Конспект логопедического занятия "Обогащение лексики. Родственные слова"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

"Родственные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstvennye_slova.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме "Родственные слова"

Цели: Осознание и конкретизация у школьников понятий родственные слова, корень и его роль в слове.

  • Развитие лингвистического отношения к слову у учащихся с речевой патологией.
  • Обогащение, уточнение и активизация словаря учащихся.
  • Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза слов у учащихся .
  • Формирование умений и навыков самостоятельной работы у детей.
  • Формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование: зеркала, опорные таблицы по речевому дыханию и целеполаганию, карточки с набором слов.

Ход занятия

1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.

2. Создание проблемной ситуации.

(Демонстрация презентации (по щелчку) Приложение 1.

Л.: - Образуем группу слов, связанную со словом ГРИБ. Назовите одним словом словосочетания, запишите:

  • маленький гриб…
  • много маленьких грибов…
  • суп из грибов…
  • человек, собирающий грибы…

ЧТЕНИЕ СЛОВ:

Гриб, грибок, грибочки, грибной, грибник.

Л.: - Сравните, что общего в этих словах?

- Что можно сказать о значении слов?

- Слова иногда чем-то похожи на людей. Как называют людей, которые похожи между собой?

3. Презентация ребенка «Родственные слова». Приложение 2.

ВЫВОД: - Слова, которые похожи по значению и звучанию, называются родственными.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

4. Определение темы занятия.

Л.: - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Л.: - Верно, цель нашего занятия - научиться распознавать родственные слова.

5.Ттренировочные упражнения (обогащение, уточнение словаря через закрепление темы).

Л.: - Все ли слова, похожие по звучанию, являются родственными?

- Сформулируйте свой ответ, используя слова: гусь, гусыня, гусеница, гусята.

- Сравним ваш вывод с выводом, который сделал Ваня.

6. Презентация ребенка «Все ли слова, похожие по звучанию, можно назвать родственными» (автоматически). Приложение 3.

Л.: -Определите основные признаки, по которым вы будете находить родственные слова.

Общее звучание (схожее).

Общее значение слов.

Л.: - Подберите родственные слова к слову гора.

 (Дети самостоятельно выполняют задание.)

- Один из учеников другой группы выполнил задание так:

Гора, горка, горе, горняк.

- Верно, ли он выполнил задание? Если есть ошибка, объясните ее.

Л.: - Исключите лишнее слово. Объясните, почему оно не является родственным.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик.

*7. Физминутка.

Л.: - Я буду читать пары слов. Если они являются родственными, хлопните в ладоши, а если не являются – топните.

Кот – котик, река – плот, рука – ручка, день – ночь, носки – нос, снег – снеговик, ткань – тканевый, стена – гвоздь, дом – домашний.

8. Коррекция слухоречевого и зрительного восприятия, внимания и памяти.

(На плакате вывешиваются слова, надо соединить родственные слова и запомнить их.)

 развернуть таблицу

куст

море

зима

сон

час

стул

мороз

гнездо

 

зимовать

гнездышко

кустик

заморозки

моряк

часовщик

стульчик

сонливый

 развернуть таблицу

(После того как дети выполнят задание, слова второго столбика убираются, дети записывают в тетрадь пары родственных слов с опорой на слова первого столбика.)

*9. Развитие слухоречевого внимания, памяти и развитие связной речи.

Л.: - Прослушайте и запишите предложения. Назовите родственные слова.

Прилетели зимовать птицы. Зима вступает в свои права. Здравствуй, зимушка- красавица! Прошло веселое время зимних каникул.

Л.: - Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Л.: - К слову снег выберите родственные слова и составьте рассказ:

Санки, снежинки, сугробы, снеговик, лед, снежная, горка, снежки, коньки.

10. Подведение итога занятия.

Л.: - Над какой темой мы сегодня работали? Чему научились? Какие моменты занятия вам особенно понравились? Почему? Оцените свою работу на занятии: что получилось очень хорошо, а что вызвало затруднение.

Упражнение *9 выполнить в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие"Однокоренные родственные слова"

Тема, цели, дидактический материал и описание хода логопедического занятия "Однокоренные родственные слова" для учащихся младших классов , имеющих нарушения письменной речи...

Конспект открытого урока . Тема : Родственные слова.

Открытый урок был проведен с учеником домашнего  обучения по теме: Родственные слова. Урок был составлен с учетом индивидуальных способностей   ученика. Даются задания для улучшения пам...

Конспект урока на тему "Родственные слова"

Технологическая карта урока повторения, обобщения и систематизации знаний по русскому языку во 2 классе (УМК "Шкла 2100") на тему "Распознавание однокоренных слов"....

Конспект урока "Правописание корней родственных слов"

УМК:  Школа России  Учебник: Русский язык, Канакина В.П....

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

Конспект урока на тему: "Родственные слова"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Родственные слова" 2 класс...