Логоритмика
учебно-методический материал по логопедии
Предварительный просмотр:
«Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» (Г. Гегель)
Швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1912) ( Эмиль Жак) обосновал методику развития ритмических способностей, предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и на этой основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. С самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Посредством логоритмики:
- развиваются общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность,
- в ходе музыкально-дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения,
- знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Все виды логоритмических игр и упражнений, проводятся в сочетании с ритмической основой:
- музыка,
- движение,
- стихотворное сопровождение (счёт).
Цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам.
Занятия по логоритмике проводится по схеме:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.
5. Счетные упражнения (считалочки).
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). 8. Ритмические упражнения.
9. Развитие чувства темпа.
10. Пение.
11. Игра на музыкальных инструментах.
12. Пальчиковые игры (пальчиковая гимнастика).
13. Упражнения на развитие мимики (губы, щёки).
14. Артикуляционные упражнения.
15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.
16. Коррекция звукопроизношения.
Все упражнения делятся на две большие группы:
1) упражнения, развивающие неречевые процессы;
2) речевые упражнения.
Задания подбираются в зависимости от речевого нарушения.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы:
- последовательность,
- доступность,
- системность,
- от простого – к сложному,
- учёт индивидуальных возможностей.
При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Занятия по логоритмике весёлые и увлекательные!
Практическая работа:
- Артикуляционные упражнения;
Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.
Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 - 10 секунд .
Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 - 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:
а) опущен за нижние зубы - «почистим зубы»;
б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».
Первый комплекс
1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
5.Язык широкий.
6.Язык узкий.
7.Чередование положений языка: широкий - узкий.
8.Подём языка за верхние зубы.
9.Чередование движений языка вверх - вниз.
10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.
Основной комплекс
1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.
Упражнения для губ
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».
«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
2.Упражнения на развитие мимики (губы, щёки);
«Сморщить и растянуть лицо»
Ход упражнения:
нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины;
радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины.
«Оскал»
Гимнастика для лица:
губы и зубы сомкнуты. Губы растянуть в стороны, уголки попеременно поднимать вверх, а затем опускать вниз;
обнажить зубы, затем снова сомкнуть губы;
пофыркивание с вибрацией губ;
вытянуть губы в трубочку, а затем растянуть их в улыбке, обнажая зубы.
3.Пальчиковые игры (пальчиковая гимнастика);
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации
движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой,
сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки
вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти
ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга
несколько раз.)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой
слегка раскрытой кистью правой руки –
«катаем
машинку».)
4Упражнения на развитие дыхания (речево«Вьюга»
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.
«На берегу моря»
Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.
го);
5.Счетные упражнения (считалочки);
Раз, два, три, четыре, пять
В прятки мы хотим играть.
«Да» и «нет» не говорить,
Все равно тебе водить.
6.Упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
НЕДОТРОГА
Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.
Описание. Дети стоят, по команде «Недотрога» вытягивают напряженные руки перед собой, как бы не подпуская к себе никого. При этом взрослому нужно сосредоточить внимание детей на состоянии напряжения в мышцах рук. По команде «Отдых» дети опускают руки вниз и расслабляют их, а взрослый обращает внимание детей на приятное ощущение расслабления.
ФОНАРИ
Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.
Описание. По команде взрослого «Вечер» дети-фонари из положения стоя поднимают напряженные руки в стороны (кисти в кулаках) и удерживают их в таком положении несколько секунд до команды «Утро», по которой дети опускают расслабленные руки вниз вдоль туловища.
7Упражнения на развитие фонематического восприятия;
«Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми
глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук.
(Повторы недопустимы.)
8.Упражнения на развитие темпа и ритма.
Упражнение 2
Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.
упа-опа-ипа-апа
па-по-пу-пы
паф-поф-пуф-пыф
хоп-хоп-хоп-хоп
Упражнение 3
Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.
та тату татату
тат ататата та та
Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логоритмике.
Обощающее занятие в форме соревнования, проведённого в конце первой четверти 2 класса....
логоритмика
Логоритмика является одной из составных частей комплексного метода преодоления речевых нарушений. Она включает в себя разделы лечебной физкультуры, логопедии - вот почему занятия ЛОГОРИТМИКИ нео...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОРИТМИКА»
Программа дополнительного образования «ЛОГОРИТМИКА» предназначена для ступени начальногообщего образования и является одной из составляющих социального направления, спосо...
Конспект занятия по логоритмике младшей группы
Конспект занятия по логоритмике младшей группы...
Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме: «Дифференциация букв и – у».
В ходе интегрированного логопедического занятия дети учатся различать кинетически и оптически сходные буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях. тексте путём выработки чёчкой зрительно - мото...
Занятие по логоритмике №1
Внеурочная деятельность по ФГОС:занятие по логоритмике в 1 классе....
Занятие №2 по логоритмике в 1 классе
Внеурочная деятельность по ФГОС: занятие по логоритмике в 1 классе....