Консультация для родителей "Фонематический слух и фонематическое восприятие - что это?"
консультация (1, 2 класс)
Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Давайте разбираться!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonem_sluh_i_vospr_chto_eto.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для родителей
«Фонематический слух и фонематическое восприятие –
что это?»
Подготовил:
Малюк Вероника Михайловна
учитель-логопед
Вязьма
Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело? Что не так? Какова причина? Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если нарушены или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух и фонематическое восприятие? Почему они так важны для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся…
Для начала вспомним, что такое слух вообще?
Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.
Речевой слух - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.
Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Фонематический слух - это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись. Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.
Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.
Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:
1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.
2. Умение выделять первый и последний звук в слове.
3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.
4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.
Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:
• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);
• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
• затруднение при анализе звукового состава речи.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.
Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...
Консультация для родителей"Что такое фонематический слух"
А вот третий слух – специфически человеческий, тонкий, систематизированный, речевой (фонематический). Благодаря этому слуху мы можем слышать все тонкости звуков речи. Оказыв...
Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...
Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его развить"
Многим родителям приходилось слвшать от логопеда, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух....
Консультация для родителей "Развитие фонематического восприятия у ребенка"
Если ваш ребенок путает звуки в словах - это говорит о логопедическом нарушении. В школе он будет писать слова так, как их произносит: все неточности устной речи станут ошибками в тетрадках!Замечали, ...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....