Занятие по логоритмике.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
Обощающее занятие в форме соревнования, проведённого в конце первой четверти 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logoritmicheskogo_zanyatiya.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логоритмического занятия.
Занятие учителя высшей категории, проведённое во 2 классе «а» Vвида
Худияровой Елены Анатольевны.
ЛОГОРИТМИКА- активная терапия, средство воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик.
Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша.
Почему – РИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для школьников форме – ритмических упражнениях и играх.
ОБЪЕКТ НАУКИ - структура речевого дефекта неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
ПРЕДМЕТ: многообразные нарушения сенсорных, психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
ЦЕЛЬ: преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
ЗАДАЧИ логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: движения, двигательные умения, психомоторное развитие, музыкальный ритм, действительные и воображаемые движения. Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей.
КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?
Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:
• Нормализация темпа и ритма речи
• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков
• Развитие слухового внимания
• Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)
• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
• Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)
• Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания
• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов
• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Логопедическая ритмика включает в себя:
* ходьбу в разных направлениях;
* упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
* упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
* речевые упражнения без музыкального сопровождения;
* упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
* ритмические упражнения;
* пение;
* упражнения на развитие мелкой моторики.
Тема занятия: «Встреча друзей».
Цели:
1) Развитие речевого дыхания;
2) Развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики;
3) Совершенствование грамматического строя речи;
4) Воспитание выразительности движений
Ход занятия.
Игра – соревнование
- У нас две команды друзей, которые сегодня нам продемонстрируют то, чему научились на занятиях логоритмики.
Дети садятся за парты, кладут головку на вытянутые перед собой руки. Я включаю музыку «шум дождя».
- Осень. Мы на лесной поляне. Собираемся большой компанией весело провести вечер, но вот что-то некоторые гости запаздывают…
На доске нарисован костёр, вокруг атрибуты осени (листья, орехи, жёлуди, грибы,…)
Дыхательная разминка:
- - Если мы заблудились или кто-то потерялся в пути, что мы будем делать?
- - Будем кричать: А –А-А-У-У-У-УУУУ!!!
Дыхательная гимнастика:
- Я читаю вам стихотворение, а вы произносите звуки, характерные герою…
- Читаю по очереди то одной команде, то другой…
ОВЦА
Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдёт она к избе
И зовёт меня:
«БЕ-БЕ!»
УТКИ
Переваливаясь важно,
В воду прыгнули отважно
И, о чём-то говоря,
В речке плещутся:
«КРЯ-КРЯ!»
ГУСЬ
Шея, словно знак вопроса,
Не найти длиннее носа.
Смотрит в поле на стога
И кричит он:
«ГА-ГА-ГА!»
КУРЫ
Ищут зёрнышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздаётся:
«КО-КО-КО!»
КОТ
Кот усатый, как разбойник,
Прыгнул через подоконник,
Распугал соседних кур
И мурлыкает:
«МУР-МУР!»
КОРОВА
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она ... в хлеву:
«МУ-МУ!»
СВИНЬЯ
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она:
«ХРЮ-ХРЮ!»
КОНЬ
На скаку, играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь как скачет:
«И-ГО-ГО!»
КОЗА
Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней тьме,
Где искать её:
«МЕ-МЕ!»
ПЁС
У меня учёный пёс -
Пёс по имени Барбос.
Если в чём-то я не прав,
Громко лает он:
«ГАВ-ГАВ!»
Картинки животных располагаем вокруг костра. Каждая команда на свою сторону.
Речевые упражнения с музыкальным сопровождением.
Вот мы собрались все вместе. А что делают люди в гостях? (играют, поют,…)
- Песенка друзей.
- Каждая команда поёт по одному куплету.
Ритмическая игра.
№ 1.
А теперь какая группа лучше прохлопает эту песенку…
№ 2.
Но наши гости пришли к нам не с пустыми руками возьмите каждый по одной картинке и узнайте какое слово они вам приготовили. Составьте из этих слов пословицу.
- Друг познаётся в беде.
- Старый друг лучше новых двух.
- Как мы называем такие предложения? (Поговорка).
- Кто «простучит» мне свою поговорку?
- А кто вспомнит еще, какую ни будь ещё поговорку о дружбе?
Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
ИГРА "ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
Основное правило этой игры по развитию речи школьников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.
Например, исходное слово «солнце»...
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...
Например, исходное слово «звезда»...
светит звезда;
ярко светит звезда;
на небе ярко светит звезда;
на небе ярко светит весенняя звезда;
на небе ярко светит и играет весенняя звезда;
на небе ярко светит и играет лучами весенняя звезда;
на небе ярко светит и играет золотыми лучами весенняя звезда;
на голубом небе ярко светит и играет золотыми лучами весенняя звезда;
на голубом небе ярко светит и играет своими золотыми лучами весенняя звезда;
на голубом небе ярко светит и играет своими золотыми лучами ласковая весенняя звезда...
В помощь детям каждый ребёнок своё слово как-то изображает.
Заключительный этап.
«Танец маленьких утят».
Дополнительный материал.
№ 1. Загадки-обманки:
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)
Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)
На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)
Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин)
В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка)
В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк)
Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин)
По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел)
Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь)
Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. Мышей (собаки, конечно)
№ 2.Ритмическая игра имитация движений.
Весёлый музыкант. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филипенко
Дети стоят в рассыпную по залу.
- «Я на скрипочке играю, ти-ли-ли, ти-ли-ли!» - поют и имитируют игру скрипки.
- «Пляшут зайки на лужайке, ти-ли-ли, да ти-ли-ли» - поют и ставят ножку на пятку поочередно.
- «Заиграл на балалайке тренди-брень, тренди-брень!» - дети имитируют игру на балалайке.
- «Пляшут зайки на лужайке целый день, да целый день» - исполняют любые плясовые движения.
- «А теперь на барабане. Бум-бум-бум! Тра-та-там!» - имитируют игру на барабане.
- «В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам» - разбегаются и садятся на стульчики.
№ 3. Физ/минутка
Соревнование выполнения физ.минуток – кто веселее и дружнее.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)
№ 4. Стихотворение с движениями «Гуси»
(музыкальное сопровождение)
Гуси серые летели. Бежит на носках, взмахивая руками.
На лужайке тихо сели, Приседает.
Походили. Ходит на носках.
Поклевали. Наклоняет голову вперед.
Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчик
№ 5. Я читаю вам стихотворение, а вы произносите звуки, характерные герою…
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».
№ 6. Загадки с подсказкой:
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок)
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)
Для ребятишек постарше и загадки подбираем чуть посложнее:
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)
"Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – И покраснела… (божья коровка)
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика)
Злая, как волчица. Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же… (крапива)
В колючках еж и ерш, но сразу разберешь:
Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)
№ 7. Составь словечко.
На доске ветер «раздул» слова, кто составит из слов предложение и прочитает его?
Без беды друга не узнаешь.
Был бы друг, найдется и досуг.
- Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.
Верный друг лучше сотни слуг. - Вражда не делает добра.
Все за одного и один за всех. - Дал слово, держи его.
Держись друга старого, а дома нового - Держись за землю-матушку — она одна не выдаст.
Для друга и семь верст не околица. - Для милого дружка и сережку из ушка.
Доброе слово лечит, а злое убивает. - Добрый друг лучше ста родственников.
Доносчику первый кнут. - Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Друг познается в беде.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Друзей много, а друга нет.
Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.
Как аукнется, так и откликнется.- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Ласковое слово лучше сладкого пирога. - Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
Назвался другом - помогай в беде. - Не в обиду будь сказано.
Не имей 100 рублей а имей 100 друзей! - Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
От теплого слова и лед тает.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Чужому горю не смейся.
- Как мы называем такие предложения? (Поговорка).
- Кто «простучит» мне свою поговорку?
- А кто вспомнит еще, какую ни будь ещё поговорку о дружбе?
№ 8. Ритмическая игра имитация движений.
- Гуси серые летели. Бежит на носках, взмахивая руками.
- На лужайке тихо сели, Приседает.
- Походили. Ходит на носках.
- Поклевали. Наклоняет голову вперед.
- Потом быстро побежали. Бежит и садятся на стульчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по логоритмике младшей группы
Конспект занятия по логоритмике младшей группы...
Занятие по логоритмике №1
Внеурочная деятельность по ФГОС:занятие по логоритмике в 1 классе....
Занятие по логоритмике
План-конспект занятия по логоритмике в 1 классе по теме: "Дифференциация звуков [ з ], [ ж ] Весенняя песенка"...
Путешествие в Африку (занятие по логоритмике)
Работа над развитием речи и постановке звуков, во многом зависит от заинтересованности учеников....
Методическая разработка логопедического занятия по логоритмике во 2 классе на основе чувашской народной сказки «Дети Ветра».
Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного во...
Календарно-тематическое планирование к занятию по «Логоритмике» в 3 классе на 1 четверть
Особенностью предлагаемого планирования, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности муз...
Занятие по логоритмике. «Автоматизация сонорных звуков. Тема: «Весна»".
Закрепить и автоматизировать произнесение звука Р в спонтанной речи....