Развитие оптико - пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах.
статья по логопедии на тему

Николаева Елена Владимировна

Несформированность оптико – пространственной функции у детей существенно затрудняет процесс овладения учебными знаниями. Своевременно проведенная коррекционная работа по формированию оптико – пространственных представлений служит пропедевтикой школьной неуспеваемости. В нашей работе описываются основные принципы, методы и этапы развития оптико - пространственных представлений у учащихся c ОВЗ в начальных классов школы 7 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optiko_prostranstvennye_predstavleniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развитие оптико – пространственных представлений у учащихся начальных классов с ОВЗ школы 7 вида.

Анализ литературы и многолетний опыт работы показал, что развитие оптико – пространственных представлений у учащихся школы 7 вида имеет ряд особенностей.

         Недоразвитие аналитико – синтетической деятельности обуславливает снижение эффективности восприятия, что неизбежно приводит к бедности и недостаточной дифференцированности оптико – пространственных представлений.

Несформированность оптико – пространственной функции у детей существенно затрудняет процесс овладения учебными знаниями. Своевременно проведенная коррекционная работа по формированию оптико – пространственных представлений служит пропедевтикой школьной неуспеваемости.

         Для развития и коррекции оптико - пространственных представлений требуется особая организация коррекционных занятий на основе реализации ряда принципов: системности, принципа развития, рассмотрения психических явлений во взаимосвязи, деятельностный подход, онтогенетический, этиопатогенетический, принцип учета структуры дефекта, принцип обходного пути.

Для успешной коррекционной работы используется совокупность методов и приемов на занятиях по развитию оптико – пространственной функции у учащихся школы 7 вида.

         Из словесных методов используется, главным образом, метод обьяснения.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими. Из практических методов используется метод упражнения. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

 Графические упражнения ( составление и работа со схемами) наглядно иллюстрируют пространственные взаимоотношения предметов.

 Формирование оптико – пространственных представлений у учащихся школы 7 вида проводится по следующим этапам:

  1. развитие представлений о признаках предмета (форма, величина)
  2. развитие представлений о направлениях  пространства
  3. развитие отношений о пространственных отношениях предметов.

Задачей 1 этапа является анализ и обобщение формы предметов. Каждая форма делится на составляющие ее элементы, в ней вычленяются главные признаки, отличающие ее от всех других форм. Нахождение признаков различия и общности достигается при помощи сравнения изучаемых форм.

         В работе по развитию представлений о признаках предметов большое значение придается формированию знаний о протяженности, то есть о величине. С понятием протяженности дети сталкиваются при изучении различных учебных предметов. Элементы соизмерения протяженности имеют место при определении величины букв при письме, при ориентировке в пределах клетки, строчки, но особенно часто при рисовании и конструировании.

         Вторым этапом является формирование представлений о направлениях пространства, куда входит умение ориентироваться в сторонности, на плоскости листа, на местности.

Формирование умения ориентироваться в направлениях пространства осуществляется в несколько этапов. Сначала дети могут определять сторонность у себя и у собеседника а конкретной ситуации, сопровождая процесс ориентировки развернутым речевым проговариванием. На следующем этапе ясно выражена зрительная оценка, дети долго смотрят на свои руки, переводят взор на руки педагога и отвечают после такой предварительной ориентировки. Далее процесс происходит свернуто. Дети быстро дают правильный ответ.

Большое внимание уделяется развитию умения ориентироваться в сторонах предмета, находящегося перед ребенком. Сюда входит умение определять ориентиры на листе бумаги, в тетради, на доске; определять верх – низ, право – лево и т. д.

Для улучшения ориентировки на листе бумаги детьми выполняются разнообразные графические задания, которые укладываются в 4 этапа: обведение по контуру, по опорным точкам, по образцу, по словесной инструкции.

Третьим этапом в коррекционной работе является развитие представлений о пространственных отношениях предметов между собой. Овладение умением определять пространственные отношения между предметами связано с пониманием сложных логико – грамматических конструкций с предлогами и наречиями. Очень важно научить детей понимать значение предлогов и наречий, употреблять их в речи; понимать пространственные отношения предметов между собой, выраженные падежными формами слов.

         Коррекционная работа осуществляется в процессе игры и различных видов деятельности : рисования, лепки, конструирования, гимнастики, в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями.

         При изучении формы предметов, используются следующие виды работы: конструирование из палочек, рисование в воздухе, изображение на листе бумаги, вырезание, лепка из пластилина. Кроме того, детям предлагается выделить аналогичные формы в окружающих предметах, что способствует развитию умения сравнивать, анализировать, абстрагироваться от данной конкретной формы. Для закрепления знаний о форме следует учить детей преобразовывать фигуры (реконструкция), выполнять задание на дорисовывание незавершенных контуров и фигур.

         Для развития представлений детей о форме предмета можно предложить следующие дидактические игры:

  1. «Спрятались от дождика»

Оборудование: изображения зонтиков с рисунком кружков, треугольников, квадратов; набор вырезанных из картона геометрических фигур.

Задание: Поместить квадраты, треугольники и кружки под соответствующие зонтики.

  1. «Расколдуй фигуры»

Оборудование: карточки с штриховым изображением квадрата, треугольника, круга, овала.

Задание: Обвести карандашом, назвать известные фигуры. Показать незнакомую фигуру, овал; соотнести на что она похожа.

  1. «Хоровод друзей»

Оборудование: набор различных геометрических фигур.

Задание: Собрать одинаковые фигуры в хоровод. Добавляется новая фигура – прямоугольник. Когда ребенок соберет все знакомые ему фигуры, нужно сообщить название незнакомой и предложить найти предмет такой же формы.

  1. «Жмурки»

Оборудование: набор геометрических фигур.

Задание: С закрытыми глазами узнать фигуры на ощупь и назвать их.

  1. «Где мой вагончик?»

Оборудование: изображение поезда с пятью вагонами, в каждом вагоне окна и двери определенной формы ( круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, ромбовидные; геометрические фигуры.

Задание: На остановке стояли фигуры. Когда подошел поезд, все фигуры быстро разбежались к своим вагончикам и встали в очередь. Как они узнали свой вагон? Размести фигуры по своим местам.

         При формировании представлений о величине используются различные виды конструирования: по образцу, по условиям, свободное конструирование. В процессе конструктивной деятельности (складывание фигур из счетных палочек, из геометрической мозаики, строительного материала) дети учатся сравнивать предметы по величине, анализировать форму, сличать свою работу с образцом, зрительно соизмерять части предметов и т.д. В результате работы у детей устанавливается зависимость между целым и составляющими его частями.

Игры для формирования представлений о величине:

  1. «Большой - маленький»

Оборудование: набор цветных квадратов разной величины.

Инструкция: Построй башню из разноцветных квадратов.

Построй башню из одинаковых по цвету квадратов.

Построй большую и маленькую башни.

Построй 2 одинаковые башни.

Построй длинную лесенку с маленькими ступеньками.

Построй короткую лесенку с высокими ступеньками.

Построй домики для маленьких птичек и больших слонов.

  1. «Длинный - короткий»

 Оборудование: разноцветная прямоугольники.

Задание: Сложи длинный синий поезд. Сложи короткий зеленый поезд.

  1. «Широкий - узкий»

Оборудование: широкая и узкая коробочки, полоски, ленточки, флажки.

Задание: Положи узкую коробочку в широкую. Широкую в узкую. Почему не получается? В широкую положи узкие предметы. В узкую – широкие. Почему не получается? Предметы разной ширины в соответствующие коробочки.

  1. «Толстый – тонкий»

Оборудование: книги разной толщины.

Задание: Положи по порядку самую толстую, толстую, потоньше, тонкую и самую тонкую книги.

  1. «Высокий - низкий»

Оборудование: набор изображений деревьев разной высоты (дуб, клен, береза, ель сосна).

Задание: Расположи деревья по высоте. Назови самое высокое, самое низкое дерево.

         Для формирования представлений о направлениях пространства  можно предложить следующие задания:

  1. «Далеко - близко»

Оборудование: сюжетная картинка.

Задание: Расскажи, что на картинке далеко, а что близко? Что находится здесь, на этом берегу, а что там, за рекой?  Что находится близко друг к другу, а что далеко?

  1. «Вверху - внизу»

 Педагог называет разные предметы, которые находятся вверху и внизу, чередуя их. Ребенку предлагается при назывании предмета поднимать соответствующую табличку с указателем направления.

  1. «Вперед -назад»

По команде «вперед» ребенок идет в соответствующем направлении. Педагог просит назвать, что у ребенка впереди, а что сзади. Затем ребенок разворачивается и определяет, что теперь впереди, а что сзади.

  1. «Право - лево»

 Показать правую руку, затем левую. Показать правой рукой правый, затем левый глаз, ухо, ногу и т.д. Затем то же самое левой рукой.

Далее педагог просит ребенка окунуть правую ладонь во влажную краску и «отпечатать» на листе, затем проделать то же самое левой рукой. Показать отпечаток левой и правой руки.

         На картинке определить сторонность у людей, стоящих лицом или спиной к ребенку.

         Для преодоления затруднений в ориентировке на плоскости листа используются следующие виды работы: обозначение левого верхнего угла листа одним условным значком, нижнего другим, середины листа третьим; деление листа на определенное количество частей и работа по словесной инструкции в каждой из этих частей.

 При формировании представлений о пространственных отношениях предметов между собой предлагаются различные виды работы, развивающие понимание пространственных значений предлогов. Эти представления формируются в процессе активных действий с предметами в игре, при словесном описании рассматриваемых картинок, в процессе активных действий с предметами и их изображениями, складывания орнаментов из мозаики по словесной инструкции.

 Развитие и уточнение пространственных представлений, их выражение посредством предлогов реализуется в специальных заданиях:

  1. Выполнить различные действия по указанию педагога:

Положи книги на стол. Где лежат книги?

Положи книги в стол. Где они сейчас? И т.д.

  1. Построиться по указанию педагога:

 Коля за Леной, Рита перед Колей, Маша между Колей и Сашей.

  1. «Правда или шутка?»

 Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у речки.

  1. Прослушать загадку:

Дом открыт со всех сторон.

В доме тысячи  колонн.

Над колоннами – шатры,

Под колоннами – ковры.

Тут живут и на коврах,

 И в колоннах и в шатрах. (лес)

Задание: Пересказать текст своими словами, используя предлоги. Назвать жителей разных «этажей» леса.

При систематическом проведении работы по развитию оптико – пространственных представлений у учащихся начальных классов школы 7 вида наблюдается положительная динамика в общем психическом развитии детей, обогащению речи, улучшение усвояемости школьных знаний, увеличение скорости работы на занятии, лучшей концентрации внимания и развитию эмоционально – волевой сферы и личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие оптико-пространственной и моторной функций у учащихся с нарушениями речи.

В работе раскрываются причины нарушений оптико-пространственных функций и приводятся примеры упражнений и заданий для коррекции этого нарушения....

Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...

"Особенности логопедической работы по развитию оптико – пространственных навыков у детей с ТНР"

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных  для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальней...

Профилактика и коррекция недостатков оптико-пространственных представлений

Ориентировка в окружающем пространствеЦель:-  определение правого и левого направлений в пространстве;- определение пространственных взаимоотношений объектов, упражнения в воспроиз- ведении после...

Рекомендации по развитию оптико-пространственных функций

Оптико-пространственное восприятие, оптико-моторные координации – значимые и взаимосвязанные компоненты функционального развития ребёнка. Пространственная ориентировка включает два вида ориентир...