Речевая готовность обучающихся первых классов и профилактика нарушений письменной речи в период обучения грамоте
статья по логопедии (1 класс)

Алексеева Ирина Сергеевна

В данной статье представлены:

- предпосылки нарушения письма и чтения у детей с речевой патологией;

- основные направления логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи в период обучения грамоте детей с речевой патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.С. Алексеева – учитель-логопед ЦПМСС Красносельского района

Санкт-Петербурга

Речевая готовность обучающихся первых классов и профилактика нарушений письменной речи в период обучения грамоте.

     Готовность к обучению грамоте предполагает определённый уровень развития высших психических функций. Именно речь играет важную и исключительную роль в формировании этих функций. Она является базой для развития мышления; способствует регуляции поведения, оказывает влияние на психическое развитие ребёнка и формирование личности в целом.

     У обучающихся первых классов с речевыми нарушениями следует отметить определённый комплекс проявлений, заключающийся в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом недоразвитии. Нарушения устной речи существенно влияют на овладение первоклассниками школьными знаниями. Ребёнок с речевыми нарушениями лишён средств общения и не готов к усвоению грамоты.

     Готовность к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями и последующее овладение ими чтением и письмом является важной проблемой, поскольку у детей оказываются несформированными те предпосылки, которые необходимы для усвоения грамоты.

     Следовательно, необходимо проводить не только коррекционную работу, направленную на исправление имеющихся речевых дефектов и нарушений неречевых психических функций, но и профилактические мероприятия по предупреждению нарушений чтения и письма в период обучения грамоте.

Основные направления логопедической работы:

  1. развитие зрительно-пространственных представлений;
  2. формирование правильного звукопроизношения;
  3. развитие фонематического восприятия;
  4. развитие языкового анализа и синтеза;
  5. развитие лексического запаса;
  6. развитие процесса словоизменения;
  7. развитие процесса словообразования;
  8. развитие связной речи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

«Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...

Профилактика проблем письменной речи начального периода обучения в школе.

консультация по профилактике проблем письменной речи учащихся 1ых классов...

Конспект логопедического подгруппового занятия для учащихся 1 класса по профилактике нарушений письменной речи.

Тема: звуковой и слоговой анализ слов.Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа словЗадачи: -совершенствование умения делить слова на слоги;-развитие умения соотносить количество слогов с к...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...