Логопедическое занятие в 1 кл. "Звуки Л-Р".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе "Звуки Л-Р".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuki_r-l.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казённое образовательное учреждение
«Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
КОНСПЕКТ
фронтального логопедического занятия в 1 классе
на тему: "Звуки [Л]-[Р] и буквы Л,Р"
Учитель-логопед: Копылова Нина Павловна
Цели:
- Учить детей различать звуки [Л] –[Р] и дифференцировать их изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
- Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
- Учить анализу и синтезу слов сложной слоговой структуры, предложения из 9-11 слов.
- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, суксессивные функции.
- Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.
- Развивать языковое чутье, предупреждать общую и функциональную неграмотность.
- Формировать и закреплять навыки правильного чтения и письма.
- Воспитывать языковую наблюдательность, интерес к занятию, умения применять полученные навыки на уроках.
Ход занятия:
Содержание | Речевой материал | Оборудование | Литература | Примечания |
I.Оргмомент II.Сообщение темы занятия. 1)Повторение пройденного материала III.Основная часть. 2)Индивидуаль- ная работа с раздаточным материалом 3)Дифференциация звуков[ Л ] [Р] в слогах IV.Физминутка 4)Работа в тетрадях 5)Дидактическая игра «Кто внимательный?» 6)Работа со звуковой линейкой Гинастика для глаз 8)Дидактическая игра «Составь предложение» V. Итог занятия. | Логопед приветствует детей. Сядет тот, кто назовет слова со звуками [Л] или [Р]. - Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о звуках [Л]-[Р] и буквах Л и Р. -Ребята, посмотрите на доску и скажите, по какому признаку сгруппированы здесь картинки? -Картинки надо запомнить и стоя спиной к доске воспроизвести их названия снизу вверх и сверху вниз. (Дети по очереди подходят и воспроизводят названия картинок) - Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал в гости, и послушайте внимательно стихотворения об эти игрушках: Лайнер серебристый В вышине промчался. Только след пушистый В воздухе остался. Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ. Берегите тигров детки! Я же зверь ужасно редкий! И, пожалуйста, меня Берегитесь как огня! Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. - Скажите, какие звуки слышатся в названии этих игрушек? - Правильно, это звуки [Л] и [Р]. -Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. (Предположительные ответы детей) -Правильно, ребята! Подытожив ваши ответы, я скажу: Звук [Л ]– согласный, так как есть преграда – язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, теплая, выходит по бокам языка. Звук [Л] – твердый, звонкий. Звук [Р] – согласный, так как есть преграда – язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Спинка языка прогнута. Голосовые складки вибрируют. Звук [Р] – твердый, звонкий. -Чем же отличаются данные звуки и в чем их сходство? (Предположительные ответы детей) - Правильно, оба звука согласные, звонкие, твердые. Но на звук [Л] кончик языка поднят вверх и упирается в зубы, воздух идет с боков, а на звук [Р] кончик поднятого вверх языка дрожит и воздух идет по середине. -Давайте еще раз закрепим характеристики звуков [Л ]и [Р] и отметим это самостоятельно в таблице «Характеристика звуков» -Ребята, давайте прочитаем слоги на этой таблице, следуя движениям указки: Ла-ра лар рал Ло-ро лор рол Лу-ру лур рул Лы-ры лыр рыл Ря-ля рял ляр Ре-ле рел леер Ри-ли рил лир Рю-лю рюл люр "Рыбки" У реки росла рябина, А река текла, рябила. Посредине глубина, Там гуляла рыбина. Это рыба - рыбий царь... Называется - пескарь Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. (Дети изображают движениями резвящихся рыбок.) - Ребята, кто был внимателен и в нашей физминутке нашёл слова со звуками [Л] и [Р]? Назовите их, пожалуйста. (Индивидуальные ответы детей.) -Ребята, посмотрите на новое задание. -На доске записаны слоги и слова, вам нужно поменять звук [Л] на [Р] или [ Р] на [Л]. Ла- .., ро-.., лы-…, рю-…, лак-…., рад-…, лама-…., рука-…, лозы-…, ложки-…., ров-…, укор-…, стал-…, катар-…, жалко-…, полка-…., игра-…, брошки-…,
(Один ребёнок работает у доски, остальные записывают в тетрадях.) -Ребята, вы помните, что тигр очень любит растения. У него есть мечта: чтобы вся Земля превратилась в цветущий луг. Попросил он своего друга самолета-лайнера ему в этом помочь. Тигр и лайнер отправились в кругосветное путешествие, а по пути разбрасывали семена своих любимых растений, а каких, вы сейчас услышите. Если в названии встретится звук [Л], изобразите руками самолет, а если звук [Р]- раскрытую пасть тигра. Названия цветов: ландыш, рогоз, лотос, лантана, фиалка, сандал, настурция, хохлатка, первоцвет, орхидея, целозия, гладиолус Лавр, лаватера, чернотал, аир, крушина, -Ребята, послушайте внимательно слова и определите, на каком месте по счету находится звук [Л] или [Р], и положите букву Л или букву Р на соответствующую цифру на звуковой линейке. Слова: подсолнечник, сансевьера, чистотел, топинамбур, чертополох, наперстянка, цикламен, родиола розовая, традесканция. Снег сегодня шел с утра Рада снегу детвора Снег на ветках, на дорожках, На носах и на ладошках! (Дети имитируют руками движения снега и прослеживают взглядом за движениями рук) - Ребята, на доске вывешены различные слова. Вам нужно составить из этих слов скороговорку, правильно прочитать ее и записать в тетрадь. Кораллы Клара Карл кларнет Карла украла у а Клары украл у. Задание: подчеркните букву Л и букву Р разными цветными карандашами. - Давайте вспомним, с какими звуками и буквами мы сегодня знакомились? - Какие игры и задания вам больше всего понравились и запомнились? - Молодцы, ребята, вы сегодня активно поработали.
| Картинки, в названиях которых встречается звуки [Р] и [Р] Игрушки лайнера и тигра, слоговые таблицы. Индивидуальные зеркала Таблицы «Характеристика звуков» на каждого ребенка Демонстрационные слоговые таблицы Тетради, ручки, цветные карандаши. Звуковые линейки, буквы Л, Р. Слова чистоговорки, написанные вразброс
| Садовникова И.Н. "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников" Ефименкова Л.Н. "Коррекция устной иписьменной речи учащихся начальных классов" Мещерякова Н.П. «Коррекция письменной речи в начальной школе» Сукач Л.М. «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников» Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» | Логопед следит, чтобы дети четко произносили слова и не ошибались, воспроизводя картинки по памяти Логопед следит, чтобы дети выполняли правильную артикуляцию звуков Л и Р Логопед следит за правильностью выполнения задания на доске и в тетрадях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие на тему [ Звуки б-б`, в-в`]. Буквы Бб-Вв.
На логопедическом занятии в первом классе учащиеся знакомятся со звуками [б, б`, в, в`], буквами Бб, Вв, учатся различать на слух звуки [ б, б`, в, в`] и буквы б, в на письме. Занятие проводится...
Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".
Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...
Конспек логопедического занятия "Автоматизация сонорных звуков"
Данный конспект предназначен для автоматизации звука л в словах, предложениях. Предназначен для детей 5-6 лет....
Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф»
Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф» предназначено для учащихся вторых классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное зан...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)
Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь ] в слогах,словах и предложениях. 2....
Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)
представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....
Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".
Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...