Речевая готовность обучающихся первых классов и профилактика нарушений письменной речи в период обучения грамоте
статья по логопедии (1 класс)
В данной статье представлены:
- предпосылки нарушения письма и чтения у детей с речевой патологией;
- основные направления логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи в период обучения грамоте детей с речевой патологией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
И.С. Алексеева – учитель-логопед ЦПМСС Красносельского района
Санкт-Петербурга
Речевая готовность обучающихся первых классов и профилактика нарушений письменной речи в период обучения грамоте.
Готовность к обучению грамоте предполагает определённый уровень развития высших психических функций. Именно речь играет важную и исключительную роль в формировании этих функций. Она является базой для развития мышления; способствует регуляции поведения, оказывает влияние на психическое развитие ребёнка и формирование личности в целом.
У обучающихся первых классов с речевыми нарушениями следует отметить определённый комплекс проявлений, заключающийся в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом недоразвитии. Нарушения устной речи существенно влияют на овладение первоклассниками школьными знаниями. Ребёнок с речевыми нарушениями лишён средств общения и не готов к усвоению грамоты.
Готовность к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями и последующее овладение ими чтением и письмом является важной проблемой, поскольку у детей оказываются несформированными те предпосылки, которые необходимы для усвоения грамоты.
Следовательно, необходимо проводить не только коррекционную работу, направленную на исправление имеющихся речевых дефектов и нарушений неречевых психических функций, но и профилактические мероприятия по предупреждению нарушений чтения и письма в период обучения грамоте.
Основные направления логопедической работы:
- развитие зрительно-пространственных представлений;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- развитие лексического запаса;
- развитие процесса словоизменения;
- развитие процесса словообразования;
- развитие связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»
Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...
«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»
Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...
Профилактика проблем письменной речи начального периода обучения в школе.
консультация по профилактике проблем письменной речи учащихся 1ых классов...
Конспект логопедического подгруппового занятия для учащихся 1 класса по профилактике нарушений письменной речи.
Тема: звуковой и слоговой анализ слов.Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа словЗадачи: -совершенствование умения делить слова на слоги;-развитие умения соотносить количество слогов с к...
Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...
Профилактика проблем письменной речи начального периода обучения грамоте
Выступление на родиткльском собрании...