Дифференциация Ы-И
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
Речевые:
1. Закрепить знания детей о твёрдости и мягкости согласных звуков.
2. Дифференцировать согласные звуки перед гласными: И-Ы.
3. Формировать умение грамматически правильно обозначать твёрдые и мягкие согласные на письме при помощи букв: И, Ы.
4. Развивать фонематическое восприятие.
Неречевые:
1. Развивать зрительно-моторные координации, мелкую моторику кисти и пальцев рук, слуховое внимание, навыки самоконтроля.
2. Развивать умение взаимодействовать в группе, принимать общее решение, быть добрыми и отзывчивыми.
Оборудование:
фигуры мамонтёнка, слона;
набор карточек-“льдинок” с заданиями и для поощрения за правильный ответ;
песня “Мамонтёнка”;
2 наборных полотна;
серия предметных картинок: лиса, белка, сосна, ёлка.
Индивидуально для каждого ребёнка:
наборы фишек синего, зелёного, красного цвета для составления “звуковых схем”;
Ход занятия
I. Организационный момент.
Вступительная беседа.
Мамонтёнок попал в беду. Он потерял свою маму. К ней малыш сможет попасть, перебравшись через море “Русского языка” по “льдинкам”.
“Льдинки” эти непростые, это задания, которые нужно выполнить во время занятия. Тогда “льдинки” образуют мост, и по нему Мамонтёнок пройдёт на берег к своей маме.
– Поможем малышу?
II. Основная часть.
1. Сообщение темы и целей занятия:
– Помогая Мамонтёнку, будем учиться читать и писать слова, в которых после твёрдых и мягких согласных стоят буквы…. А вот какие попробуйте догадаться сами.
– Прочтите слова, записанные на доске, выделите гласные буквы, которые встречаются чаще других:
сыр
мир
мыло
тир
дом сад мышь тигр
– С какими буквами будем работать?
2. Сравнение звуков И – Ы по акустическим признакам.
Сравнение гласных Ы – И в печатном и рукописном шрифте.
3. Развитие слухового внимания и фонематического анализа.
а) Соотнесение слогов со “звуковыми схемами”.
с мягким согласным – фишка зелёного и красного цвета; с твёрдым согласным – фишка синего и красного цвета)
(Слоги: ты – ти, ми – мы, ни – ны, ви – вы, ры – ри. (Образец рассуждения: в слоге МИ согласный М – мягкий, ставлю под схему с зелёной фишкой)
– Проверьте выполненную работу, прочтите слоги, стоящие слева. Что у них общего?
– Почему согласные в этих словах произносятся мягко?
(аналогично со слогами с твёрдыми согласными)
– Чем различаются слоги, стоящие слева и справа?
– Какие гласные подсказывают, что согласные твёрдые, а не мягкие?
– Прочтите слоги очень внимательно. В каких слогах спрятались слова? (мы, ты, вы)
– К кому мы обращаемся при помощи этих слов?
За каждый правильный ответ и за каждое выполненное задание ребёнок получает поощрительную карточку в форме льдинки. По количеству заработанных льдинок выставляются оценки в конце занятия.
– Первое задание выполнено правильно. Начинаем строить мост с малиновой льдинки.
б) Игра “Буквы рассыпались”.
Из красного конверта, лежащего на столе, достаньте буквы и попробуйте составить из них слова (уши, мыши, лыжи)
– Верно ли, что буква и может стоять после твёрдого согласного?
– После каких твёрдых согласных всегда пишется буква и?
– Прочтите слова, которые вы составили и выделите слоги с буквой и. (Мамонтёнок продвигается по мостику)
– Молодцы, ребята. Мамонтёнок перебирается ещё на одну льдинку, скоро он встретится со своей мамой. Но чтобы он не заболел в пути, поможем ему укрепить здоровье.
4. Физминутка. Раз грудинку, два грудинку.
III. Работа над темой (продолжение).
1. Работа по словоизменению. Образование имён существительных множественного числа:
– Прочтите слова, записанные на доске:
ёж-
карандаш -
уж -
нож -
пляж -
мышь-
– Сколько предметов обозначает каждое слово?
– Измените, слова так, чтобы они стали обозначать не один, а несколько предметов и запишите эти слова в тетрадь.
2. Развитие зрительно-моторных координаций.
Работа по зрительно-двигательным траекториям. Слова-паронимы.
– Благодаря нашей помощи, Мамонтёнок начал продвигаться по мостику, выполним следующее задание.
На доске: и предметные картинки мышки и мишки.
– Прочтите слово с мягким согласным, стоящим вначале. Покажите мишку.
– Что произойдёт со словом, если вместо гласной И мы поставим Ы? Покажите мышку.
Составьте словосочетания, соединив слова при помощи стрелок.
плюшевый
мышка шустрая мишка
– Какими буквами отличается написание этих слов?
– Составьте предложения с данными словосочетаниями.
3. Обогащение словаря (многозначные слова; слова, обозначающие название детёнышей животных). Развитие слухового внимания.
– У вас на карточках написано стихотворение, но чтобы его прочитать, нужно вставить пропущенные буквы: И или Ы. Вставьте буквы и прочтите стихотворение.
Шла л…с…ца вдоль троп…нки
И несла гр…бы в корз…нке:
Пять опят и пять л…с…чек
Для л…сят и для л…сичек.
И. Мазнин.
– О каких лисятах и лисичках идёт речь?
– Как называется детёныш лисы? А если их много? Назови всю “семью” лисы: папа – …, мама – … дети – …. .
– Какая буква “показывает”, что согласный произносится мягко?
– Наш герой уже почти добрался до берега, ему осталось совсем чуть-чуть до встречи с мамой. Выполним последнее задание.
IV. Итог занятия.
– Мамонтёнок встретился бы со своей мамой, но ему не хватило маленького кусочка льдинки. Льдинок – заданий больше нет.
-Как нам быть, где взять льдинку? Кто поможет Мамонтенку? (кто-то из детей отдает свою поощрительную льдинку)
– Я очень рада, что ваша доброта и отзывчивость помогли состояться этой встрече.
-Давайте вспомним, какую работу нам пришлось выполнить, чтобы Мамонтёнок нашёл свою маму.
– Вспомните, какие слова с буквой И нам сегодня встретились? А с буквой Ы
у ш и м ы ш и л ы ж и
у ш и м ы ш и л ы ж и
у ш и м ы ш и л ы ж и
Шла л…с…ца вдоль троп…нки
И несла гр…бы в корз…нке:
Пять опят и пять л…с…чек
Для л…сят и для л…сичек.
Шла л…с…ца вдоль троп…нки
И несла гр…бы в корз…нке:
Пять опят и пять л…с…чек
Для л…сят и для л…сичек.
Шла л…с…ца вдоль троп…нки
И несла гр…бы в корз…нке:
Пять опят и пять л…с…чек
Для л…сят и для л…сичек.
Шла л…с…ца вдоль троп…нки
И несла гр…бы в корз…нке:
Пять опят и пять л…с…чек
Для л…сят и для л…сичек.
Шла л…с…ца вдоль троп…нки
И несла гр…бы в корз…нке:
Пять опят и пять л…с…чек
Для л…сят и для л…сичек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш
Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен практический материал по дифференциации С-Ш....
Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике
Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...
Дифференциация звуков "С-Ц"
Урок дифференциации звуков "С-Ц" в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...