Консультация для родителей"Что такое фонематический слух"
консультация
А вот третий слух – специфически человеческий, тонкий, систематизированный, речевой (фонематический). Благодаря этому слуху мы можем слышать все тонкости звуков речи. Оказывается, можно иметь очень хороший музыкальный слух, но недостаточно различать речевые звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_fonematicheskiy_sluh.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Что такое фонематический слух?»
Как вы думаете, сколько у нас слухов и зрений? Один слух и одно зрение? Вы ошибаетесь. Слухов у нас по крайней мере три. Первый слух физический. Он есть не только у человека. Благодаря физическому слуху и человек, и животные слышат различные звуки и шумы вокруг: пение птиц, шум воды, гудок поезда. Не слышат только глухие люди. Второй слух – музыкальный. Благодаря музыкальному слуху мы можем наслаждаться прекрасной музыкой. Этот слух у людей развит в разной степени – у одних он тонкий, высокоразвитый – эти люди музыкально одаренные. А другим «медведь на ухо наступил». Но при сохранном физическом слухе и те, кто не имеет тонко развитого музыкального слуха, в быту не испытывают неудобств.
А вот третий слух – специфически человеческий, тонкий, систематизированный, речевой (фонематический). Благодаря этому слуху мы можем слышать все тонкости звуков речи. Оказывается, можно иметь очень хороший музыкальный слух, но недостаточно различать речевые звуки.
Ребенок с недостаточно хорошо развитым речевым слухом затрудняется в различении речевых звуков между собой. Для того малыша похоже звучат гласные [о-у], согласные [б-п, д-т, г-к, ж-ш, з-с] и другие звуки речи. Ребенок с нарушением фонематического слуха может нечетко слышать и понимать, какое слово ему сказали: крыша или крыса, уточка или удочка, дрова или трава. Как вы думаете, легко научится читать и писать, если слова вокруг тебя сливаются, смешиваются и воспринимаются нечетко? Легко ли запомнить правильно букву «ш», если иногда вместо [ш] слышится [ж], а иногда [c] или [щ]? Конечно же очень трудно. Ведь чтобы запомнить букву, необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого нужно слышать и понимать, как он звучит. Иначе связь между звуком и буквой будет непрочной и в тетрадях вашего первоклассника появится «кошги, коловы, ширафы» вместо «кошек, коров и жирафов». Детям с нарушением фонематического слуха трудно услышать и последовательность звуков в слове: какой звук следует за каким. А значит, в тетрадках могут появиться пропуски букв и слогов, слова могут слипаться друг с другом, буквы меняться местами. Кроме того, ребенок, нечетко усвоивший буквы, будет долго припоминать их при письме и чтении, а значит, читать и писать медленнее остальных. И подгонять его не только бессмысленно, но и вредно.
Большое количество ошибок при чтении и письме влияет на успехи ребенка в учебе, а значит, очень скоро родители такого первоклассника услышат: «Не люблю учиться!» Помочь ребенку стать успешным мы должны и можем уже сейчас, вместе с вами. Именно для развития фонематического слуха и связанных с ним процессов мы учим ребенка слышать звуки в словах и текстах, придумывать слова на заданный звук, отрабатываем многократно произношение всех звуков родного языка.
Поиграйте с ребенком в слова и звуки. С некоторыми играми мы с вами познакомимся.
- Читая ребенку любимую книжку с картинками, предложите найти на картинке и назвать предметы, в названиях которых есть заданный звук. А какие еще слова с этим звуком он может назвать? Сначала придумываются слова, в которых заданный звук первый, затем, к примеру, третий. Придуманные слова можно объединить в истории, историю можно нарисовать и рассказать.
- Перед просмотром мультфильма дайте задание. Пусть ребенок запомнит, а после просмотра назовет предметы и героев на любой заданный вами звук.
- Назовите несколько звуков по порядку (д,о,м; к,о,т; с,у,м,к,а).Пусть малыш догадается, какое слово получилось.
- Предложите придумать как можно больше слов, которые начинались бы на слог «на», «ги». А потом слова, в которых в середине слова встречались бы слоги «ло», «ру» и др.
- Предложите малышу стать фокусником. Он может превратить одно слово в другое, заменив всего один звук – первый. Например, ложки-рожки, лак-рак и тд.
Помогите вашему малышу почувствовать себя свободно в мире звучащей речи. И тогда обучение грамоте станет из скучного и трудного занятия легкой и увлекательной игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей...
Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его развить"
Многим родителям приходилось слвшать от логопеда, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух....
Что такое фонематический слух
Материал содержит рекомендации родителям при подготовке ребенка к школе, с тестами....
Буклет "Что такое фонематический слух и как его развить?"
Буклет для родителей "Что такое фонематический слух и как его развить"...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и разли...