Направления деятельности учителя-логопеда, раскрывающие коммуникативный потенциал ребёнка
статья по логопедии на тему
У каждого ребенка есть так называемый коммуникативный потенциал личности, который представляет собой индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ребенка, характеризующий его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей игровой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности.
Поэтому помощь ребенку с проблемой затрудненного общения заключается в создании для него специальных условий, приводящих к качественному развитию его коммуникативного потенциала, а также в проведении коррекционной работы с целью нейтрализации коммуникативных трудностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так счи
ОКООУСТ «Клюквинская школа-интернат»
Педагогический совет от12.01.2016г на тему:
«Воспитание личности школьника –
важнейшее условие оптимизации учебного процесса»
Доклад на тему:
«Направления деятельности учителя-логопеда, раскрывающие коммуникативный потенциал ребёнка»
Выполнила: учитель-логопед
Жукова М.Ю.
2015-2016учебный год
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
У каждого ребёнка есть так называемый коммуникативный потенциал личности, который представляет собой индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ребёнка (внутриличностных и поведенческих), характеризующий его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей игровой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности.
Поэтому помощь ребёнку с проблемой затруднённого общения заключается в создании для него специальных условий, приводящих к качественному развитию его коммуникативного потенциала, а также в проведении коррекционной работы с целью нейтрализации коммуникативных трудностей.
Логопедическая работа, направленная на коррекцию коммуникативного потенциала обучающихся представляет собой коррекционный комплекс, состоящий из 4 блоков:
1.диагностический (определение актуального уровня развития коммуникативного потенциала ребёнка и выявление индивидуальных коммуникативных трудностей),
2.установочный (более близкое знакомство с детьми и формирование у них потребности сотрудничать и что-либо изменять в своих коммуникациях),
3.коррекционный (групповые, а по необходимости – дополнительные индивидуальные занятия с детьми с использованием разнообразных методов арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии и психогимнастики),
4. оценки эффективности коррекционных воздействий (повторная диагностика).
Остановимся на каждом блоке подробно.
I блок.- диагностический В начале учебного года я провожу обследование устной и письменной речи учащихся начальной школы, где определяю актуальный уровень развития коммуникативного потенциала. Все дети с нарушением коммуникативного потенциала, по мере необходимости, посещают групповые и индивидуальные занятия.
В этом учебном году логопедические занятия посещают 37 обучающихся. Среди них:
22- с нарушением чтения и письма,
1- с ринолалией(врожденная расщелина мягкого неба),
4- с дизартрией(нарушение иннервации мышц речевого аппарата),
10-с дислалией(нарушение звукопроизношения).
Эти нарушения вызывают наибольшие трудности в развитии коммуникативного потенциала, т.к. ухудшают общение со сверстниками и взрослыми, увеличивают переживания детей, связанные с нереализованной потребностью свободного речевого общения.
II блок –установочный. На первых занятиях я обсуждаю с детьми особенности логопедических занятий, выясняю дополнительно возможности детей при общении в коллективе и их актуальный коммуникативный потенциал, устанавливаю более близкое знакомство с детьми и настраиваю на положительный результат.
III блок- коррекционный. Первые свои занятия на этом этапе я начинаю с артикуляционной гимнастики, что способствует развитию артикуляционного аппарата и правильному звукопроизношению, а, следовательно, и лучшей возможности раскрытия коммуникативного потенциала.
У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются. А т.к. в нашем учреждении многие из них находятся целыми неделями, это отрицательно сказывается на развитие коммуникативного потенциала. Поэтому свои занятия я строю так, чтобы дети могли попробовать на себе разнообразные социальные роли, учились правильно подбирать способы общения в каждой конкретной ситуации.
Для развития коммуникативного потенциала в зависимости от поставленной на данное логопедическое занятие цели, я использую следующие типы коммуникативных упражнений:
● индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;
● парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
● групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
В целях развития коммуникативного потенциала на логопедических занятиях также использую следующие виды коммуникативных упражнений:
1) Упражнения для совершенствования невербальных способов общения;
Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми. В процессе коррекционно-педагогической работы можно использовать следующие виды упражнений: «Я – не я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком», «Безмолвный разговор», «Неозвученная беседа», «Говорящие руки». Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.
2) Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;
2. Задачи упражнений:
-развивать коммуникативные способности;
-освоить формы и технику общения в различных жизненных ситуациях;
-контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником
3) Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.
Задачи упражнений
-осознать свою позицию в общении;
-выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;
-научиться держать определенную позицию в диалоге;
-овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.
Психотерапевтические тренинги, которые я использую на логопедических занятиях, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанию событий и ощущений, т.е. опираются на личностные переживания ребёнка и положительно сказываются на развитие коммуникативного потенциала. Они могут проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта.
Цель этих упражнений и тренингов: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, выработка положительных черт характера
IVблок - оценки эффективности коррекционных воздействий. По окончании Iполугодия я провела промежуточную диагностику, которая показала: у 11 обучающихся поставлены звуки и работа будет продолжена над автоматизацией поставленных звуков и введением их в речь, а у 2 учеников - дефект исправлен. Что говорит, о положительном развитии их коммуникативного потенциала.
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. И этот процесс напрямую зависит от коммуникативного потенциала личности. Логопедические занятия способствуют наилучшему и разностороннему развитию коммуникативного потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация основные направления работы учителя-логопеда, дефектолога
материал для диагностики, протокол обследования, формирование ЗУНов по основным предметам 1- 4 класс...
Направления работы учителя-логопеда в рамках реализации программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"
В материале представлены современные методики логопедической работы с первоклассникми....
Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса
Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса «Школа почемучек»...
"Основные направления деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ"
Доклад-презентация для педсовета...
"Основные направления деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ"
Доклад-презентация для педсовета (презентация)...
"Основные направления деятельности учителя - логопеда в системе работы специальной (коррекционной) школы"
Информационный буклет...
Направления работы учителя-логопеда
Выступление на ШМО учителей начальных классов....