Конспект логопедического занятия "Омонимы..." 3 класс
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Конспект логопедического занятия "Омонимы.." 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_omonimy_klass.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия 3 класс
Тема: «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению».
Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.
Задачи:
Образовательные:
- учить находить омонимы в речи;
- углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;
- формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
- учить понимать и использовать термин «омоним».
Развивающие:
- развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
- корригировать звуко-буквенный анализ
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение применять новые знания;
- активизировать и расширять словарный запас;
- корригировать и развивать память, мыслительную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Оборудование:
- Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;
- Раздаточный материал;
- Альбом с заданиями.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент:
-Послушай мой рассказ и догадайся, почему мама и сын не сумели договориться.
Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»
- Почему мама и сын не договорились? Они друг друга не правильно поняли.
- Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению.
Работа над темой занятия
Омонимы — это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение.
Омонимы и их разновидности
В русском языке различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но с разным лексическим значением.
Примеры:
• график (план работы) — график (художник);
• планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы);
• гладь озера (ровная поверхность) — гладь (род вышивки);
• заставлять (принуждать) — заставлять (загораживать);
• наряд (одеяние) — наряд солдат;
• среда обитания — среда (день недели);
• стан (туловище) — полевой стан (место стоянки).
Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы
Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному и имеют различное значение.
Примеры омографов:
• мука́ (пшеничная) — му́ка (переживание);
• о́рган человека — орга́н (музыкальный инструмент);
• за́мок (феодала) — замо́к дверной;
• па́рить в бане — пари́ть в воздухе.
Игра « Отгадай слово».
1. Музыкальная нота; пищевой продукт.
2. Снаряд с взрывчатым веществом; выражение лица.
3. Часть ноги; кипа бумаг.
4. Международный протест; музыкальный знак.
5. Съедобные грибы; лесные животные.
6. Фирменный знак; знак почтовый оплаты.
Игра «Найди омоним».
Сейчас я выразительно прочту стихотворение а ты определи, есть ли в этом тексте омонимы:
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
- О чём это стихотворение?
- Назовите слова-омонимы.
- Определите лексическое значение этих слов.
Знакомство с многозначными прилагательными.
Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.
Какие по-вашему вещи бывают острыми?
«Острые вещи»
- Гриша, не бери нож. Обрежешься! Гриша, не бери вилку. Уколешься!
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила супу сыну, положила котлету.
- Я горчицу хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх, ты! Разве горчица – острая?
- Она – горькая! Я ещё вчера лизал.
Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?
Что из этих предметов можно назвать острым: сабля, перец, ножницы, лам-па?
В каких случаях слово острый можно заменить словом горький? ( Когда имеется в виду «Острый на вкус». Например: перец, соус)
Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько)
Знакомство с многозначными глаголами.
А теперь разгадай загадку С.Я.Маршака.
Он всюду – в поле и в саду,
Но в дом не попадёт.
Но никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Д о ж д ь )
- На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт?
Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики («Дом»)
Игры и упражнения
Игра «Подбери подходящее слово»
Омонимы делают нашу речь более выразительной. Слова-омонимы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Омонимы позволяют выразить мысль ярче, острее.
На карточке - стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впиши его. Объясни свой выбор.
- Бросил палку кверху Мишка:
Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове, -
Стало шишек сразу две.
- Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
Расширяем словарный запас
Многозначные слова существительные:
- Соль — приправа, нота
- Побег — из тюрьмы, росток
- Лист — бумаги, лист дерева
- Язык — орган, международный
- Лук — овощ, стрелковое оружие
- Ласка - небольшое хищное животное семейства куньих, проявление любви и нежности
- Норка - пушной зверёк, нора
- Ручка — дверная, шариковая, рука
- Рукав — деталь одежды, рукав реки
- Кран — водопроводный, подъемный
- Билет — проездной, экзаменационный
- Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
- Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
- Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
- Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
- Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
- Труба — музыкальный инструмент, печная труба
- Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
- Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда
- Долг - обязанность перед кем-либо (гражданский долг, взятая в займы вещь (денежный долг).
- Мотив - причина, повод к действию, мелодия
- Бор - хвойный лес, химический элемент, стальное сверло
- Лавка - скамья на улице, магазин
- Кол - заостренная толстая палка, самая низкая оценка в школе.
Многозначные прилагательные|
Примеры
- Глубокое — озеро, чувство
- Добрые — руки, слова, люди
- Тяжелый — чемодан, характер
- Кислое — яблоко, выражение лица
- Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат
- Железная — решетка, дисциплина, воля
- Золотые — руки, украшения, золотое сердце
- Черный — цвет,черный день, черная пятница
- Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина
Многозначные слова глаголы
| Примеры
- Пилить — доску, пилить мужа
- Родилась — мысль, дочь, идея
- Забить — гвоздь, гол, “забить болт”
- Хлопать — дверью, в ладоши, по спине
- Сойти — с поезда, с ума, сойти за своего
- Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить
- Собрать — урожай, доказательства, мысли, вещи
- Попасть — на мероприятие, на деньги, попасть в точку
- Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан
- Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках
- Планировать - составить план, парить, постепенно снижаться при полёте
- Почитать - уважать кого-либо, занятие чтением.
Заключительная часть
Итог: - Какие слова называют омонимами? - У слова может быть не одно, а несколько значений. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"
На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...
Конспект логопедического занятия. 2 класс
Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....
План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия, 4 класс. Изложение «Грачи прилетели»
Конспект логопедического занятия. 4 класс....
Конспект логопедического занятия 4 класс
Тема "Приставки"...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....