постановки и автоматизации звуков, формирования слоговой структуры слова и прочее, а они, в свою очередь, открывают перед нами свои секреты, например, как заставить упрямого Степу открывать рот или, как разговорить очень стеснительную Владу. Они делятся с нами своими трудностями и проблемами в воспитании детей. И уже вместе, мы ищем пути и подходы к ребенку.
Вы помните, что в самом начале мы говорили о том, что контингент наших обучающихся довольно разный, мы охватываем, практически, все категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому основным принципом в нашей работе, который ведет к успеху мы считаем индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его возможностей и способностей.
Пожалуй, это все, что я хотела вам рассказать о работе нашей "Мастерской красивой речи". Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления деятельности учителя-логопеда, раскрывающие коммуникативный потенциал ребёнка
У каждого ребенка есть так называемый коммуникативный потенциал личности, который представляет собой индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ребенка, характеризующий его возмо...
Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.
сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного раз...
"Основные направления деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ"
Доклад-презентация для педсовета (презентация)...
"Основные направления деятельности учителя - логопеда в системе работы специальной (коррекционной) школы"
Информационный буклет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...
Основные направления деятельности учителя предметной области "Искусство" в работе с одаренными детьми в рамках обновленных ФГОС
В 2021-2022 году предметы образовательной области «Искусство» изучают с 1 по 11 класс. Важным аспектом содержания преподавания области «Искусство» в соответствии с принятой Кон...
«Современные подходы и организация профессиональной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов в реализации обновленных ФГОС, ФООП с детьми с ОВЗ».
План работы методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов на 2023-2024 учебный год...