Профилактика проблем письменной речи начального периода обучения грамоте
консультация (1 класс)

Апейкина Татьяна Николаевна

Выступление на родиткльском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx85.51 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Тема: «ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»


План – конспект выступления

  1. Вступительное слово.

II. Выступление по теме:

  1. Понятия «дисграфия» и «дислексия»
  2. Механизмы письма и чтения
  3. Причины трудностей обучения письму и чтению
  4. Трудности обучения письму
  5. Трудности обучения чтению

III Рекомендации родителям учащихся:

IV. Подведение итогов


Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Уважаемые родители.

Не правда ли, очень обидно порой бывает, когда любимое чадо "не оправдывая надежд", носит такие нелюбимые сегодняшними школьниками пятерки, или того хуже? Ладно бы не старался - так ведь и так, и эдак с ним, родимым, ан нет! Не дается ему грамота - хоть плачь! Ошибки нагромождаются, как елочные гирлянды. Ошибки совершенно несусветные: ядлоки вместо яблоки, рбат вместо брат, и даже под ударением не то пишет. …И хорошо, когда квалифицированный учитель в состоянии вовремя разобраться, что причиной тому вовсе не невнимательность… А ведь как часто клеймо нерадивого ученика напрочь отбивает у маленького школьника всякое желание учиться! Товарищи дразнят, мама расстроена… И вот школа представляется ему Голгофой. А мы, может, навсегда утратили великого ученого-историка. Или математика. Ведь в других областях ребенок прекрасно успевает. Эта беда имеет имя. Давайте попробуем разобраться.

II. Выступление по теме:

  1. Понятия «дисграфия» и «дислексия»

Для обозначения трудностей обучения письму, чаще всего почерка, используется термин «дисграфия» (dysgraphia – нарушение письма), для обозначения комплексных нарушений письма (письменной речи) и чтения – термин «дислексия» (dyslexia).

Еще раз подчеркнем: дислексия – не неспособность научиться читать и писать, а нарушение процесса письма и чтения. Истинных дислексиков очень немного (около 5%), а детей с трудностями обучения письму и чтению – от 40 до 60%. Кроме того, в нашей стране основной причиной дислексии считаются нарушения речевого развития, однако у значительного числа детей в основе дислексии и трудностей формирования навыков письма и чтения может быть несформированность или парциальные дефекты развития других познавательных функций. Именно поэтому для начальных этапов формирования навыков письма и чтения более корректен термин «трудности обучения».

  1. Механизмы письма и чтения

Для нас письмо - единый автоматизированный процесс. Для маленького же школьника - это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков.

Первый этап формирования навыка письма характеризуется тем, что внимание ребенка направлено на анализ звука, который нужно написать, затем – на перекодировку фонем в графему, удержание в памяти последовательности фонем и графем. Второй этап – написание буквы. Нужно представлять (знать) ее графический образ, знать и уметь выполнить необходимое движение (по правильной траектории, соблюдая чередование и соотношение элементов отдельных букв, их соединений в слова).

Но и это еще не письменная речь, а только владение техникой письма, которое условно можно разделить на три основных этапа:

  • аналитический, когда все действия (от анализа звучащего слова до перевода фонемы в графему) находятся под контролем, требуют активного внимания, анализа каждого компонента действия;
  • синтетический, когда отдельные действия становятся целостными (например, звуко-буквенный анализ и перевод фонемы в графему не разделяется, письмо букв не разделяется на отдельные элементы);
  • автоматизации – когда письмо представляет собой целостное действие, а некоторые его элементы выполняются автоматически, без активного внимания и контроля. Только с этого момента гедонический навык письма можно считать сформированным.

Итак, акт письма насчитывает ряд важнейших операций: анализ звукового состава слова; перевод фонем (слышимых звуков) в графемы (зрительные символы) с учетом пространственного расположения их элементов; и дальнейшая "перешифровка" зрительных схем букв в кинемы (т.е. последовательные движения руки). На этапе овладения письмом основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план. Взрослый человек их даже не фиксирует.

Чисто «техническое» выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6–7-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей, как мы уже отметили, не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

В формировании навыка чтения можно выделить те же три этапа, что и при формировании навыка письма

Первый – аналитический: этап осознанной, контролируемой дифференцировки буквенных знаков, сопровождаемой фонемным анализом, и связывания ее с буквой и на этой основе – воссоздание звукового образа слова (чтение побуквенное, послоговое).

Второй – синтетический, когда процесс дифференцировки буквенных знаков, фонемного анализа, связывания буквы со звуком сливается в единый процесс и воссоздается звуковой образ слова (чтение словами).

Третий этап – автоматизация. Это уход из-под контроля сознания дифференцировок букв, фонемного анализа, воссоздание звукового образа слова и переход к прямой ассоциации звучащего слова (или при дальнейшем совершенствовании навыка чтения про себя – видимого слова) с его семантикой, с его значением, восприятие целостного высказывания и понимание его смысла.

Ребенок должен освоить весь набор письменных знаков (букв), научиться сознательно различать и выделять их, соотносить эти графические знаки с отдельными звуками, усвоить правила воссоздания из графического образца слова его звучащий вариант, потом нужно узнать это слово, понять его смысл. И только научившись выполнять все эти «технические» операции, ребенок может учиться понимать не только слово, но

Нетрудно представить себе, что трудности концентрации внимания, несформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, нарушение фонетико-фонематического восприятия способны резко увеличивать паузы при чтении, а значит, резко снижать скорость чтения. Напомним, что у многих первоклассников эти базовые функции, необходимые для формирования навыка чтения, еще недостаточно сформированы, и, значит, быстрое чтение для них – недостижимая задача.

Выделяют несколько уровней сформированности навыка чтения:

http://nsc.1september.ru/2009/18/3.gif

1.3 Причины трудностей обучения письму и чтению

Знание причин возникновения трудностей обучения письму и чтению, умение их выделять и дифференцировать необходимы для организации эффективной помощи ребенку.

Рассмотрим подробнее экзогенные (внешние) факторы, которые могут способствовать возникновению трудностей в обучении.

Экологические (внешнесредовые) условия жизни ребенка непосредственно не приводят к возникновению трудностей письма и чтения, но оказывают влияние на рост, здоровье и развитие ребенка, что, в свою очередь, отчетливо сказывается на способности детей успешно осваивать письмо и чтение.

Социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению. Дефицит внимания к развитию ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности. Однако, если у таких детей нет эндогенных факторов риска, они могут (при благоприятных условиях обучения) быстро наверстать упущенное.

Очень интересна ситуация, связанная с социокультурными условиями развития ребенка до школы, которая в последние годы стала достаточно частой причиной трудностей обучения письму и чтению. Это очень раннее (до 5 лет) обучение письму и чтению. Важно подчеркнуть, что есть дети, которые достаточно рано (в 4–5 лет) начинают самостоятельно читать и писать печатными буквами. Разумеется, в этих случаях целесообразно поддержать интерес ребенка, помочь ему. Очень полезны на этом этапе все варианты заданий-игр, развивающих внимание, речь, моторику, зрительное восприятие, память и т.п. Однако чаще всего родители сетуют на то, что «ребенок знает все буквы, но читать не хочет». Это и есть главная ошибка, ребенок не «не хочет», а «не может» еще читать.

К школьным факторам риска относятся факторы, связанные с неэффективной организацией учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями. К их числу относятся:

1) стрессовая тактика педагогических воздействий;
2)
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;
3)
интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
4)
недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.

Сила отрицательного воздействия на организм ребенка школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно, систематически и длительно (в течение многих лет) в период интенсивного роста и развития, когда организм ребенка наиболее чувствителен к любым воздействиям. Мы рассмотрим влияние каждого из этих факторов отдельно, т.к. именно они являются причиной многих трудностей при обучении письму и чтению.

К эндогенным факторам возникновения школьных проблем относят функциональное развитие ребенка, его психофизиологические особенности, нарушения в развитии определенных систем.

Многие специалисты, в частности, считают, что причиной возникновения трудностей письма и чтения на начальных этапах формирования этих навыков, могут быть различные нарушения речевого развития. При изучении речевого развития детей с трудностями письма и чтения в основном исследуют актуальный уровень речевого развития, включающий в себе развитие сенсомоторной стороны речи, навыки языкового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных процессов, понимания логико-грамматических отношений и связную речь. Доказано, что нарушение или недоразвитие именно этих составляющих может привести к нарушениям формирования навыков письма и чтения.

Трудности могут быть связаны также с расстройством кратковременной памяти или перегрузкой рабочей памяти, что вполне естественно при учебной перегрузке, интенсификации и нерациональной организации учебного процесса. У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может отмечаться выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дисгармония в развитии отдельных интеллектуальных функций.

У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может быть низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность, что может быть обусловлено возрастной несформированностью регуляторных структур ствола мозга.

http://nsc.1september.ru/2009/17/5.gif

1.4 Трудности обучения письму

На начальном этапе ошибки носят нестойкий характер и постепенно исчезают по мере автоматизации акта письма. Но, к сожалению, нередко бывает так, что ошибок в этот период становится больше, они носят стойкий характер (повторяются из работы в работу), не корректируются простыми тренировками.

Что нужно знать: основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения

Очень важно теперь эту самую дисграфию правильно классифицировать (врага нужно знать в лицо!). Корректировать нужно то, что нарушено. Иными словами, если у вашего ребенка диагностирована кинетическая форма дисграфии, то на данном этапе ему незачем штудировать орфографический кодекс. Очень вероятно, что, научившись дифференцировать сходные по написанию буквы, ваш ребенок окажется вполне компетентным в области орфограмм.

Виды трудностей

  • Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)
  • Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента
  • Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)
  • Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо)
  • Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в–д), пишет лишние элементы: и–ш, л–м) или, наоборот, недописывает
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор)
  • Сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм
  • Ошибки при письме, пропуски согласных и главных букв (определенного характера) замены согласных букв близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.)
  • Недописывание букв, слогов
  • Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку – не разделяет предложения и т.п.)
  • Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку
  • Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании
  • Очень медленный темп письма

Возможные причины

  • Недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • недостаточная сформированность моторных функций;
  • Недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия
  • Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;
  • несформированность механизмов организации деятельности;
  • Несформированность фонетико-фонематического восприятия;
  • неправильная поза, неправильное положение ручки
  • сильное утомление,
  • трудности звуко-буквенного анализа;
  • Трудности концентрации внимания;
  • выраженное функциональное напряжение, утомление;
  • непосильный темп;
  • педагогические недоработки (не усвоенные правила)
  • низкая, неустойчивая работоспособность;
  • трудности концентрации внимания

1.5  Трудности обучения чтению

Виды трудностей

  • Плохо запоминает конфигурацию букв
  • Затруднения в различении близких по конфигурации букв (п – н, в – а, г – т – путает буквы при чтении
  • Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос – сон)
  • Замены букв, неправильное произношение при чтении
  • Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно)
  • Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение
  • Пропуски букв, слогов.
  • Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм»)
  • Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение)
  • Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года)
  • Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года)

Возможные причины

  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения)
  • Недостаточная сформированность зрительного восприятия;
  • Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;
  • нарушения произношения;
  • трудности артикуляции;
  • несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания);
  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки;
  • Трудности концентрации внимания;
  • выраженное напряжение, утомление;
  • низкая, неустойчивая работоспособность;
  • Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения);
  • Индивидуальные особенности темпа деятельности

III. Рекомендации родителям

Родители сотрудничают с педагогом или консультантом-специалистом. Чаще всего при трудностях в обучении родители сами ищут варианты помощи детям, а рекомендации учителя редко выходят за рамки совета «больше писать» или «больше читать». Между тем, результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Многие педагоги отстаивают преимущества работы с ребенком именно родителей, но указывают на необходимость постоянной консультативной помощи педагога и психолога.

Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

1. Отведите для занятия специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.

Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у малыша рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает ребенку о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу.

Очень важно правильно выбрать время для занятий. Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба. Чтобы совместить и то и другое, посоветуйтесь с ним о времени проведения занятий или предложите ему самому выбрать удобное для него время.

2. Занятия должны быть регулярными.

Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными.

3. Планируйте занятия заранее.

Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее планировать, над чем именно вы будете работать. Подберите упражнения, которые понадобятся вам для работы. Свидетельством того, что ваши занятия с ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения малышом упражнений.

При этом надо помнить, что у большинства детей психические процессы развиваются неравномерно. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Ваша задача - вовремя выявить трудности и устранить их при помощи специальных упражнений. В любой случае, окончательное заключение об уровне интеллектуального развития ребенка может сделать только специалист и только после комплексной диагностики всех психических функций.

4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели.

Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:

- ни с кем его не сравнивайте; важны только его собственные достижения;

- следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;

- поддерживайте навыки, которые ребенок уже приобрел; напоминайте ему о конечной цели - это его подбодрит;

- поощряйте своего ученика в самостоятельном достижении успехов; ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным. Помните о том, что нет лучшего стимула к продолжению работы, чем похвала…

5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.

Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия. Это значительно облегчит процесс обучения и сделает ваши уроки не только полезными, но и приятными.

Приучайте его постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: "Что ты сейчас будешь делать?", понимание учебной цели: "Для чего ты будешь выполнять это задание?" и составление плана выполнения задания: "Как ты будешь это делать?".

6. Формируйте у ребенка желание учиться.

Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием. Заведите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках.

В конце каждого занятия совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал за урок; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных вами символов) поставит себе оценку.

Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте. Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше".

7. Будьте готовы обратиться за помощью к специалистам.

Только специалист (детский психолог, педагог) может провести комплексную диагностику развития всех психических функций ребенка и на основе этого составить программу занятий. Кроме того, при составлении плана занятий и подбора развивающих методик необходимо обязательно учитывать тип личности и индивидуальные особенности природной организации нервной деятельности ребенка. Знание этих особенностей позволит включить в занятия специальные коррекционные методики, что значительно увеличит эффективность обучения.

IV. Подведение итогов .

Уважаемые родители в конце своего выступления я хочу обратить внимание

на то, что без взаимодействия семьи и школы, логопедическая работа не может проходить полноценно. Очень хочется надеяться на сотрудничество, на понимание с вашей стороны, уважаемые родители, а мы в свою очередь приложим все усилия, чтобы помочь вам в преодолении того или иного нарушения речи вашего ребенка.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем , насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей . Работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители дама не будут ежедневно заниматься с ребенком . Логопед предоставляет родителям возможность  изучить индивидуальные тетради детей , чтобы они  могли проследить динамику их обучения , организовать их участие в выполнении домашнего задания и т.д.  В настоящее время в логопедической практике существуют  стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

 

Собрание разработано по курсу Безруких М.М. «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Тема: «Формирование связной речи в период обучения грамоте».

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач коррекционной работы с учащимися 1 класса. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системн...

Статья «Развитие речи в период обучения грамоте».

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовател...

Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.

Материал предназначен для логопедов дошкольных учреждений, учителей начальных классов и воспитателей ГПД...

Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя ГПД в профилактике оптической дисграфии у детей в период обучения грамоте.

Данная презентация дает возможность увидеть, как осуществляется работа по профилактике оптической дисграфии и дислексии в условиях ГПД. Занятия проводятся в игровой форме воспитателем ГПД.Материал пре...

Профилактика проблем письменной речи начального периода обучения в школе.

консультация по профилактике проблем письменной речи учащихся 1ых классов...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

Речевая готовность обучающихся первых классов и профилактика нарушений письменной речи в период обучения грамоте

В данной статье представлены:- предпосылки нарушения письма и чтения у детей с речевой патологией;- основные направления логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи в период обучен...