Конспект логопедического занятия: "Слова-неприятели" 3 класс
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

"Слова -неприятели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Слова - «неприятели»

Грамматическая тема: Существительные, прилагательные, глаголы.

Цели: Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов,  активизация словарного запаса.

Задачи:

-учить подбирать антонимы к словам различных частей речи; расширить представление детей об антонимах, научить выделять антонимы в тексте;

- расширение пассивного и активного словарного запаса;

- дифференцирование частей речи;

- развитие орфографической  зоркости;

- совершенствование фонематического анализа и синтеза;

-воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий, развивать самостоятельность и самоконтроль.

Оборудование: карточки, книга антонимов.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

1. Упражнение «Буратино»

Ладонь левой руки вертикально у лица,

большой палец приставить к носу. К мизинцу

левой руки прижать большой палец правой.

Двигаются все пальцами, кроме больших и

мизинцев. Затем руки поменять.

2. Дыхательная гимнастика:

Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот -

вперёд. Вдох на три счёта носом – выдох на

пять счётов носом. Учитель-логопед считает: 1-2-3. 3.

«Морганье».

А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым

глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом.

IIСообщения темы занятия.

- Назовите тему нашего урока. Я буду называть слова, и говорить каждую по счету букву, вам нужно записать.

Из слова «астра» выпишите пятую букву;

«Сосна» - четвертую;

«Тюльпан» - первую;

«Роза» - вторую;

«Пион» - четвертую;

«Ирис» - третью;

«Ромашка» - третью;

«Ландыш» - пятую.

- Какова тема занятия? Что такое антонимы (анти – против, онима – имя- греч.)? Какой частью речи они бывают? Что такое антонимический ряд? Для чего нужны антонимы?

-Какое слово лишнее?

-Почему?

-Подчеркните мягкую согласную зеленой пастой.

III. Основная часть.

  1. Подбор антонимов. 

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

« Наоборот».

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь ……..тихо,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь ……….близко.
Скажу я слово 
потолок,
А ты ответишь: ...  пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: ... нашел.

Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты …………смельчак (храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: ………….конец.

  1. Работа в тетрадях. Определение слов-антонимов.

Учитель: - Отгадайте загадки, запишите слова – антонимы. Какой частью речи они являются?

Я – антоним к слову «лето»

 В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …(зима).

Я – антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …(плач).

Я – антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

а зовут меня …(прохлада).

Я – антоним к слову «холод»,

В речке все – и стар, и молод,

Меня любит детвора,

Называюсь я …(жара).

Я – антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж …(ночь).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я …(конец).

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью –мука,

Для отдыха, для сна,

Называюсь …(тишина)

Образец записи в тетрадях:

Лето – зима, смех – плач, зной -  прохлада, холод – жара, день – ночь, начало – конец, шум – тишина.

  1. Выборочное письмо. Найти  и запиши антонимы – прилагательные (карточки):

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Смелый  там  найдет, где робкий потеряет.

Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.

Глупый  киснет, а умный все промыслит.

Старый друг лучше новых двух.

Хороша веревка длинная, а речь  короткая.

Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазки продирает.

  1. Выборочное письмо. Найти  и запиши антонимы – глаголы (по карточке):

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.                  

Не нами началось, не нами кончится.                      

По одежке встречают, по уму провожают.

 За что купил, за то и продаю.

Подальше положишь, поближе возьмешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

*6). Самостоятельная работа. «Найди пару и соедини».

длительный

темный

юг

               закат

храбрый

скупой

верх

зима

искусственный

медлительный

восток

 подъем

светлый

иностранный

спуск

запад

расторопный

трусливый

исток

север

отечественный

натуральный

восход

  низ

ошибочный

кратковременный

лето

устье

щедрый

правильный

плакать

лениться

друг

потомок

цвести

веселиться

красавец

бедняк

потерять

разгораться

труженик

урод

трудиться

увядать

союзник

карлик

грустить

заканчивать

богач

враг

начинать

смеяться

великан

лодырь

угасать

найти

предок

противник

*6). Работа с пословицами.

 -В пословицах заключена народная мудрость, в них часто используют слова-антонимы. Запиши пословицы. Вставив подходящие по смыслу слова-антонимы. Объяснить  их смысл.

Кто захочет много знать, тому надо ………. (мало) спать.

Знай больше, говори …………. (меньше).

Друг спорит, а …..(враг)  поддакивает.

Труд кормит, а ….. (лень) портит.

Знай больше, а говори ... (меньше).
Маленькое дело лучше ………….. (большого безделья).
Старый друг лучше …. (новых) двух.

*7) Работа с рассказом.

-Вставь слова-антонимы и запиши рассказ.

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и ….. (осень). Жёлтый лес и ……(зелёная) травинка. Тёплое солнце и ……….. (холодный) ветер. Увядание и ………. (расцвет). Песня птиц и ……… (тишина). И грустно и  ……(радостно)!

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Что понравилось на занятии?

Что было трудно?

Задания 6*, 7* выполнить в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"

На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...

Конспект логопедического занятия во 2 классе

Тема занятия: " Дифференциация слов-предметов,признаков,действий"...

Дифференциация звуков с-сь . конспект логопедического занятия для 1 класса

Надеюсь пригодится материал. На практике в школе дети хорошо работали...

Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.

Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысит...

Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме"Дифференциация звуков Ж-З"

Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме:"Дифференциация звуков Ж-З" для обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"

Предлагаю конспект  логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"...