ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОРИТМИКА»
рабочая программа по логопедии по теме
Программа дополнительного образования «ЛОГОРИТМИКА» предназначена для ступени начальногообщего образования и является одной из составляющих социального направления, способствующего успешной социализации школьника.
Программа направлена накоррекцию недостатков речи удетей младшего школьного возраста интеграцией форм организации коррекционно-развивающей деятельности, средствами говорения, пения и ритмических движений под музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_logoritmike.docx | 120.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 28
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛОГОРИТМИКА»
учителя-логопеда
Трифоновой Анны Анатольевны
Направление коррекционно-развивающее
Утверждаю
директор _________________ Т.Н.Терновая
приказ по МАОУ лицею от 01.09.2011г. №386
Рассмотрена и
рекомендована к утверждению
методическим объединением
учителей начального общего образования
____________________________________________
протокол №1 от «___»___ 2011г
Таганрог
2011 г.
ПАСПОРТ
программы дополнительного образования
Полное наименование программы | Программа дополнительного образования «ЛОГОРИТМИКА» |
Основания для разработки программы | - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (проект); - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; - Федеральный закон № 83-ФЗ 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р; - Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; - Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, утверждённая Постановлением Законодательного собрания Ростовской области № 2067 от 30.10 2007 года, в новой редакции с изменениями от 3.11.2011 года; - Областная долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы», утверждённая Постановлением Администрации Ростовской области от 27.11.2009 года в редакции постановлений от 13.07.2011 года № 449, от 14.09.2011 года № 621, от 20.10.2011 года № 66. |
Сроки реализации программы | 2011 – 2012 учебный год |
Целевые установки | Программа дополнительного образования «ЛОГОРИТМИКА» предназначена для ступени начального общего образования и является одной из составляющих социального направления, способствующего успешной социализации школьника. Программа направлена на коррекцию недостатков речи у детей младшего школьного возраста интеграцией форм организации коррекционно-развивающей деятельности, средствами говорения, пения и ритмических движений под музыку. |
Основные задачи программы | Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
- развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; - развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности; - воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др. |
Ожидаемые результаты, важнейшие целевые показатели программы | - обеспечение 100% обучающихся, нуждающихся в речевых коррекционно-развивающих занятиях, доступной качественной логопедической помощью; - обеспечение 90% обучающихся, нуждающихся в речевых коррекционно-развивающих занятиях, положительной динамики образовательного результата; - эффективное внедрение индивидуальных технологии дополнительного образования, индивидуальных траекторий развития учащихся. |
Система организации контроля | Плановый систематический контроль выполнения программы осуществляет административная группа лицея. Результаты контроля представляются один раз в год в Управление образования Администрации Таганрога Ростовской области, Управляющему совету лицея, общественности в форме отчётных мероприятий и на сайте школы. |
Юридический адрес лицея | 347902, г.Таганрог Ростовской обл., пер.Трудовые резервы, 1 |
ФИО, телефон директора лицея | Татьяна Николаевна Терновая Тел. 64-00-58 |
Сайт лицея | www.sk.ru |
Основания деятельности | Лицензия на образовательную деятельность муниципальному автономному общеобразовательному учреждению лицею № 28 - регистрационный №1362 от 13.05.2011. Государственная аккредитация: Свидетельство №655 от 28. 07. 2010 Общеобразовательное учреждение лицей. |
Пояснительная записка
За последние годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в развитии. Большое их количество имеют недоразвитие или нарушение речи. Это дети, которые страдают алалией, дизатрией, заиканием, афазией, ринолалией, ОНР.
О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М. Я. Басов, Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. И. Зоткина и другие.
М. Я. Басов указывал, что изучение личности ребенка было бы неполным, если бы оно не распространялось на такую специальную форму двигательной деятельности, которая в известном смысле реализуется музыкой.
Музыка, музыкальное воспитание, музыкально-ритмические движения могут оказать значительную помощь и в работе по коррекции речи. При грамотном подходе к решению коррекционных и общепедагогических задач дети с нарушениями речи преображаются. Под влиянием упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика – система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.
Отечественные ученые В. А. Гиляровский, Ю. А. Фефенская, В. А. Гринер и другие занимались проблемами использования логоритмики в школьных учреждениях, исследовали теоретические, методические и практические аспекты этого вопроса, но практически нигде не встречается система логоритмических занятий.
В программе представлена система занятий, построенная с учетом постепенного развития детей, самоорганизации, активности в речи и поведении.
Даная программа направлена на коррекцию речевых, двигательных, психических функций детей младшего школьного возраста с помощью логопедической ритмики.
Предмет логопедической ритмики
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством эффективного воздействия на обучающихся в комплексе методик.
Понятие логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Занятие логопедической ритмикой обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель занятий логоритмикой - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация обучающегося к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
- В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
- Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
- При реализации образовательных задач дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией.
- Решение воспитательных задач содействует:
- развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
- воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
Программа разработана для детей младшего школьного возраста и рассчитана на один год обучения.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на не осознанном, непроизвольном уровне. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями. Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Все навыки, полученные на логоритмическом занятии, закрепляются на речевом материале. Продолжительность занятий от 30 - 35 минут. Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости. При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:
- вид речевого нарушения;
- возрастные особенности;
- особенности музыкальной деятельности, обусловленные речевым нарушением;
- последовательность и усложнение заданий.
В каждое занятие включаю пальчиковые игры, которые любят дети в любом возрасте. Дети не только быстро запоминают содержание, но и придумывают свои движения по произведениям. С народными пальчиковыми играми ребёнок встречается в раннем возрасте на коленях у мамы или у бабушки. Но, к сожалению, современные мамы редко играют в такие игры со своими детьми.
В процессе пальчиковых игр у детей развивается мелкая моторика, форсируется развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей и тренировка мускульной памяти, подготовка руки к письму.
Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Принципиально важно начинать проводить занятие как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Структура логоритмических занятий
Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:
- нормализация темпа и ритма речи;
- развитие речевой моторики для правильного произношения звуков;
- развитие слухового внимания;
- развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе);
- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе);
- развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания;
- увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов;
- воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться;
- четверостишье, сопровождаемое движениями;
- песня;
- артикуляционная гимнастика;
- мимические упражнения, психогимнастика;
- массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз;
- пальчиковые игры;
- подвижные, коммуникативные, спокойные игры;
- релаксация.
Каждое занятие имеет свой сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
Элементы, имеющие оздоровительную направленность
Особенностью программы, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.
Музыка | Движение | Речь | |
Ритм | Последовательность звуков различной длительности | Танцевальный ритм (рисунок танца) | Чередование ударных и безударных слогов |
Темп | Скорость звучания, чередование метрических долей | Скорость выполнения движения | Скорость речевого потока |
Метр | Чередование сильных и слабых долей в такте | Движение в едином размере (2, 3, 4-х дольном) | Выделение ударного слога |
Динамика | Сила звука | Различный характер движений по степени напряженности | Усиление и ослабление звука |
Мелодия | Последовательность звуков, объединенных смысловым содержанием, основная тема | Пластическое выражение темы и содержания | Мелодика речи, звуковысотность |
Характер | Выразительность, образность | Создание двигательных образов, гармония движений | Эмоциональность, выразительность, образность |
Фраза | Смысловой отрезок | Расчленение движений | Смысловые отрезки речи |
Направления и средства коррекционной работы
Направленность программы - коррекционно-развивающая.
По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов.
Вид обучения – практико-ориентированный с коллективными, групповыми, индивидуальными формами работы.
№ | Направления | Средства коррекционной работы |
|
1 | Развитие внимания, памяти и восприятия | Упражнения на активизацию внимания, на развитие речи, наблюдательности, на объем внимания и его распределения. Игры (подвижные, с предметами и без предметов) |
|
2 | Развитие общей и мелкой моторики | Различные виды ходьбы и бега, упражнение с предметами и без предметов, пением , проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища. |
|
3 | Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств | Упражнения на передачу музыкального образа, характера музыки, выразительности движений, речи. |
|
4 | Активизация интеллектуальной деятельности | Усвоение понятий через выполнение заданий на сравнение, через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи музыкальных образов. |
|
5 | Исполнительская деятельность | Танцы (сюжетные, народные, бальные). Песни (программные и внепрограммные). Игра на музыкальных инструментах. Участие в школьных праздниках, конкурсах, спектаклях. | . |
6 | Коррекция речевых дефектов. Работа над звукопроизношением, связной речью, выразительностью. | Упражнения, песенный материал, подобранный для групп нарушений. Специальные упражнения на дыхание, силу голоса и его выразительность |
|
Примерный тематический план для 1-го класса.
Модуль | № | Тема урока |
1 - 2 модуль | 1 | Добро пожаловать в сказочный мир движений и музыки |
2 | Перестроения «солнце», «лучи», «радуга», «дорожка». Диагностика. | |
3 | Марш. Перестроение, ходьба, бег. Притопы одной ногой. Диагностика. | |
4 | Что можно рассказать движением? | |
5 | Музыка и движения – друзья. Характер музыки и движений. | |
6 | Марш. Ритмы маршей. | |
7 | Марш. Динамика. Ходьба с остановками. | |
8 | Марш. Виды маршей. | |
9 | Обобщение темы «Марш». | |
3 - 4 модуль | 10 | Средства выразительности музыки и движения. Слушаем и сливаемся с музыкой. |
11 | Средства выразительности танца, марша. Ритмография. | |
12 | Средства выразительности. Мелодия. | |
13 | Интонация. Связь слова и движения. Речь музыкальная и разговорная. | |
14 | Связь слова и движения. Песенки-картинки. | |
15 | Связь слова, музыки и движения. | |
16 | Связь содержания песни с характером движения. Может ли петь движение? | |
17 | Хороводы, танцы с пением. | |
5 модуль
| 18 | Танец. Разнообразие танцев (хороводные, парные). |
19 | Красота и выразительность хороводов (без пения). | |
20 | Связь музыки и движения в парных танцах. Партнер. | |
21 | Танец бальный. Вальс (характер музыки, трехдольность). | |
22 | Танец Полька (характер музыки, особенность ритма). | |
23 | Полька. Вальс. Определение и различение на слух. Импровизация. | |
24 | Танцы моего народа (показ видео фрагментов). Рисунок хоровода. Костюмы. | |
25 | Хоровод сказочных героев. Образы игрушек (на основе вальса, польки). | |
26 | Хоровод игрушек (импровизация). | |
27 | Весенний хоровод. Образы весны, цветов, ветра, птиц. | |
28 | Плясовая - душа и характер музыки, движения. | |
6 модуль | 29 | Танцы моего народа. Хоровод с пением. Связь слова, музыки, движения. |
30 | Хоровод с пением. Перестроение по зрительным опорам. | |
31 | Хоровод с пением (обобщение). | |
32 | Танцы весны, дружбы, красоты. | |
33 | Чему научили нас три Феи: музыка, движение, речь (обобщение)? | |
34 | Урок-концерт. До скорой встречи в танцевальном городке. |
Ожидаемые результаты и способы проверки
Целенаправленное коррекционное воздействие, с одной стороны, ведет к исправлению речевых дефектов, с другой – создает базу для освоения программ других предметов общеобразовательных циклов и дает возможность продолжить обучение после школы. В результате практического воплощения программы происходит:
- исправление и смягчение дефектов речи детей;
- улучшение двигательных способностей детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
- усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
- увеличение количества энграмм, появление потребности в красивом выразительном движении и «слиянии с музыкой».
Для отслеживания результатов проводится экспресс – диагностика по разделу «Наличие отсутствие движения» и более полное обследование состояние психомоторики на начало и конец учебного года, что позволяет уточнить картину психомоторного состояния учащихся, выявить отставание двигательных, умственных навыков или улучшение показателей. Подобное обследование позволяет наметить пути индивидуальной коррекции.
Список используемой литератуы:
Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкаль ным сопровождением. СПб., 1999.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.
Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль, 1998.
Загадки и стихи о растениях и сезонах / Сост. Н.Н. Примшиц, Т.В. Васильева, В.С. Цвиль. Архангельск, 1994.
Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000.
Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт. и сост. Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна и др. СПб., 1999.
Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М., 1997.
Кудрявцев В. Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоров ления. М., 2000.
Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск, 1996.
Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.
Лысова В.Я., Яковлева Т.С, Зацепина М.Б., Воробьева О.Н. Спортивные праздники и развлечения. М., 2000.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнение для красивого движения. Ярославль, 2000.
Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль, 1996.
Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 1999.
Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб., 1999.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.