ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного формирования навыка чтения и письма часто недостаточно. У многих учащихся наблюдаются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторных координаций; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа.
Эти особенности объясняют неготовность детей к восприятию, дифференциации и воспроизведению графических образов букв. Кроме того, нарушена взаимная трансформация временной последовательности звуковых комплексов в пространственную последовательность графических знаков.
Данная программа разработана коллективом учителей логопедов, работающих с детьми с ЗПР инправлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования оптико-пространственных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1dop.opn_.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ
1 КЛАСС (ПРОГРАММА 7.1)
1 ДОП. КЛАСС (ПРОГРАММА 7.2)
1 час в неделю (33 часа в год )
Пояснительная записка:
Известно, что требования к поступающим в 1 класс детям сегодня возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного формирования навыка чтения и письма часто недостаточно. У многих учащихся наблюдаются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, моторных координаций; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа.
Эти особенности объясняют неготовность детей к восприятию, дифференциации и воспроизведению графических образов букв. Кроме того, нарушена взаимная трансформация временной последовательности звуковых комплексов в пространственную последовательность графических знаков.
Актуальность проблемы формирования оптико-пространственных отношений у первоклассников обусловлено тем, что данный навык является базовым при обучении в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Цель:
Создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования оптико-пространственных отношений.
Задачи:
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Расширение объёма зрительной памяти.
- Развитие пространственного восприятия и представлений.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Расширение и активизация словаря.
- Формирование зрительного образа букв.
- Дифференциация зрительного образа букв.
- Расширение и уточнение словаря за счет слов, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Планируемые результаты освоения программы по предупреждению оптико-прострастранственных нарушений
Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Различать основные цвета и оттенки, геометрические формы.
- Рисовать контурное изображение предмета.
- Ориентироваться в схеме собственного тела.
- Понимать пространственное расположение предметов относительно себя, обозначать словом.
- Ориентироваться на плоскости.
- Выделять и прослеживать строчку в учебнике и тетради.
- Усвоить графический образ буквы, анализировать пространственное расположение элементов букв.
- Уметь управлять произвольными движениями общей и мелкой моторики (по образцу, по памяти ).
Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Сравнивать основные геометрические формы.
- Рисовать контурное изображение предмета по представлению.
- Ориентироваться в схеме напротив сидящего человека.
- Понимать предлоги, выражающие пространственные отношения предметов.
Форма контроля результативности коррекции устной и письменной речи:
- Обследование и контроль состояния устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2 раза в год (сентябрь, май),
определение речевого статуса учащихся, формирование групп для нуждающихся в постоянной логопедической помощи и кандидатов на логопедические занятия (сентябрь),
сравнительный мониторинг качественных изменений речи обучающихся, определение перспективы дальнейшего речевого развития каждого учащегося (май)
приложение № 1 речевая карта 1-5, тексты диктантов, списывания по классам
приложение № 1* речевая карта 1-4, тексты диктантов, списывания по классам
приложение № 2 таблица: сравнительный анализ распространённости специфических ошибок письма (сентябрь-май)
- Обследование процесса чтения, анализ его формирования и развития у учащихся 1 классов 1 раз в год (май), у учащихся 1(второй год обучения) – 4 классов 3 раза в год (сентябрь-декабрь-май):
своевременное установление причин и анализ проблем чтения у конкретного ученика; поиск и применение индивидуальных методов и приёмов преодоления возникшей проблемы
приложение № 3: индивидуальная карта по исследованию процесса чтения, сводная ведомость результатов проверки техники чтения по классу
3. Итоговое обследование письменной речи обучающихся 1-4 классов (май) – приложение № 4
1 доп. класс:
Содержание:
Развитие неречевых психических функций*
- Развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.
- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.
* развитие неречевых психических функций - на каждом занятии
Развитие общей и мелкой моторики
- Развитие произвольных и имитационных движений общей моторики.
- Развитие произвольных и имитационных движений мелкой моторики.
Развитие зрительного восприятия и анализа формы
- Формирование зрительного восприятия и анализ геометрической формы.
- Формирование зрительного восприятия и анализ контурного изображения предметов.
Развитие пространственного восприятия и анализа
- Ориентировка в схеме собственного тела и тела напротив сидящего человека.
- Анализ пространственного взаиморасположения предметов.
- Ориентировка на плоскости.
Развитие конструктивной деятельности
- Прямое и следовое копирование образца.
- Конструирование печатных букв.
Развитие графической деятельности
- Прямое и следовое копирование образца.
- Проведение прямых и волнистых линий в различных направлениях.
- Обводка контуров предметов по трафарету, по точкам.
- Дорисовка правой – левой стороны предмета, недостающего элемента.
- Рисование геометрических фигур по опорным точкам.
Письмо букв и их элементов
- Анализ и конструирование письменных букв.
- Дифференциация письменных букв.
Календарно-тематическое планирование занятий по предупреждению оптико-пространственных нарушений
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I. | Обследование | 3 |
1. | Обследование зрительного восприятия | 1 |
2. | Обследование состояния общей и мелкой моторики. | 1 |
3. | Обследование сформированности пространственно-временных представлений. | 1 |
II. | Развитие общей и мелкой моторики | 2 |
1. | Развитие произвольных и имитационных движений общей моторики. | 1 |
2. | Развитие произвольных и имитационных движений мелкой моторики. | 1 |
III. | Развитие зрительного восприятия и анализа формы | 2 |
1. | Формирование зрительного восприятия и анализ геометрической формы. | 1 |
2. | Формирование зрительного восприятия и анализ контурного изображения предметов. | 1 |
IV. | Развитие пространственного восприятия и анализа | 6 |
1. | Ориентировка в схеме собственного тела. | 1 |
2. | Ориентировка в схеме тела напротив сидящего человека. | 1 |
3. | Анализ пространственного взаиморасположения предметов. | 2 |
4. | Ориентировка на плоскости. | 2 |
V. | Развитие конструктивной деятельности | 4 |
1. | Прямое копирование образца. | 1 |
2. | Следовое копирование образца. | 1 |
3. | Конструирование печатных букв. | 2 |
VI | Развитие графической деятельности | 6 |
1. | Прямое копирование образца. | 1 |
2. | Следовое копирование образца. | 1 |
3. | Проведение прямых и волнистых линий в различных направлениях. | 1 |
4. | Обводка контуров предметов по трафарету, по точкам. Рисование геометрических фигур по опорным точкам. | 1 |
5. | Дорисовка правой - левой стороны предмета. | 1 |
6. | Дорисовка недостающего элемента. | 1 |
VII. | Письмо букв и их элементов | 8 |
1. | Анализ и конструирование письменных букв, сходных оптически. | 2 |
2. | Анализ и конструирование письменных букв, сходных кинетически. | 2 |
3. | Дифференциация письменных букв, сходных оптически. | 2 |
4. | Дифференциация письменных букв, сходных кинетически. | 2 |
VIII. | Обследование | 2 |
1. | Обследование письменной речи. | 1 |
2. | Обследование пространственно-временных представлений. | 1 |
Итого часов | 33 |
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / «ГНОМ и Д», 2006.
- Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. // Ярославль, Академия развития, 2006.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. // М., Аркти, 2005.
- Коррекция нарушений письменной речи / под. ред. Яковлевой Н.Н.. // СПб, 2007.
Список литературы (дополнительный)
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. // М., Просвещение, 1991.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. // М., Владос, 2004.
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. // СПб, Детство-Пресс, 2004.
- Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. // СПб,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие оптико-пространственной и моторной функций у учащихся с нарушениями речи.
В работе раскрываются причины нарушений оптико-пространственных функций и приводятся примеры упражнений и заданий для коррекции этого нарушения....
Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников
Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...
Развитие оптико-пространственных представлений
Памятка для родителей...
Нарушение оптико-пространственных функций у учащихся начальной школы с дисграфией
Статья содержит краткий обзор современного видения проблемы нарушения оптико-пространственных функций у учащихся начальной школы с нарушением письменной речи. Также она включает сравнительный анализ ...
Развитие оптико - пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах.
Несформированность оптико – пространственной функции у детей существенно затрудняет процесс овладения учебными знаниями. Своевременно проведенная коррекционная работа по формированию оптико &nda...
Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...
Коррекция оптико-пространственных нарушений письменной речи через работу с конструктором «Cuboro».
Нарушение письменной речи у обучающихся с ОВЗ стойкие, специфические, могут сохраняться на протяжении всего обучения. В силу особенностей их развития стараюсь искать новые формы работы. Таким дл...