Направления деятельности учителя-логопеда, раскрывающие коммуникативный потенциал ребёнка
статья по логопедии на тему

Жукова Марина Юрьевна

У каждого ребенка есть так называемый коммуникативный потенциал личности, который представляет собой индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ребенка, характеризующий его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей игровой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности.

         Поэтому помощь ребенку с проблемой затрудненного общения заключается в создании для него специальных условий, приводящих к качественному развитию его коммуникативного потенциала, а также в проведении коррекционной работы с целью нейтрализации коммуникативных трудностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так счи 

ОКООУСТ «Клюквинская школа-интернат»

Педагогический совет от12.01.2016г  на тему:

«Воспитание личности школьника –

 важнейшее  условие оптимизации учебного процесса»

Доклад на тему:

«Направления деятельности учителя-логопеда, раскрывающие коммуникативный потенциал ребёнка»

Выполнила: учитель-логопед

Жукова М.Ю.

2015-2016учебный год

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

У каждого ребёнка есть так называемый коммуникативный потенциал личности, который представляет собой индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ребёнка (внутриличностных и поведенческих), характеризующий его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей игровой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности.

Поэтому помощь ребёнку с проблемой затруднённого общения заключается в создании для него специальных условий, приводящих к качественному развитию его коммуникативного потенциала, а также в проведении коррекционной работы с целью нейтрализации коммуникативных трудностей.

Логопедическая работа, направленная на коррекцию коммуникативного потенциала обучающихся представляет собой коррекционный комплекс, состоящий из 4 блоков: 

1.диагностический (определение актуального уровня развития коммуникативного потенциала ребёнка и выявление индивидуальных коммуникативных трудностей), 

2.установочный (более близкое знакомство с детьми и формирование у них потребности сотрудничать и что-либо изменять в своих коммуникациях), 

3.коррекционный (групповые, а по необходимости – дополнительные индивидуальные занятия с детьми с использованием разнообразных методов арт-терапии,   сказкотерапии, игротерапии и психогимнастики),

4. оценки эффективности коррекционных воздействий (повторная диагностика).

 Остановимся на каждом блоке подробно.

I блок.- диагностический В начале учебного года  я провожу обследование устной и письменной речи учащихся начальной школы, где определяю актуальный уровень развития коммуникативного потенциала. Все дети с нарушением коммуникативного потенциала, по мере необходимости,  посещают групповые и индивидуальные занятия.

 В этом учебном году  логопедические занятия посещают 37 обучающихся. Среди них:

22- с нарушением чтения и письма,

1- с ринолалией(врожденная расщелина мягкого неба),

4- с дизартрией(нарушение иннервации мышц речевого аппарата),

10-с дислалией(нарушение звукопроизношения).

Эти нарушения вызывают наибольшие трудности в развитии  коммуникативного потенциала, т.к.  ухудшают общение со сверстниками и  взрослыми, увеличивают переживания детей, связанные с нереализованной потребностью свободного речевого общения.

II блок –установочный. На первых занятиях я обсуждаю с детьми особенности логопедических занятий, выясняю дополнительно возможности детей при общении в коллективе и их актуальный коммуникативный потенциал, устанавливаю более близкое знакомство с детьми и настраиваю на положительный результат.

III блок- коррекционный. Первые свои занятия на этом этапе я начинаю с артикуляционной гимнастики, что способствует развитию артикуляционного аппарата и правильному звукопроизношению, а, следовательно, и лучшей возможности раскрытия коммуникативного потенциала.

У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно  не образуются. А т.к. в нашем учреждении многие из них находятся целыми неделями, это отрицательно сказывается на развитие коммуникативного потенциала. Поэтому свои занятия я строю так, чтобы дети могли попробовать на себе разнообразные социальные роли, учились правильно подбирать способы общения в каждой конкретной ситуации.

Для развития коммуникативного потенциала в зависимости от поставленной на данное логопедическое занятие цели, я использую следующие типы коммуникативных упражнений:

● индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;

● парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;

● групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

В целях развития коммуникативного потенциала на логопедических занятиях также использую следующие виды коммуникативных упражнений:

1) Упражнения для совершенствования невербальных способов общения;

Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми. В процессе коррекционно-педагогической работы можно использовать следующие виды упражнений: «Я – не я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком», «Безмолвный разговор», «Неозвученная беседа», «Говорящие руки». Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

2) Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;

2. Задачи упражнений:

-развивать коммуникативные способности;

-освоить формы и технику общения в различных жизненных ситуациях;

-контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником

3) Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.

Задачи упражнений

-осознать свою позицию в общении;

-выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;

-научиться держать определенную позицию в диалоге;

-овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.

Психотерапевтические тренинги, которые я использую на логопедических занятиях, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанию событий и ощущений, т.е. опираются на личностные переживания ребёнка и положительно сказываются на развитие коммуникативного потенциала.   Они могут проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта.

Цель этих упражнений и тренингов: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, выработка положительных черт характера

IVблок - оценки эффективности коррекционных воздействий.  По окончании Iполугодия я провела промежуточную диагностику, которая показала: у 11 обучающихся поставлены звуки и работа будет продолжена над автоматизацией поставленных звуков и введением  их в речь, а у 2 учеников - дефект исправлен. Что говорит, о положительном развитии их коммуникативного потенциала.

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.  И этот процесс напрямую зависит от коммуникативного потенциала личности. Логопедические занятия способствуют наилучшему и разностороннему развитию коммуникативного потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация основные направления работы учителя-логопеда, дефектолога

материал для диагностики, протокол обследования, формирование ЗУНов по основным предметам 1- 4 класс...

Направления работы учителя-логопеда в рамках реализации программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"

В материале представлены современные методики логопедической работы с первоклассникми....

Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса

Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса  «Школа почемучек»...

Направления работы учителя-логопеда

Выступление на ШМО учителей начальных классов....