Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_h-_zh_vosstanovlen1_-_kopiya.docx | 303.55 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_h-zh.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного логопедического занятия
по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Конспект разработан учителем-логопедом высшей квалификационной категории ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга
Коленковой Инной Васильевной
Интегрируемый предмет: «Окружающий мир»
Темы:
Логопедическая тема: Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях.
Лексическая тема: Забота животных о своем потомстве.
Грамматическая тема: Грамматическое оформление предложения.
Цель: Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений.
Задачи:
Коррекционные:
- Формировать чёткие графические образы строчных прописных букв х – ж, отрабатывать своевременное переключение с одной кинемы на другую;
- Развивать умение пользоваться логоритмами при написании букв, сходных по начертанию;
- Развивать зрительное восприятие, анализ и синтез, пространственную ориентировку;
- Работать над слоговым анализов и синтезом;
- Развивать языковой анализ и синтез на материале предложений;
- Формировать функцию словообразования;
- Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание и память, конструктивный праксис);
- Закреплять временные представления.
Образовательные:
- Показать связь звука и буквы;
- Учить пользоваться схематическим планом ответа;
- Формировать навыки знаковой символизации;
- Совершенствовать навык орфографического проговаривания;
- Тренировать навык чтения;
- Формировать навык грамматического оформления предложения;
- Обогащать лексический запас по теме «Животные»;
- Совершенствовать графо-моторные навыки;
- Повторить орфограммы: «Правописание безударных гласных», «Правописание сочетаний жи-ши»;
- Вызвать интерес к животному миру.
Воспитательные:
- Создать положительный эмоциональный настрой у детей;
- Прививать интерес к речевым единицам;
- Учить слушать и слышать окружающих;
- Формировать навыки самоконтроля;
- Содействовать формированию уважительного отношения к родителям, к материнству;
- Воспитывать уважение к природе.
Используемые педагогические технологии:
- Технология развивающего обучения;
- Технология перспективно-опережающего обучения;
- Игровые технологии;
- Здоровье сберегающие технологии;
Методические приемы: наглядность (использование авторских разработок: карточек-подсказок, карточек-заданий, дидактической игры, слайдов презентации), практическая совместная деятельность, использование игровых приемов.
Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль;
Оборудование: «Экран настроения», «Лестница успеха», корточки-подсказки, карточки-задания, проволочная мозаика, цветной конверт с письмом Незнайки, презентация «Зрительная гимнастика»- тренажер Базарного В.Ф., мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, ручки и тетради, мяч,
Структура урока:
- Организация начала занятия
1) Самооценка эмоционального состояния.
2) Упражнение на развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.
- Повторение пройденного материала.
- Сообщение темы.
IV. Основная часть:
1. Анализ и синтез деформированного предложения.
2. Анализ предложения, в котором буквы х и ж с зашифрованы опорными символами.
3. Анализ предложения с пропущенными буквами х и ж.
4. Анализ деформированного предложения , записанного внутри строчных прописных букв х и ж.
5. « Мозаика» и синтез предложения из слов.
- Подведение итогов занятия.
- Рефлексия
Ход урока:
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Оборудование |
I. Организация начала занятия - Здравствуйте ребята! 1) Самооценка эмоционального состояния. - Оцените свое эмоциональное состояние по пятибальной системе в «Экране настроения». 2) Упражнение на развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. Логопед дает указание ученикам. - Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис, а Алина сидела рядом с Сашей. За Колей пусть сядет Миша, а за Денисом Света. | Дети здороваются, оценивают свое настроение, садятся за парты согласно указаниям логопеда. | «Экран настроения», фломастеры. |
II. Повторение пройденного материала - Какие буквы и звуки мы учились различать в словах и словосочетаниях на прошлом занятии? - Расскажите по карте-подсказке всё, что вы знаете о звуке и букве х, ж? - Из каких элементов состоит буква х, буква ж? Выберите нужные элементы из «Проволочной мозаики» - Какие элементы одинаковые у букв х и ж? Какой элемент добавляется у буквы ж? - Какие картинки, слова и цифры помогают запомнить написание букв? - Какие стихи вы запомнили о буквах? (используется методика коррекции почерка учителя-логопеда Трубниковой Т. А.) | - Мы учились различать буквы и звуки х и ж. Дети отвечают, пользуясь картой-подсказкой. -Буква х состоит из полуовала влево и полуовала вправо. Буква ж состоит из полуовала влево, полуовала вправо, а между ними элемент «жук». Дети показывают элементы. - У букв х и ж одинаковые элементы- овалы, а у буквы ж добавляется «жук». Показывают элемент «жук» - Это изображения хомяка и жука, слова «холодно» и «жарко», цифры 2 и 3. - Буква х – «Сушка влево, сушка вправо», буква ж – «сушка влево, жук, сушка вправо». | Слайд № 7 Наглядное пособие «Проволочная мозаика» |
III. Сообщение темы - Сегодня мы будем учиться различать буквы х и ж в предложениях. У нас на уроке будут присутствовать заботливые мамы некоторых животных и птиц. Давайте узнаем, кто именно будет гостями на нашем занятии. Откройте тетради, напишите число, обозначьте слоги - слияния. Я «продиктую» вам предложение с помощью логоритмов: « Первое слово: Заглавная - точка, ложка, буква эль и эм; вверх направо; ушко, вверх, вокруг, вниз, сомкнули; узелок; палочка, галочка; вверх направо; сушка влево , жук, сушка вправо; вверх направо; раз -и, два - и; вверх направо; сушка влево, сушка вправо; вверх направо; ушко, вверх, вокруг, вниз, сомкнули, зайка, ножка балерины ; запятая, второе слово: раз – и –ух; вверх направо; сушка влево, жук, сушка вправо, вверх направо; сушка влево, сушка вправо; вверх направо; ушко, вверх, вокруг, вниз, сомкнули, зайка, ножка балерины»… и т. д. Логопед диктует предложение с помощью логоритмов (по методике коррекции почерка Трубниковой Т. А.):« Моржиха, ужиха, ежиха и стрижиха – заботливые мамы ». IV. Основная часть 1) Анализ и синтез деформированного предложения На севере нашей страны живет очень заботливая мама. Кто она такая, и как она заботится о своих детенышах вы узнаете, прочитав следующее предложение. Логопед выдает детям Карточку № 1. - Прочитайте предложение, начиная читать справа налево, по строчкам. Обведите каждое слово в овал. Не забудьте обвести предлоги в треугольники, а союзы и, а, но в кружки. Сколько слов в предложении? - Запишите предложение в тетрадь, орфографически по слогам- слияниям проговаривайте каждое слово, обозначьте границы предложения (заглавная буква в начале предложения обозначается «уголком», точка обводится в кружок). Красным цветом выделите букву ж, синим х. Слайд № 8 - О ком говорится в этом предложении? - В этих словах есть «опасные места». Какие? Подберите проверочное слово к словам моржиха и моржата, так чтобы безударная гласная О стала ударной. Интересные факты из жизни моржей: (слайды № 9, 10,11) Морж — самый крупный представитель ластоногих в Северном полушарии. В поисках пищи моржи ныряют на глубину до 30-40 м и могут подолгу оставаться под водой. Детеныш с первых дней жизни умеет плавать и в случае опасности покидает льдину вместе с матерью. Если детеныш по какой-то причине не может этого сделать мать остается рядом с ним, даже если ей угрожает смертельная опасность. Моржи очень умные и дружелюбные животные. Релаксационная минутка: - Закройте глаза, правую ладонь положите на левое колено, а левую ладонь – на правое колено. Глубоко вдохните и выдохните. Посидите в тишине, пока я не хлопну в ладоши. Теперь, пожалуйста, встаньте. Выполним гимнастику для глаз. 2) Анализ предложения, в котором буквы х и ж с зашифрованы опорными символами. -Нам пришло письмо от Незнайки. Логопед читает письмо. «Ребята, я придумал и зашифровал для вас предложение. Интересно, сможете ли вы его прочитать?» (Слайд № 12) - Прочитайте предложение. Что необычного в этом предложении? Что обозначают цифры 2 и3? - Запишите предложение в тетрадь, орфографически по слогам- слияниям проговаривая каждое слово, обозначьте границы предложения. - Разделите слова на слоги, подчеркните слоги с буквой х - синим карандашом, а слоги с ж- красным. - Кто такая жужелица? Посмотрите как она выглядит (Слайд № 13). От какого слова образовано слово ЖУЖЕЛИЦА? На какую букву похожа жужелица? (Слайд № 14, 15) А теперь послушайте интересные факты из жизни ужей, сопоставьте их с предложением, которое придумал Незнайка, соответствует ли оно с действительностью. Интересные факты из жизни ужей: Ужи отличаются от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Брюшко, как правило, пятнистое. Уж неагрессивен. При виде человека он спасается бегством. Укус ужа не опасен для человека, Так как уж неядовит. Питаются ужи, в основном, лягушками, головастиками. Детеныши ужа с рождения добывают себе пищу самостоятельно. - Какие несоответствия вы обнаружили? Молодцы! - Как вы думаете, почему змей называют пресмыкающимися? - Все ли животные, изображенные на картинке относятся к этому классу? - Правильно лягушка это земноводное животное. 3) Анализ предложения с пропущенными буквами х и ж. (Слайд № 16) - Прочитайте предложение про себя, вставляя пропущенные буквы х или ж. - Прочитайте предложение, поднимая карточки с буквами х и ж. Примечание: Если дети не могут вставить буквы в 8-ое слово в предложении («пожухлых»), логопед задаёт вопрос: - Какое близкое по значению слово можно подобрать с слову «засохший, увядший»? - Пожухлый. - Запишите предложение в тетрадь, орфографически по слогам-слияниям проговаривая каждое слово, обозначьте границы предложения. - А теперь зашифруйте буквы х и ж цифрами 2 и 3 и напишите это предложение. Дети пишут предложение, заменяя букву х на цифру 2, а букву ж на цифру 3. (Слайд № 17,18) Интересные факты из жизни ежей: Обычно у ежихи бывает пятеро близнецов. Все заботы о потомстве ложатся на плечи колючей мамы. Правда, заботы не бог весть какие: через два месяца ежата ведут вполне самостоятельную жизнь. Но пока детеныши — несмышленыши, мамаша пестует их как может. Если гнездо обнаружено, переносит своих чад в другое место. Ходит с ними на прогулки. Потерявшись, ежонок истошно пищит — страшно ведь одному в таком огромном мире. Если братья и сестры рядом, то самое веселое дело — это бодаться наподобие козлят. Мать разговаривает с ежатами обычно при помощи свиста. Физминутка: Игра с мячом «Как назвать маму». Логопед начинает фразу и кидает мяч ребёнку, ребёнок образует слово с помощью суффикса -их- и кидает мяч логопеду. - Используйте суффиксы – ИХ – У зайчат - зайчиха, у крольчат –крольчиха, у барсучат – барсучиха, у слонят – слониха, у страусят – страусиха, у слонят – слониха, у грачат- грачиха, у лосят –лосиха, у оленят- олениха. 4) Анализ деформированного предложения , записанного внутри строчных прописных букв х и ж.(Слайд № 19) Игра «Волшебные буквы». - Посмотрите на слайд. Что вы видите? - Мы видим две буквы ж и х. Внутри больших букв написаны маленькие буквы. Логопед раздаёт каждому ребенку индивидуальную карточку с заданием. - Прочитайте одно предложение, которое «спряталось» в этих двух буквах. Отделяйте каждое слово чёрточкой. Предлоги обведите в треугольник, а союзы и, а, но - в кружок. -Запишите предложение в тетрадь, орфографически по слогам-слияниям проговаривая каждое слово, обозначьте границы предложения. (Слайд № 20, 21, 22) Интересные факты из жизни стрижей У чёрного стрижа самая большая горизонтальная скорость полёта среди птиц, она достигает 111 км/ч. Во время выкармливания птенцов родители не в состоянии подлетать к гнезду с каждой пойманной ими мошкой. Птицы набирают сначала полный рот корма, обволакивают его слюной и затем с этим пакетиком летят к своему гнезду. За дневное время стрижи приносят корм к гнезду 34 раза, а перед вылетом птенцов только 4—6 раз. Интересно, что птенцы приобретают максимальный вес примерно на 20-й день жизни, а потом они постепенно худеют. 5) « Мозаика» и синтез предложения из слов. - Соберите мозаику по образцу. Расположите её справа от образца. Дети собирают мозаику из 12 частей. - Составьте предложения из слов, написанных на карточке. - Прочитайте слова, в которых есть только буква ж ; только буква х; в которых есть буквы ж и х. - Найдите слова, отличающиеся одной буквой. - Сколько букв х на карточке? Сколько букв ж? Дети считают (х-з, ж-4) | Дети пишут число в тетрадях. Дети записывают буквы, ориентируясь на логоритмы, называемые логопедом. В результате получаются слова и в конечном итоге – предложение: Моржиха, ужиха, ежиха и стрижиха - заботливые мамы. Дети обводят слова, читают предложения. - В предложении 13 слов, из них 3 предлога и 1 союз. Дети выполняют задание. Отважная моржиха охраняет моржат от северных хищников и от скольжения по хрупким льдинам. - О моржихе и моржатах. - Орфограмма: жи-ши. - Безударная гласная О. - Морж. Дети выполняют задание. Дети выполняют гимнастику для глаз с помощью тренажёра Базарного. -В предложении буквы х и ж зашифрованы цифрами 2 и 3, потому что у буквы х 2 элемента, а у ж- три. Дети пишут предложение в тетрадь, обозначают границы предложения, делят слова на слоги и подчёркивают слоги цветными карандашами: Рыжехвостая ужиха кормит ужат жирными мухами и жужелицами. - Жук. - От слова жужжать. - На букву Ж. - У ужа оранжевые пятнышки на голове, а не рыжий хвост. - Ужиха не кормит ужат насекомыми, они сами добывают себе пищу. - Потому что они ползают. - Нет лягушка не ползает. Дети читают предложение про себя. Дети по очереди читают предложение и поднимают карточки с буквами х и ж. Дети пишут предложение в тетрадь, орфографически проговаривают каждое слово, обозначают границы предложения: Колючие хорошенькие ежата живут с ежихой в пожухлых кустах крыжовника под сухими лопухами. Колючие 2орошенькие е3ата 3ивут с е3и2ой в по3у2лы2 куста2 кры3овника под су2ими лопу2ами. Дети выполняют указания логопеда Дети выполняют задание в индивидуальных карточках, пишут предложение в тетрадь, орфографически проговаривают каждое слово, обозначают границы предложения: В кустах жасмина и облепихи хлопотливая стрижиха сооружает для стрижат надёжные гнёзда. Ученики собирают мозаику. Дети составляют предложение: Ежиха и ужиха дружно жили в хвойном лесу. Дети читают слова: жили, дружно; хвойном; ежиха, ужиха. - Это слова ежиха- ужиха. Они отличаются первой буквой. Дети считают (х-з, ж-4) | Карточка № 1 Цветные карандаши Слад № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Презентация Письмо Незнайки Слайд № 12 Цветные карандаши. Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Карточки со строчными прописными буквами х и ж у каждого ребёнка. Слайд № 18 Мяч Слайд № 19 Слайд № 20 Индивидуальная карточка Слайд № 21 Слайд № 22 Мозаика у каждого ребёнка (образец и 12 разрезных карточек) |
IV. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд № 23, 24) - Что за мамочки были у нас на занятии? - Что мы делали на уроке? - Что больше всего понравилось? - Теперь вы знаете как в животном мире мамы заботятся о своих малышах. Ваши мамы тоже заботятся о вас? Какие чувства вы испытываете к своим мамам? А вы заботитесь о мамах? Молодцы! Поставьте себе оценку за работу на уроке («Лестница успеха»), оцените свое эмоциональное состояние в «Экране настроения». Сегодня мы хорошо потрудились и узнали много нового. Логопед награждает детей за хорошую работу. На этом наш урок закончен, до свидания! | Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. | Слайд № 23 Слайд № 24 Наклейки с изображением животных |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Темы: Логопедическая тема : Дифференциация строчных прописных букв Х-Ж в предложениях. Лексическая тема : Забота животных о своем потомстве. Грамматическая тема : Грамматическое оформление предложения.
Цель урока Формирование навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х – ж на материале предложений.
Задачи Коррекционные: Формировать чёткие графические образы строчных прописных букв х – ж, отрабатывать своевременное переключение с одной кинемы на другую; Развивать умение пользоваться логоритмами при написании букв, сходных по начертанию; Развивать зрительное восприятие, анализ и синтез, пространственную ориентировку; Работать над слоговым анализов и синтезом; Развивать языковой анализ и синтез на материале предложений; Формировать функцию словообразования; Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание и память, конструктивный праксис ); Закреплять временные представления.
Образовательные: Показать связь звука и буквы; Учить пользоваться схематическим планом ответа; Формировать навыки знаковой символизации; Совершенствовать навык орфографического проговаривания; Тренировать навык чтения; Формировать навык грамматического оформления предложения; Обогащать лексический запас по теме «Животные»; Совершенствовать графо-моторные навыки.
Воспитательные: Создать положительный эмоциональный настрой у детей; Прививать интерес к речевым единицам; Учить слушать и слышать окружающих; Формировать навыки самоконтроля; Содействовать формированию уважительного отношения к родителям, к материнству.
Карта - подсказка
Моржиха
Загадка от Незнайки
Жужелица
Ужиха
Вставьте пропущенные буквы
Ежиха
Игра «Волшебные буквы»
Стрижиха
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...
Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов
Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся как коррекционных, так и общеобразовательных классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В после...
«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...
Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов.
Семинар-практикум для учителей начальной школы по коррекции нарушений письменной речи....
Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии у учащихся 1-ых классов.
Данный конспект учит различать кинетически и оптически сходные буквы И-У, вырабатывать чёткую зрительно-моторную организацию....
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы
Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538 Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса по теме : "Дифференциация букв И-У в слогах и словах"
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции оптической дисграфии у обучающихся 2-го класса...