Буклет для родителей на тему "Развитие фонематического слуха"
методическая разработка по логопедии

Завьялова Яна Юрьевна

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы.

Это может тормозить процесс обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки,

он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.

Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonemat._sluh_2.doc178.5 КБ
Microsoft Office document icon fonemat._sluh_1.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха


Ваш ребенок уже давно знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

  • Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

  • Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а ребенок  определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

  • Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце

слова.

 

  • Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

  • Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

  • Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

  • Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один

и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  • Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

  • Отличия.

Взрослый поизносит пару слов в которых один звук отличается, например : Кот - год; кошка-ложка; сом-дом.

  •  Что лишнее?

 Взрослый произносит ряды слогов, а  

 ребенок должен найти лишний слог,

 например: па-па-ба-па-па.

                  ва-ва-фа-ва-ва

  •  Чистоговорки.

Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог, например:

Ба-бо-ба -у дороги два стол(ба)

За-зо-за - уходи домой ко(за)

Ди-ти-ди - на луну ле(ти)

Де-де-те - сядем в темно(те)

  • Сказки.

Ну и не забываем читать сказки, легкие и коротенькие рассказы. ребенок читает, взрослый следит поправляет ошибки, просит проговорить исправленное слово правильно. Либо взрослый читает по предложению, ребенок повторят.



Предварительный просмотр:

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.

Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие

(к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук - это то, что мы слышим и          произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.

Логопед:

Завьялова Яна Юрьевна

Муниципальное казенное

 общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат № 15 города Белово»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха"

Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха" содержит упражнения с примерами для использования взрослых (родителей, педагогов) в работе с детьми младшего школьного...

Консультация для родителей"Что такое фонематический слух"

    А вот третий слух – специфически человеческий, тонкий, систематизированный, речевой (фонематический). Благодаря этому слуху мы можем слышать все тонкости звуков речи. Оказыв...

Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Буклет для родителей «Развитие фонематического слуха»

Информация для родителей по развитию фонематического слуха ребёнка. Практические рекомендации и упражнения для домашней работы....

Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей

Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей...

Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его развить"

Многим родителям приходилось слвшать от логопеда, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух....

Буклет "Что такое фонематический слух и как его развить?"

Буклет для родителей "Что такое фонематический слух и как его развить"...