Интегрированные логопедические занятия для детей с ОВЗ как средство формирования УУД.
статья по логопедии (3, 4 класс)
В предложенной статье рассматривается вопрос интеграции логопедического занятия и предмета История и культура Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные логопедические занятия для детей с ОВЗ как средство формирования УУД
В настоящее время ФГОС определяют важнейшим приоритетом школьного образования формирование базовых универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Большое внимание в стандартах уделяется формированию УУД на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение - учиться, в основе которого лежат: коммуникативные УУД (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие); познавательные УУД (обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной форме).
Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для ребенка в социуме. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе, как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, сложно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен и деятельностный компонент. Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов. Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов.
В Стандарте особое значение придается предупреждающей логопедической коррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает на обязательный учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, дети с особыми образовательными потребностями.
К группе детей с ОВЗ относятся дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Диапазон в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. Для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений.
У детей начальной школы в структуре сложных соматических и нервно-психических расстройств, обусловленных основным или сопутствующим заболеванием, проявляются и различные речевые нарушения. Такие нарушения речи, преимущественно отличаются выраженностью, стойкостью и являются серьезным препятствием для своевременного овладения школьной программой. Таким образом, для успешного овладения программой учащиеся начальной школы нуждаются в точной, своевременной диагностике, большинству учеников требуется длительная, систематическая логопедическая работа по коррекции имеющихся нарушений устной и письменной речи, предупреждению таковых.
Каким образом возможна наиболее полная реализация задач, которые ставит ФГОС для логопеда, в современных условиях? Один из вариантов – использование интегрированных логопедических занятий.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития, воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной жизни. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников, в том числе и на логопедических занятиях. Наиболее полно межпредметные связи проявляются в интегрированных уроках.
Интегрированные уроки могут проводить два учителя и более, а может и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Я представляю логопедические занятия и предмет История и культура Санкт-Петербурга.
Как известно, интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, задачи, принципы, содержание, методы и средства обучения.
При выборе содержания, для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д.
Выбор предмета «История и культура Санкт-Петербурга» обусловлен несколькими причинами: - мир города – это естественная среда обитания ребёнка, то, что окружает его постоянно; - данная дисциплина, к сожалению, не изучается в нашей школе в начальном звене; - материал по Краеведению подразумевает интегрирование знаний из разных научных областей.
Уже к 5-6 годам у дошкольника накапливается небольшой, но проверенный практикой опыт общения с разнообразными объектами городской среды и поведения в общественных местах. И перед педагогами и родителями встаёт новая задача - помочь ребёнку систематизировать полученные представления, осознать собственное отношение к Санкт-Петербургу, расширить круг тех умений, которые нужны ему для жизни в мегаполисе, поддержать его в желании изучать город дальше.
Интеграция с логопедией возможна по линии решаемых задач и содержания изучаемого материала. В качестве основы для определения тематического и содержательного компонента занятий возможно использование культурно-образовательной программы для ДОУ «Город на ладошке», созданной доцентами кафедры культурологи СПбАППО Е. Н. Коробковой и Н. Г. Шейко. Данная программа, учитывая принцип от ближнего к дальнему, предлагает начинать изучение города с объектов, хорошо знакомых ребёнку (двор, улица, площадка, район проживания). Такой подход обеспечивает познание ребёнком Города, как объекта лично значимого для него самого, а не только знакомство с Петербургом, как уникальным хранилищем культурных ценностей.
Каким образом возможно включение материала по краеведению в логопедические занятия?
Большое количество разнообразного текстового материала о городе (стихи, загадки, статьи и т.д.) является благоприятной почвой для таких видов логопедических работ как: развитие звуко-буквенного, слогового, языкового анализа и синтеза; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса; развитие связной речи.
Наличие всевозможных фото и видео материалов по краеведению способствует созданию занимательных заданий (экскурсий, путешествий) с применением информационных компьютерных технологий.
Использование на занятиях рисунков, шаблонов, обводок (например, из пособия «Угадай-ка!» Гавриловой Н. Г., Григорьевой Н. Л.,) позволяет уделить внимание развитию мелкой и крупной моторики рук.
Работа с картами, планами, схемами способствует развитию пространственной ориентации на листе бумаги, символического мышления и логики.
Самостоятельное придумывание загадок, предложений, рассказов, решение проблемных вопросов создаёт условие для развития речи на уровне эмоционально-ценностного отношения к городу.
Данный вид интегрированных уроков, на наш взгляд, целесообразно применять в 3 - 4 классах, так как в 1-2 классах традиционно в качестве лексических тем изучаются сезоны, "Фрукты", "Животные", «Одежда» и т.д.
Предполагаемые результаты при организации систематических занятий:
- знание об основных единицах языка (от звука и буквы до текста) и умение правильно их употреблять и работать с ними;
- достаточно развитая связная речь, выраженная в умениях монологической и диалогической речи;
- развитие познавательного интереса к изучению своего города и эмоционально-ценностного отношения к нему, проявляющееся в желании выполнить творческое задание, побывать на экскурсии, прогулке;
- формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни: ориентироваться на улицах города, «читать» план микрорайона и карту города, описывать маршрут следования, соблюдать правила дорожного движения и корректного поведения и т.д.
- совершенствование общеучебных умений учащихся: комментировать текст, составлять простой план; описывать объект; составлять письменный рассказ об объекте и т.д.
Таким образом, можно утверждать, что интегрированные логопедические занятия с Историей и культурой Санкт-Петербурга способствуют формированию личностных и коммуникативных УУД.
Список литературы:
1. Васильева Н. Ю. Интегрированные уроки. 1 класс. Мастерская учителя, Вако, 2010.
2. Гаврилова Н.Г., Григорьева Н.Л., Абакумова Н.Е. Угадай-ка! Учебное пособие для учащихся начальной школы. – СПб: ООО «Издательство «Химера», 2010.
3. Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г. Город на ладошке: культурно-образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений с методическими рекомендациями / под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2011.
4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10.
5. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. / Альманах ИКП №16/2012
6. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
Для ссылок:
Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия "Времена года, круговорот воды в природе и безударные гласные"
Трудно ли объединить общей идеей то, что на первый взгляд кажется несовместимым? Нет! Нужно только широко глядеть на мир, воспринимать его целостным и неделимым, а главное не бояться перемен!...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ) 3 КЛАСС
В данном коррекционном занятии задания и упражнения представлены в занимательной форме, создаются проблемные вопросы, на которые дети стараются найти и обосновать свои ответы. Вызыв...
Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме: «Дифференциация букв и – у».
В ходе интегрированного логопедического занятия дети учатся различать кинетически и оптически сходные буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях. тексте путём выработки чёчкой зрительно - мото...
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
Интегрированое логопедическое занятие по теме "Золотая осень"
Цель: Закрепить занятия по данной тематике. Словарь по теме: овощи, фрукту, вкус,форма,урожай....
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....
Структура интегрированного логопедического занятия для ребёнка с ТНР в соответствии с ФГОС ОВЗ
Очень сложно интегрировать в одно занятие несколько предметов - «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА», «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», С ЭЛЕМЕНТАМИ «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Но для ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи, ...