Коррекция оптико-пространственных нарушений письменной речи через работу с конструктором «Cuboro».
методическая разработка по логопедии
Нарушение письменной речи у обучающихся с ОВЗ стойкие, специфические, могут сохраняться на протяжении всего обучения. В силу особенностей их развития стараюсь искать новые формы работы. Таким для меня стал конструктор «Cuboro».
«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов. В кубиках прорезаны отверстия – прямые, либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм.
Система «CUBORO» используется в образовательных учреждениях в качестве пропедевтики инженерного образования, я же для себя в нем нашла хороший способ развивать оптико-пространственные представления у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция оптико-пространственных нарушений письменной речи через работу с конструктором «Cuboro».
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
Одной из причин нарушений письменной речи могут быть расстройства связанные с несформированностью праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятие пространства и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.
Нарушение формирования оптико-пространственных функций влечет за собой:
-Трудности в усвоении звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза на этапе обучения грамоте,
-При оптической дисграфии
а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешения графически сходных букв.
-При дизорфографии у детей наблюдаются трудности в определении предыдущей, последующей буквы, в определении частей слова (приставка стоит перед корнем, суффикс после корня) и т.д…….
Нарушение письменной речи у обучающихся с ОВЗ стойкие, специфические, могут сохраняться на протяжении всего обучения. В силу особенностей их развития стараюсь искать новые формы работы. Таким для меня стал конструктор «Cuboro».
«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов. В кубиках прорезаны отверстия – прямые, либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм.
Система «CUBORO» используется в образовательных учреждениях в качестве пропедевтики инженерного образования, я же для себя в нем нашла хороший способ развивать оптико-пространственные представления у детей.
Цель работы: Развитие оптико-пространственных представлений, через работу с конструктором «Cuboro», как средство профилактики и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся с ОВЗ.
Работа направлена на решение следующих задач:
- формировать целостное восприятие предметов;
- формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением;
- закрепить умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности;
- закрепить знания детей, полученные на завершающем этапе, используя в речи предложно-падежные конструкции и развивая связную речь.
Для диагностики я использую стимульный материал представленный в альбомах Абрамовой А.Ю. «Нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей с 3 до 18 лет», Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева «Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста», в пособиях И.В. Прищеповой «Диагностика недостатков письма у младших школьников», и Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога».
Свою работу я представила блоками:
- Знакомство с конструктором
- Телесные игры
- Лабиринты
- Игры с буквами
Каждый блок построен с учетом уровней формирования оптико-пространственных представлений и реализует направления работы, реализация блоков идет параллельно друг с другом, идет усложнение заданий.
Согласно исследованиям Семенович А. В., в структуре пространственных представлений выделяют основные уровни:
1) пространственные представления о собственном теле;
2) пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу);
3) уровень вербализации пространственных представлений;
4) лингвистические представления (пространство языка)
Направления работы:
Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса:
Ориентировка в схеме собственного тела.
Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса на листе бумаги
Развитие умения конструировать и реконструировать фигуры, дополнение фигуры недостающими элементами
Развитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза:
Развитие умения узнавать изображения предметов (по контурным линиям)
Развитие умения узнавать изображения предметов по пунктирным линиям.
Развитие умения узнавать предмет в «зашумленном» изображении.
Развитие речезрительных функций:
Развитие умения конструировать буквы.
Развитие буквенного гнозиса.
Развитие умения реконструировать буквы.
Развитие зрительной, речеслуховой и речедвигательной памяти:
Развитие умения воспроизводить ряд фигур.
Развитие умения воспроизводить ряд букв.
Развитие умения запоминать и воспроизводить слова.
Развитие умения запоминать и воспроизводить предложения.
Развитие оперативной кратковременной памяти.
БЛОКИ РАБОТЫ:
- Знакомство с конструктором. -Рассматривание деталей. На одно занятие берется 1-3 кубика. Всего 12 элементов. Знакомимся с номерами кубиков, элементами- желобками, туннелями, колодцем. Рассматриваем, находим сходства и отличия. При работе со схемами, располагаем их сначала вертикально (разбираем верх-низ на листе бумаги), затем горизонтально.
-Посчитай и отметь фигуры,
-Игры с «Сенсорным ящиком»,
-«Лото» Рассмотри фигуру и соотнеси со схематичным изображением,
-Строим простые дорожки, прокатываем шарик,
-Строим схемы из моделей и ремонтируем «сломанные»,
-Работа с «зашумленными фигурами»,
-Найди пару
-Расположи кубики зеркально
-Покажи, где на фигуре находится данный элемент,
-«Перешифровка». Соедини два (или несколько) элементов и покажи кубик,
-«Перешифровка». Покажи элементы от кубика.
-«Домики». Дана схема дома в несколько этажей, по несколько окон, например 4x6, с пустыми окнами. Располагаем схему или кубики в произвольном порядке. Задания – найди и назови номер кубика: который располагается между № 3 и 7, находится справа от № 2 и тд.
-Движение шарика по дорожке. Плавное и резкое, от чего зависит. Определение экспериментальным путем.
-Построение фигуры с фото с различного ракурса.
-Построение фигуры с двумя дорожками. Симметричными и разной длины, от чего зависит.
-Построение фигуры два старта, один выход.
- Телесные игры – важный этап в развитии оптико-пространственных функций, происходит переработка зрительной информации, пространственных представлений.
Игра «Робот». Развивает ориентировку в собственном теле, в пространстве, ориентировку на листе бумаги, формирует пространственные отношения с предметами.
Вариант 1. Ребенок – «Робот» становится на исходную позицию «На старт». Ведущий (на первых порах это взрослый, потом эту роль берет на себя другой ученик). Дается инструкция: например, 1 шаг вперед, шаг влево, два назад. Робот выполняет задание. На начальном этапе пошагово, затем по многоступенчатой инструкции. Как усложнение, можно закрыть глаза.
Вариант 2. Ребенок – «Робот» выполняет инструкцию. Затем моделирует путь из конструктора.
Вариант 3. Ребенку «Роботу» дан путь (его может выполнить другой участник). «Робот» выполняет и воспроизводит путь в схеме и из конструктора.
Вариант 4. Один игрок «Робот», другой «Ловец». Обоим игрокам дана схема (путь из кубиков). На полу из малярного скотча (можно мелом) изображена сетка квадратов, например 4x4. Соревновательный элемент: быстрее «Робот» найдет выход или «Ловец» его уже там будет ждать?
Вариант 5. На полу из малярного скотча (можно мелом) изображена сетка квадратов, например 4 X 4. Обозначен вход и выход. В одном из квадратов находится приз. Надо дойти до него и найти выход. «Робот» проходит задание и озвучивает свои шаги, помощник выстраивает схему или путь из кубиков.
Вариант 6. «Роботу» дан путь (схема или выложенный из кубиков) с недостающими деталями. Надо восстановить повреждения и пройти путь.
Вариант 7. «Робот» и «Оператор» находятся напротив друг друга. Ведущий диктует маршрут. «Робот» выполняет действия, «оператор» моделирует путь. Далее участники сверяют точность выполнения.
Вариант 8. 2 «Робота» заходят с разных входов, операторы их ведут чтобы встретились (не встретились, а вышли в один выход)
- «Лабиринты»
Вариант 1. Дан простой лабиринт. Надо найти дорожку и выложить из кубиков по образцу.
Вариант 2. Дан простой лабиринт. Надо найти дорожку и выложить из кубиков по памяти.
Вариант 3. Проложить дорожку по памяти (дома - от стола до холодильника, в классе – от парты до двери)
Вариант 4. Выполнили дорожку, убрали одну или несколько деталей, другой ребенок восстанавливает
Вариант 5. На камешках (крышках, карточках) написаны номера кубиков. Ведущий в произвольном порядке раскладывает детали. Задание – выложить дорожку.
Вариант 6. Наоборот, дана дорожка – выложить цепочку кубиков.
Вариант 7. Строим двухэтажную дорожку.
- Игры с буквами
Вариант 1. Строим букву по схеме. Прокатываем шарик. Если инерции шарика не хватает, можно подуть на него, чтобы придать импульс.
Вариант 2. «Волшебник» Строим букву, превращаем ее в схожую, например Л в М, У в Ч и тд. Рассматриваем оптически схожие буквы.
Вариант 3. Что надо сделать, чтобы получить другую букву. Идет усложнение из-за вербализации.
Вариант 4. 1 ребенок строит букву, убирает деталь, другой «ремонтирует».
Вариант 5. «Фотограф» Один ребенок делает схему буквы, другой её «фотографирует», те. запоминает и выкладывает по памяти.
Вариант 6. «Фотограф»-2 один ребенок выкладывает букву из кубиков, другой «фотографирует» и воспроизводит в схеме.
Вариант 7. Один ребенок выкладывает схему буквы, читает её другому, а он строит из кубиков и наоборот.
Диаграмма 1. Сформированность оптико-пространственных представлений у обучающихся с ОВЗ и ИН (легкой умственной отсталостью) 2020-2021 уч.г.
На начало работы обследовано 18 уч. : 2, 3, 4, 5 класс
С хорошим уровнем сформированности оптико-пространственных представлений - 0 уч.
С нарушениями легкой степени выраженности - 2 уч,
С нарушениями средней степени выраженности -13 уч,
С нарушениями тяжелой степени выраженности -3 уч.
На конец работы обследовано 18 уч. : 2, 3, 4, 5 класс
С хорошим уровнем сформированности оптико-пространственных представлений - 1 уч.
С нарушениями легкой степени выраженности - 3 уч,
С нарушениями средней степени выраженности -12 уч,
С нарушениями тяжелой степени выраженности -2 уч.
Таким образом, можно сделать вывод, что профилактика нарушений письменной речи у детей с оптико-пространственными нарушениями возможна с помощью развития мелкой моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций. И конструктор Куборо является хорошим пособием при формировании оптико-пространственных функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Электронный ресурс]. – https://www.koob.ru/ananyev_b_g/space_perception
2. Башаева, Т.Н. Развитие восприятия у детей [Электронный ресурс]. – https://www.labirint.ru/books/674/
3. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/2/0161/2_0161-151.shtml
4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Восприятие [Электронный ресурс]. – http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-6- lekcii_po_psihologii.pdf
5. Иванченко, О.В. Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков у дошкольников [Электронный ресурс]. – https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8084/
6. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-1.shtml
7. Кравченко, О.Н. Развитие оптико-пространственных представлений как профилактика оптической дисграфии у детей с тяжелым нарушением речи [Электронный ресурс]. – http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75- correctional/7749-2015-05-06-03-52-05.html
8. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М., 2004.
9. Липакова, В.И. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего 48 школьного возраста / В.И. Липакова, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина. – М., 2000.
10. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс]. – https://www.litmir.me/br/?b=225405&p=1
11. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/1/0317/1_0317-1.shtml
12. Семаго, Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н.Я. Семаго //М., 2000. – №1.
13. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте [Электронный ресурс]. – https://www.koob.ru/semenovich/
14. Хасанова, И.Р. Совершенствование оптико-пространственных представлений у детей с ОНР [Электронный ресурс]. – http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/61 9745/
15. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по коррекции ошибок согласования прилагательных с существительными у младших школьников с нарушениями письменной речи.
В работе приведены основные направления и виды работ на логопедических занятиях по коррекции нарушений согласования прилагательных и существительных у учащихся начальной школы....
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Обогащение устной и письменной речи через работу над изложением».
Урок русского языка включает в себя все требования к современному преподаванию, в соответствии с требованиями ФГОС. Материал состоит из конспекта урока и презентации для учащихся.В д...
Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы
Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538 Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...
Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и ...
Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."
Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...