Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Юлия Валерьяновна Шамаева

Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировк е в пространстве. В презентации рассматриваются типичные ошибки пространственного различения у младших школьников, основные причины трудностей пространственного различения, а также основные направления коррекционной работы по развитию оптико-пространственного гнозиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог ГКОУ СКОШИ №73 Шамаева Юлия Валерьяновн а

Слайд 2

Пространственные представления 2 Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Несформированность пространственных представлений у детей младшего школьного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Слайд 3

А ктуальным представляется развитие у детей адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача становится одной из важнейших в школьном обучении. При этом одним из основных направлений решения этой задачи должно быть формирование у детей ориентировки на микроплоскости , поскольку суть и содержание многих школьных навыков и видов деятельности, с которыми ребенок соприкоснется с самого начала обучения в школе (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.) требует владения навыками ориентировки на микроплоскости.

Слайд 4

Особое значение овладение пространственными представлениями и навыками ориентировки в пространстве имеет для младших школьников с ОВЗ. Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья крайне осложнено. Дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности.

Слайд 5

Наиболее типичными ошибками пространственного различения у младших школьников с ОВЗ являются: : • в чтении - суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное различение сходных по форме букв и др.; • в письме - неумение соотнести букву и линии в тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа в тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону; • в математике - ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетради; • в рисовании - неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке и др.

Слайд 6

Основные причины трудностей пространственного различения у детей младшего школьного возраста с ОВЗ: 1. Н езавершенность процесса формирования типов совместной работы обоих полушарий головного мозга; 2. О билие вновь вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими действиями учеников и специальной тренировкой анализаторов на различение пространственных признаков и отношений между объектами.

Слайд 7

Основные направления коррекционной работы по развитию оптико-пространственного гнозиса 7 Первое направление : развитие умения ориентировки в схеме собственного тела, а также умения указывать местоположение предметов в пространстве относительно себя. Второе направление: определение временных представлений и пространственных отношений предметов между собой, а также преобразование в расположении предметов относительно друг друга, выполнение рисунка по словесной инструкции или образцу. Третье направление: игровые упражнения и задания на развитие координации в системе «глаз-рука» и коррекцию её недостатков.

Слайд 8

Развитие умения ориентировки в схеме собственного тела, уметь указывать местоположение предметов в пространстве относительно себя. ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

Слайд 9

Задание 1. «Раскрась рыбок» Материал: картинка с изображением рыбок, плывущих налево и направо, зеленый и синий карандаш (рис. 1). Ход выполнения задания: Шаг 1: Попросите ребенка показать его правую руку. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему. Шаг 2: Положите перед ребенком картинку с изображением рыбок. Попросите показать всех рыбок, плывущих направо. Попросите взять зеленый карандаш и раскрасить их.

Слайд 10

Шаг 3: Попросите ребенка показать его левую руку. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему. Шаг 4: Положите перед ребенком картинку с изображением рыбок. Попросите показать всех рыбок, плывущих направо. Попросите взять синий карандаш и раскрасить их. Похвалите ребенка.

Слайд 11

Рис. 1 Инструкция: раскрась рыбок, плывущих направо зеленым карандашом, а рыбок, плывущим налево – синим.

Слайд 12

Задание 2. «Раскрась у собачки» Материал: картинка с изображением собаки (рис. 2), игрушечная собака Ход выполнения задания: Шаг 1: Попросите ребенка показать свою правую/левую руку (ногу, глаз). Шаг 2: Положите перед ребенком игрушечную собаку, рассмотрите ее вместе с ребенком. Предложите ребенку назвать части тела собаки, передние и задние лапы. Попросите ребенка показать левую переднюю лапу, правую заднюю лапу, левое ухо, правый глаз. Шаг 3: Положите перед ребенком картинку с изображением собаки. Попросите раскрасить собаку по инструкции.

Слайд 13

Рис. 2 Инструкция: Раскрась жёлтым карандашом — левое ухо; серым — правый глаз; зелёным — левую переднюю лапу; чёрным — правую заднюю лапу.

Слайд 14

Задание 3. «Кто куда идёт (летит)?» Материал: картинка, с изображением животных, птиц и насекомых, которые идут (летят) направо (рис. 3) и налево, цветные карандаши (красный и желтый). Ход выполнения задания: Шаг 1: Рассмотрите вместе с ребенком картинку. Попросите назвать всех животных (птиц, насекомых), изображенных на картинке. Шаг 2: Попросите ребенка показать его правую руку. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему. Попросите ребенка показать левую руку. Попросите выполнить задание, согласно инструкции.

Слайд 15

Рис. 3 Инструкция: «Раскрась желтым карандашом всех, кто идет или летит направо, а красным карандашом тех, кто идет или летит налево».

Слайд 16

Определение временных представлений и пространственных отношений предметов между собой, а также преобразование в расположении предметов относительно друг друга, выполнение рисунка по словесной инструкции или образцу. ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

Слайд 17

Задание 4. «Кто куда спрятался?» Материал: резиновые игрушки (медведь, кот, обезьяна, попугай), книга, сюжетная картинка (рис. №4). Ход выполнения задания: Шаг 1: Покажите ребенку игрушки, попросите их назвать. Попросите ребенка закрыть глаза и в это время спрячьте одну из игрушек за книгу. Попросите ребенка открыть глаза. Спросите ребенка, кто спрятался и куда. Если ребенок затрудняется ответить – помогите ему. Проделайте то же самое с остальными игрушками. Шаг 2: Рассмотрите с ребенком рис. №4. Попросите выполнить задание по инструкции.

Слайд 18

Рис. 4 Инструкция: назови всех животных и птиц, которых ты видишь на картинке. Скажи, кто и куда спрятался?

Слайд 19

Задание 5. «Что где?» Материал: 3 резиновые игрушки (например, кот, мишка, заяц), рис. №5 Ход выполнения задания: Шаг 1: Положите перед ребенком игрушки, назовите их. Попросите спрятать одну из них (мишку) под стол, другую (кота) положить на стол, положить над котом зайца, назвать кто наверху, кто внизу. Поменять местами, кто теперь наверху, а кто внизу. Положить кота между мишкой и зайцем.

Слайд 20

Шаг 2: Положите перед ребенком рисунок № 5. Попросите выполнить задание по инструкции, по желанию в ходе выполнения задания можно раскрасить нужные предметы цветными карандашами.

Слайд 21

Рис. 5 Инструкция: ответь на вопросы: найди яблоко, что над ним , под ним, слева от него; где машина, что над ней, под ней, справа от нее; что между яблоком и машинкой; что в левом верхнем углу, что внизу, что под корабликом?

Слайд 22

Задание 6. «Найди сокровища» Материал: рис. №6, красный карандаш . Ход выполнения задания: Шаг 1: Покажите ребенку рис. №6, попросите взять карандаш и отметить начало пути красной точкой. Попросите ребенка найти конец пути и отметить красной точкой. Попросите выполнить задание согласно инструкции.

Слайд 23

Шаг 2: Инструкция: найди сокровища, а я продиктую тебе путь. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Как проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда проводить следующую. Каждую следующую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Найди начало пути, поставь карандаш на точку. Начали! Нарисуй линию одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вниз, одну клеточку влево, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вверх.

Слайд 24

Рис. 6

Слайд 25

Задание 7. «Найди одинаковых обезьянок» Материал: картинка с изображением обезьянок (рис. 7) Ход выполнения задания: Шаг 1: ребенку предлагается рассмотреть картинку, назвать, кто изображен на картинке. Шаг 2. Попросите найти двух одинаковых обезьянок, назвать, в какую сторону они идут.

Слайд 26

Рис. 7 Инструкция: «Найди одинаковых обезьянок. В какую сторону они идут?

Слайд 27

Задание 8. «Найди одинаковую заплатку» Материал: рисунок, с изображением ковра и нескольких вариантов «заплаток» (рис. № 8) Ход выполнения задания: Шаг 1 : Рассмотрите картинку. Попросите ребенка рассмотреть узор на 1 ковре, второй ковер закройте экраном. Обсудите узор на 1 ковре. Попросите найти такой же узор среди заплаток. Если ребенок затрудняется сделать выбор, закройте верхний ряд «заплаток» экраном. Попросите взять карандаш и провести линию от ковра к заплатке. Шаг 2: Аналогично выполните задание со 2 ковром.

Слайд 28

Рис. 8 Инструкция: Помоги подобрать заплатку к коврам. Проведи дорожку .

Слайд 29

Игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз-рука» и коррекцию её недостатков. ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

Слайд 30

Задание 9. «Сделай, как я!» Материал: комплект счётных палочек. Ход выполнения задания: Шаг 1: Выложите за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на 1-2 секунды покажитет её ребенку. Инструкция: «Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить фигуру». Затем снова закрывает. Шаг 2: ребенок по памяти должен выложить из своих палочек точно такую же фигуру. Шаг 3: Если задание вызывает затруднение, можно показать фигуру повторно или оставить образец.

Слайд 32

Задание 10. «Копировщики узоров» Материал : картинки с изображением узоров (рис. № 10) Ход выполнения задания: Шаг 1 : Ребенку предлагается рассмотреть один из предложенных узоров (остальные необходимо закрыть экраном). Взрослый в пустом окошке рисует часть узора, и просит ребенка дорисовать необходимые детали. Шаг 2: Попросите срисовать полностью как можно точнее понравившийся ребенку узор.

Слайд 33

Рис. 10 Инструкция: скопируй (срисуй) узор.

Слайд 34

Список литературы: Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения.–М.: АСТ:Астрель, 2008 – 175с. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 2009. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., 1978. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход». СПб., 2008. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Конспект психологического занятия "Чудесный сад" для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Данное занятия направлено на снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами, актуализацию творческого потенциала....

Пусть каждый день приносит счастье! (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

Развитие коммуникативных склоностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности....

Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных    и    квазипространственных представлений непосредственно   влияет   на...