Буклет для родителей на тему "Развитие фонематического слуха"
методическая разработка по логопедии
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы.
Это может тормозить процесс обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки,
он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.
Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonemat._sluh_2.doc | 178.5 КБ |
fonemat._sluh_1.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического слуха
Ваш ребенок уже давно знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:
- Услышишь звук – хлопни в ладоши.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
- Внимательный слушатель.
Взрослый произносит слова, а ребенок определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
- Найди нужное слово.
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце
слова.
- Зоркий глаз.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
- Сложи звук.
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
- Скажи наоборот.
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
- Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один
и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
- Отличия.
Взрослый поизносит пару слов в которых один звук отличается, например : Кот - год; кошка-ложка; сом-дом.
- Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов, а
ребенок должен найти лишний слог,
например: па-па-ба-па-па.
ва-ва-фа-ва-ва
- Чистоговорки.
Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог, например:
Ба-бо-ба -у дороги два стол(ба)
За-зо-за - уходи домой ко(за)
Ди-ти-ди - на луну ле(ти)
Де-де-те - сядем в темно(те)
- Сказки.
Ну и не забываем читать сказки, легкие и коротенькие рассказы. ребенок читает, взрослый следит поправляет ошибки, просит проговорить исправленное слово правильно. Либо взрослый читает по предложению, ребенок повторят.
Предварительный просмотр:
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.
Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие
(к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из звуков.
- Звук - это то, что мы слышим и произносим.
- Буква - это то, что мы видим и пишем.
- Звук на письме обозначается буквой.
Логопед:
Завьялова Яна Юрьевна
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат № 15 города Белово»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха"
Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха" содержит упражнения с примерами для использования взрослых (родителей, педагогов) в работе с детьми младшего школьного...
Консультация для родителей"Что такое фонематический слух"
А вот третий слух – специфически человеческий, тонкий, систематизированный, речевой (фонематический). Благодаря этому слуху мы можем слышать все тонкости звуков речи. Оказыв...
Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...
Буклет для родителей «Развитие фонематического слуха»
Информация для родителей по развитию фонематического слуха ребёнка. Практические рекомендации и упражнения для домашней работы....
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей...
Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его развить"
Многим родителям приходилось слвшать от логопеда, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух....
Буклет "Что такое фонематический слух и как его развить?"
Буклет для родителей "Что такое фонематический слух и как его развить"...