ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Блохина Елена Владимировна

Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного формирования навыка чтения и письма часто недостаточно. У многих учащихся наблюдаются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторных координаций; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа. 

Эти особенности объясняют неготовность детей к восприятию, дифференциации и воспроизведению графических образов букв. Кроме того, нарушена взаимная трансформация временной последовательности звуковых комплексов в пространственную последовательность графических знаков.

Данная программа разработана коллективом учителей логопедов, работающих с детьми с ЗПР инправлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования оптико-пространственных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1dop.opn_.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ

1 КЛАСС (ПРОГРАММА 7.1)

 1  ДОП.  КЛАСС (ПРОГРАММА 7.2)

1 час в неделю (33 часа в год )

Пояснительная записка:

Известно, что требования к поступающим в 1 класс детям сегодня возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного формирования навыка чтения и письма часто недостаточно. У многих учащихся наблюдаются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторных координаций; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа.

Эти особенности объясняют неготовность детей к восприятию, дифференциации и воспроизведению графических образов букв. Кроме того, нарушена взаимная трансформация временной последовательности звуковых комплексов в пространственную последовательность графических знаков.

Актуальность проблемы формирования оптико-пространственных отношений у первоклассников обусловлено тем, что данный навык является базовым при обучении в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Цель:

Создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования оптико-пространственных отношений.

Задачи:

  1. Развитие зрительного восприятия.
  2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  3. Расширение объёма зрительной памяти.
  4. Развитие пространственного восприятия и представлений.
  5. Развитие зрительно-моторной координации.
  6. Расширение и активизация словаря.
  7. Формирование зрительного образа букв.
  8. Дифференциация зрительного образа букв.
  9. Расширение и уточнение словаря за счет слов, отражающих зрительно-пространственные отношения.

Планируемые результаты освоения программы по предупреждению оптико-прострастранственных нарушений

Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Различать основные цвета и оттенки,  геометрические  формы.
  2. Рисовать  контурное  изображение  предмета.
  3. Ориентироваться  в  схеме  собственного тела.
  4. Понимать  пространственное  расположение  предметов  относительно  себя,  обозначать  словом.
  5. Ориентироваться  на  плоскости.
  6. Выделять  и прослеживать  строчку  в  учебнике  и  тетради.
  7. Усвоить графический  образ  буквы, анализировать пространственное    расположение  элементов букв.
  8. Уметь управлять  произвольными  движениями  общей  и  мелкой  моторики  (по  образцу,  по  памяти ).

Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Сравнивать  основные  геометрические   формы.
  2. Рисовать  контурное  изображение  предмета  по  представлению.
  3. Ориентироваться  в  схеме  напротив сидящего  человека.
  4. Понимать   предлоги,  выражающие пространственные отношения  предметов.

Форма контроля результативности коррекции устной и письменной речи:

  1. Обследование и контроль  состояния устной и письменной речи  учащихся 1-4 классов 2 раза в год (сентябрь, май),

определение  речевого статуса учащихся, формирование групп для нуждающихся в постоянной логопедической помощи и кандидатов на логопедические занятия (сентябрь),

сравнительный мониторинг качественных изменений речи обучающихся, определение перспективы дальнейшего речевого развития каждого учащегося (май)

приложение № 1 речевая карта 1-5, тексты диктантов, списывания по классам

приложение № 1* речевая карта 1-4, тексты диктантов, списывания по классам

            приложение № 2 таблица: сравнительный анализ распространённости специфических ошибок письма (сентябрь-май)

  1. Обследование процесса чтения, анализ его формирования и развития у учащихся 1 классов 1 раз в год (май), у учащихся 1(второй год обучения) – 4 классов 3 раза в год (сентябрь-декабрь-май):

своевременное установление причин  и анализ проблем чтения у конкретного ученика;  поиск и применение индивидуальных методов и приёмов преодоления возникшей проблемы

            приложение № 3: индивидуальная карта по исследованию процесса чтения, сводная ведомость результатов проверки техники чтения по классу

     3.   Итоговое обследование письменной речи обучающихся  1-4 классов (май) – приложение № 4

1 доп. класс: 

Содержание:

Развитие неречевых психических  функций*

  1. Развитие слухоречевого  восприятия,  внимания,  памяти.
  2. Развитие зрительного восприятия, внимания,  памяти.
  3. Развитие мыслительных операций: анализа,  синтеза, сравнения.

* развитие  неречевых  психических  функций -  на  каждом   занятии

Развитие  общей  и  мелкой  моторики

  1. Развитие  произвольных  и  имитационных  движений    общей моторики.
  2. Развитие  произвольных  и  имитационных  движений    мелкой моторики.

Развитие  зрительного  восприятия  и  анализа  формы  

  1. Формирование зрительного восприятия  и  анализ геометрической формы.
  2. Формирование  зрительного  восприятия  и  анализ  контурного изображения  предметов.

Развитие  пространственного  восприятия  и анализа  

  1. Ориентировка  в  схеме  собственного  тела  и  тела напротив  сидящего  человека.
  2. Анализ  пространственного  взаиморасположения  предметов.
  3. Ориентировка  на  плоскости.

Развитие  конструктивной  деятельности

  1. Прямое  и  следовое  копирование  образца.
  2. Конструирование  печатных  букв.

Развитие  графической  деятельности

  1. Прямое и  следовое  копирование  образца.
  2. Проведение  прямых  и  волнистых  линий  в  различных  направлениях.
  3. Обводка  контуров  предметов  по  трафарету, по  точкам.
  4. Дорисовка  правой – левой  стороны  предмета,  недостающего элемента.
  5. Рисование  геометрических  фигур  по  опорным  точкам.

Письмо  букв  и  их  элементов

  1. Анализ  и  конструирование  письменных  букв.  
  2. Дифференциация  письменных  букв.

Календарно-тематическое планирование занятий по предупреждению оптико-пространственных нарушений

 п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I.

Обследование

3

1.

Обследование зрительного восприятия

1

2.

Обследование состояния общей и мелкой моторики.

1

3.

Обследование сформированности пространственно-временных представлений.

1

II.

Развитие общей и мелкой моторики

2

1.

Развитие произвольных и имитационных движений общей моторики.

1

2.

Развитие произвольных и имитационных движений мелкой моторики.

1

III.

Развитие зрительного восприятия и анализа формы

2

1.

Формирование зрительного восприятия и анализ геометрической формы.

1

2.

Формирование зрительного восприятия и анализ контурного изображения предметов.

1

IV.

Развитие пространственного восприятия и анализа

6

1.

Ориентировка в схеме собственного тела.

1

2.

Ориентировка в схеме тела напротив сидящего человека.

1

3.

Анализ пространственного взаиморасположения предметов.

2

4.

Ориентировка на плоскости.

2

V.

Развитие конструктивной деятельности

4

1.

Прямое копирование образца.

1

2.

Следовое копирование образца.

1

3.

Конструирование печатных букв.

2

VI

Развитие графической деятельности

6

1.

Прямое копирование образца.

1

2.

Следовое копирование образца.

1

3.

Проведение прямых и волнистых линий в различных направлениях.

1

4.

Обводка контуров предметов по трафарету, по точкам. Рисование геометрических фигур по опорным точкам.

1

5.

Дорисовка правой - левой стороны предмета.

1

6.

Дорисовка недостающего элемента.

1

VII.

Письмо букв и их элементов

8

1.

Анализ и конструирование письменных букв, сходных оптически.

2

2.

Анализ и конструирование письменных букв, сходных кинетически.

2

3.

Дифференциация письменных букв, сходных оптически.

2

4.

Дифференциация письменных букв, сходных кинетически.

2

VIII.

Обследование

2

1.

Обследование письменной речи.

1

2.

Обследование пространственно-временных представлений.

1

  Итого  часов

33

Учебно-методические средства обучения

Список литературы (основной)

  1. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / «ГНОМ и Д», 2006.
  2. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. // Ярославль, Академия развития, 2006.
  3. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников  с нарушениями чтения и письма. // М., Аркти, 2005.
  4. Коррекция нарушений письменной речи / под. ред. Яковлевой Н.Н.. // СПб, 2007.

Список литературы  (дополнительный)

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном  логопункте. // М., Просвещение, 1991.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. // М., Владос, 2004.
  3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. // СПб, Детство-Пресс, 2004.
  4. Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. // СПб,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие оптико-пространственной и моторной функций у учащихся с нарушениями речи.

В работе раскрываются причины нарушений оптико-пространственных функций и приводятся примеры упражнений и заданий для коррекции этого нарушения....

Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников

Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...

Нарушение оптико-пространственных функций у учащихся начальной школы с дисграфией

Статья содержит краткий обзор современного видения проблемы нарушения оптико-пространственных функций у учащихся начальной школы с нарушением письменной речи. Также она включает сравнительный анализ ...

Развитие оптико - пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах.

Несформированность оптико – пространственной функции у детей существенно затрудняет процесс овладения учебными знаниями. Своевременно проведенная коррекционная работа по формированию оптико &nda...

Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...

Коррекция оптико-пространственных нарушений письменной речи через работу с конструктором «Cuboro».

Нарушение письменной речи у обучающихся с ОВЗ стойкие, специфические, могут сохраняться на протяжении всего обучения. В силу особенностей их развития  стараюсь искать новые формы работы. Таким дл...