Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха"
материал (1 класс) на тему
Буклет "Упражнения для развития фонематического слуха" содержит упражнения с примерами для использования взрослых (родителей, педагогов) в работе с детьми младшего школьного возрвста.
Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма. Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания. Поэтому так важно уметь выполнять все перечисленные ниже упражнения.
Данный буклет рекомендован родителям школьников, а также может быть использован как консультационный материал педагогами и психологами на роительских собраниях или для оформления стенда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitya_fonem._sluha.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения:
1. Выделения из слова первого звука.
2. Выделения из слова последнего звука.
3. Наличие (есть, нет) заданного звука в слове.
4.Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
5.Придумывание слов с заданным звуком.
6.Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте (в начале слова, середине, конце).
7. Определение количества звуков в слове.
8.Определение последовательности звуков в слове (порядковый номер звука: какой звук второй, четвёртый); (какой звук стоит после, перед, между заданных звуков).
9.Характеристика заданного звука.
Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
10.Придумывание слов с заданной характеристикой.
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.
11.Выкладывание звуковой схемы слова, где каждый звук обозначается условным знаком.
Например: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.
12.Придумывание слов по заданной звуковой схеме.
Примеры конкретных упражнений.
1.Назови первый звук в словах: астра, кот, нож, утка, ива, осень, рыба, лиса, трактор.
2.Назови последний звук в словах: весна, кот, дом, сыр, носки, кенгуру, сын, стол.
3.Скажи: есть или нет звук [у] в словах: лук, утка, сыр, лыжи, дом, кубик, кенгуру, лист, зуб, рыба.
4.Скажи: где находится звук [у] в словах в начале, в середине или в конце: утка, лук, кенгуру, кубик, усы.
5.Придумай слова со звуком [у].
6.Придумай слова со звуком [у] в середине.
7.Скажи: сколько звуков в словах: дом, мама, кошка, рыба, карандаш, фонтан, крокодил.
8.Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук, назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком [к’],
между звуками [с] и [и]
9.Расскажи о четвёртом звуке в слове носки.
10.Придумай слово, чтобы последний звук в слове был гласный.
11.Составь звуковую схему слова носки.
12.Придумай слово по схеме.
Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма.
Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания. Поэтому так важно уметь выполнять все перечисленные ниже упражнения.
Учитель – логопед: Поливанова С.А.
Упражнения
для развития
фонематического
слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"
Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...
Развитие фонематического слуха.
Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....
Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции
"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...
Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...
Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...