Конспект логопедического занятия 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Тема "Приставки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_4_klass_.tema_pristavki.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок»

ЦЕЛИ: учить детей находить в предложениях слова с приставками; учить образовывать слова с приставками (слова с одинаковыми приставками, но разными корнями, с разными приставками и одинаковыми корнями); учить детей объяснять смысл слов с приставками; учить подбирать нужную приставку к словам в словосочетаниях и предложениях; учить детей составлять слова из разный частей слов; учить составлять предложения по картинкам, правильно используя слова с приставками;  учить правильно писать слова с приставками; обогащать словарный запас детей; учить составлять рассказ, используя, глаголы с приставками;

развивать зрительное внимание, память; слуховое внимание, память; логическое мышление; пространственную ориентацию; речевую активность; формировать наблюдательность к языковым явлениям;

воспитывать навыки организации учебной деятельности;  умения и навыки слушать и слышать учителя, товарищей; воспитывать навык контроля и самоконтроля.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки; логопедическое лото; плакат с приставками; ромашки; карточки с частями слов; слова с приставками; карточки с частями слов; индивидуальные карточки.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Потихоньку присядет тот, кто назовёт  слово с корнем  -сад-.

2. Повторение изученного.

Задание:

Игра: «Живые слова»

Детям раздаются карточки с частями слов. Из них учащиеся должны составить слова. Разбираются значения слов. Вспоминают, какую роль играет в слове корень, суффикс (солн, ышк, о; руч, ищ, и; бел, еньк, ий;  стол, ов, ая)

Задание:

Игра: «Логопедическое лото»

На доске две карты и отдельные карточки со словами (водитель, проводник, уводить, сводить, обводить, половодье, водолаз, водоём, водокачка, наводнение).

- Расставьте карточки так, чтобы на 1-ой карте были слова, родственные слову «вода», на 2-ой – родственные слову «водить».

-Найдите слова, в которых корень «вод» стоит в середине слова. (проводник, уводить, сводить, обводить, наводнение).

- Как называются части слов, которые стоят перед корнем?

- Назовите приставки в данных словах.

- Как они пишутся со словами?

- Для чего служат приставки?

3. Тема занятия: Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок.

- Приставка- это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

Задание:

На доске плакат с приставками и слово. Нужно составить слова, используя приставки. Ученики образовывают новые слова и делают вывод о том,  что не всегда можно образовать новое слово при помощи данных приставок.

Задание:

На доске ромашки. На лепестках приставки, в середине – слово. Составьте и запишите слова с приставками, которые имеют смысл.

-Объясните значения получившихся слов. Составьте словосочетания и предложения. (Лучшее предложение записывается и разбирается)

4. Закрепление темы:

Задание:

Прочитайте пары слов. Обозначьте указанные приставки. (по, под; на, над). Составьте с ними словосочетания.                    

Подвигать- подкрутить                         Надарил – надписал    

Поддать – подержать        надвязать - надавать

Покидать - поджечь                                       надкусить – надавить

Работа в тетрадях.

Задание:

На доске две тетради, слова (входит, влетает, выходит, вылетает, вносит, вбегает, выносит, выбегает, впускает, выпускает, выезжает, въезжает).

Прочитайте слов. Запишите в одну тетрадь слова, обозначающие движение внутрь, в другую – направление наружу.

(три пары слов учащиеся находят вместе, три пары самостоятельно записывают к себе в тетрадь). Затем,  дети по-очереди читают записанное.

Выделяют приставки, объясняют значения слов, составляют словосочетания и предложения.

Физминутка.

                            (Проводит ученик)

Мы топаем ногами.               Мы руки опускаем

Мы хлопаем руками.             И кружимся потом

Качаем головой.                     Теперь мы руки разведём

Мы руки поднимаем              И заниматься вновь начнём.

Задание:

Вставьте в словосочетания нужные приставки (за, у, пере, со, от, до, про)

…..бежал от дома, ….нёс до крыльца,  ….шёл с лыжни, ….ехал остановку, ……прыгнул через костёр, …..писать в дневник, ….красить комнату.

Ввод слов с приставками в предложения.

Задание:

- Раздаются индивидуальные карточки.

Подберите для каждого предложения  подходящие по смыслу слова из скобок. Объясни свой выбор. Запишите предложения. В словах выделите приставки.

1 карточка

Ученица (подписала, записала) домашнее задание.

Лодка  (отплыла, доплыла) от берега.

2 карточка

Миша (завернул, свернул) бумагу трубочкой.

Володя  (пошёл, дошёл) в школу.

3 карточка

Завтра мы (поедем, заедем) к морю.

С дерева (слетел, улетел) листок.

4 карточка

Дедушка (вышел, сошёл) из троллейбуса.

К нам в окно (прилетела, залетела) синичка

5. Слуховое внимание, память.

Выборочный диктант

Послушайте предложения. Запишите слова с приставками, выделите приставки.

Огромная туча поднималась  из-за леса. Надвигалась  гроза.

Загудел сильный ветер. Загремел гром. Полил проливной  дождь.

Физминутка «Замок»

На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?                 Постучали……..

Потянули…………..                           И – открыли.

Покрутили…………

6. Зрительное внимание, память.

Задание:

Составь слова, используя части других слов.

На наборное полотно выставляются слова и называются части, которые потребуются для составления новых слов.

1. Приставка та же, что в слове вылет, корень тот же, что в слове ходит. (Выход)

2. Приставка  та же, что в слове прилёт, корень тот же, что в слове ездить. (Приезд)

3.Корень тот же, что в слове работница, приставка та же, что в слове захотел, суффикс тот же, что в слове молоток. (Заработок)

4. Приставка та же, что в слове послушал, корень тот же, что в слове рядом, суффикс тот же, что в слове бутылка, окончание то же, что в слове шалаши. (Порядки)

7. Развитие связной речи.

Задание:

Используя данные слова (жил, приходил, находил, накалывал, складывал, заготавливал) составьте рассказ.

- На доске глаголы с приставками, кроме одного слова (жил). Дети читают слова. Определяют, к какой части речи они относятся. Пробуют определить о ком или о чём будет рассказ. Если ученики не смогут определить о ком рассказ, то логопед помогает. (Вывешивается Ёжик) Затем с каждым глаголом составляют предложения, затем рассказ.

Можно спросить нескольких человек пересказать получившийся рассказ.

Запасливый ёжик.

В лесу жил ёжик. Ночью он приходил в сад. В саду ёжик находил  яблоки. Он накалывал их на иголки. Яблоки ёжик складывал в норе. Так он заготавливал себе корм.

8. Итоги:

-Чему мы учились сегодня на занятии?

- Как пишутся приставки со словами?

- Какую роль играют приставки?

- Что больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"

На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)

Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь  ] в слогах,словах и предложениях.               2....

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по преодолению аргамматической дисграфии

конспект итогового логопедического занятия с учащимися 3 класа по теме "Имя существительное", с использованием ИКТ...

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....