Коррекция оптико-пространственных нарушений письменной речи через работу с конструктором «Cuboro».
методическая разработка по логопедии

Хорошилова Елена Борисовна

Нарушение письменной речи у обучающихся с ОВЗ стойкие, специфические, могут сохраняться на протяжении всего обучения. В силу особенностей их развития  стараюсь искать новые формы работы. Таким для меня стал конструктор «Cuboro».

«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов. В кубиках прорезаны отверстия – прямые, либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. 

Система «CUBORO» используется в образовательных учреждениях в качестве пропедевтики инженерного образования, я же для себя в нем нашла хороший способ развивать оптико-пространственные представления у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция оптико-пространственных нарушений письменной речи через работу с конструктором  «Cuboro».

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

Одной из причин нарушений письменной речи могут быть расстройства связанные с несформированностью  праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятие пространства и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.

 

Нарушение формирования оптико-пространственных функций влечет за собой:

-Трудности в усвоении звуко-буквенного, слогового  анализа и синтеза на этапе обучения грамоте,

-При оптической дисграфии

а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв.

-При дизорфографии  у детей наблюдаются трудности в определении предыдущей, последующей буквы, в определении частей слова (приставка стоит перед корнем, суффикс после корня) и т.д…….

Нарушение письменной речи у обучающихся с ОВЗ стойкие, специфические, могут сохраняться на протяжении всего обучения. В силу особенностей их развития  стараюсь искать новые формы работы. Таким для меня стал конструктор «Cuboro».

«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов. В кубиках прорезаны отверстия – прямые, либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. 

Система «CUBORO» используется в образовательных учреждениях в качестве пропедевтики инженерного образования, я же для себя в нем нашла хороший способ развивать оптико-пространственные представления у детей.

Цель работы: Развитие оптико-пространственных представлений, через работу с конструктором «Cuboro», как средство профилактики и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся с ОВЗ.

Работа направлена на решение следующих задач:

  • формировать целостное восприятие предметов;
  • формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением;
  • закрепить умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности;
  • закрепить знания детей, полученные на завершающем этапе, используя в речи предложно-падежные конструкции и развивая связную речь.

Для диагностики я использую стимульный материал представленный  в   альбомах  Абрамовой А.Ю. «Нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей с 3 до 18 лет», Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева «Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста», в пособиях  И.В. Прищеповой  «Диагностика недостатков письма у младших школьников»,  и Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога».

Свою работу я представила блоками:

  1. Знакомство с конструктором
  2. Телесные игры
  3. Лабиринты
  4. Игры с буквами

Каждый блок построен с учетом уровней формирования оптико-пространственных представлений и реализует направления работы, реализация блоков идет параллельно друг с другом, идет усложнение заданий.

Согласно исследованиям  Семенович А. В., в структуре пространственных представлений выделяют основные уровни:

1) пространственные представления о собственном теле;

2) пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу);

3) уровень вербализации пространственных представлений;

4) лингвистические представления (пространство языка)

Направления работы:

Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса:

Ориентировка в схеме собственного тела.

Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса на листе бумаги

Развитие умения конструировать и реконструировать фигуры,  дополнение фигуры недостающими элементами

Развитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза:

Развитие умения узнавать изображения предметов (по контурным линиям)

Развитие умения узнавать изображения предметов по пунктирным линиям.

Развитие умения узнавать предмет в «зашумленном» изображении.

Развитие речезрительных функций:

Развитие умения конструировать буквы.

Развитие буквенного гнозиса.

Развитие умения реконструировать буквы.

Развитие зрительной, речеслуховой и речедвигательной памяти:

Развитие умения воспроизводить ряд фигур.

Развитие умения воспроизводить ряд букв.

Развитие умения запоминать и воспроизводить слова.

Развитие умения запоминать и воспроизводить предложения.

Развитие оперативной кратковременной памяти.

БЛОКИ РАБОТЫ:

  1. Знакомство с конструктором. -Рассматривание деталей. На одно занятие берется 1-3 кубика. Всего 12 элементов. Знакомимся с номерами кубиков, элементами- желобками, туннелями, колодцем. Рассматриваем, находим сходства и отличия. При работе со схемами, располагаем их сначала вертикально (разбираем верх-низ на листе бумаги), затем горизонтально.

-Посчитай и отметь фигуры,

-Игры с «Сенсорным ящиком»,

-«Лото» Рассмотри фигуру и соотнеси со схематичным изображением,

-Строим простые дорожки, прокатываем шарик,

-Строим схемы из моделей и ремонтируем «сломанные»,

-Работа с «зашумленными фигурами»,

-Найди пару

-Расположи кубики зеркально

-Покажи, где на фигуре находится данный элемент,

-«Перешифровка». Соедини два (или несколько) элементов и покажи кубик,

-«Перешифровка». Покажи элементы от кубика.

-«Домики».  Дана схема дома в несколько этажей, по несколько окон, например 4x6, с пустыми окнами. Располагаем схему или кубики в произвольном порядке. Задания – найди и назови номер кубика: который располагается между № 3 и 7, находится справа от № 2 и тд.  

-Движение шарика по дорожке. Плавное и резкое, от чего зависит. Определение экспериментальным путем.

-Построение фигуры с фото с различного ракурса.

-Построение фигуры с двумя дорожками. Симметричными и разной длины, от чего зависит.

-Построение фигуры два старта, один выход.

  1. Телесные игры – важный  этап в развитии оптико-пространственных функций, происходит переработка зрительной информации, пространственных представлений.

Игра «Робот». Развивает ориентировку в собственном теле, в пространстве, ориентировку на листе бумаги, формирует пространственные отношения с предметами.

Вариант 1. Ребенок – «Робот» становится на исходную позицию «На старт». Ведущий (на первых порах это взрослый, потом эту роль берет на себя другой ученик). Дается инструкция: например, 1 шаг вперед, шаг влево, два назад. Робот выполняет задание. На начальном этапе пошагово, затем  по многоступенчатой инструкции. Как усложнение, можно закрыть глаза.

Вариант 2. Ребенок – «Робот» выполняет инструкцию. Затем моделирует путь из конструктора.

Вариант 3. Ребенку «Роботу» дан путь (его может выполнить другой участник). «Робот» выполняет и воспроизводит путь в схеме и из конструктора.

Вариант 4. Один игрок «Робот», другой «Ловец». Обоим игрокам дана схема (путь из кубиков). На полу из малярного скотча (можно мелом) изображена сетка квадратов, например 4x4. Соревновательный элемент:  быстрее «Робот» найдет выход или «Ловец» его уже там будет ждать?

Вариант 5. На полу из малярного скотча (можно мелом) изображена сетка квадратов, например 4 X 4. Обозначен вход и выход. В одном из квадратов находится приз. Надо дойти до него и найти выход. «Робот» проходит задание и озвучивает свои шаги, помощник выстраивает схему или путь из кубиков.

Вариант 6. «Роботу» дан путь (схема или выложенный из кубиков) с недостающими деталями. Надо восстановить повреждения  и пройти путь.

Вариант 7. «Робот» и «Оператор» находятся напротив друг друга. Ведущий диктует маршрут. «Робот» выполняет действия, «оператор» моделирует путь. Далее участники сверяют точность выполнения.

Вариант 8. 2 «Робота» заходят с разных входов, операторы их ведут чтобы встретились (не встретились, а вышли в один выход)

  1. «Лабиринты»

Вариант 1. Дан простой лабиринт. Надо найти дорожку и выложить из кубиков по образцу.

Вариант 2. Дан простой лабиринт. Надо найти дорожку и выложить из кубиков по памяти.

Вариант 3. Проложить дорожку по памяти (дома - от стола до холодильника, в классе – от парты до двери)

Вариант 4. Выполнили дорожку, убрали одну или несколько деталей, другой ребенок восстанавливает

Вариант 5. На камешках (крышках, карточках) написаны номера кубиков. Ведущий в произвольном порядке раскладывает детали. Задание – выложить  дорожку.

Вариант 6. Наоборот, дана дорожка – выложить цепочку кубиков.

Вариант 7. Строим двухэтажную дорожку.

  1. Игры с буквами

Вариант 1. Строим букву по схеме. Прокатываем шарик. Если инерции шарика не хватает, можно подуть на него, чтобы придать импульс.

Вариант 2. «Волшебник» Строим букву, превращаем ее в схожую, например Л в М, У в Ч и тд. Рассматриваем оптически схожие буквы.

Вариант 3. Что надо сделать, чтобы получить другую букву. Идет усложнение из-за вербализации.

Вариант 4. 1 ребенок строит букву, убирает деталь, другой «ремонтирует».

Вариант 5. «Фотограф» Один ребенок делает схему буквы, другой её «фотографирует», те. запоминает и выкладывает по памяти.

Вариант 6. «Фотограф»-2 один ребенок выкладывает букву из кубиков, другой «фотографирует» и воспроизводит в схеме.

Вариант 7. Один ребенок выкладывает схему буквы, читает её другому, а он строит из кубиков и наоборот.

 

Диаграмма 1. Сформированность оптико-пространственных представлений у обучающихся с ОВЗ и ИН (легкой умственной отсталостью) 2020-2021 уч.г.

На начало работы обследовано 18 уч. : 2, 3, 4, 5 класс

С хорошим уровнем сформированности оптико-пространственных представлений - 0 уч.

С нарушениями легкой степени выраженности  - 2 уч,

С нарушениями средней степени выраженности  -13 уч,

С нарушениями тяжелой степени выраженности  -3 уч.

На конец работы обследовано 18 уч. : 2, 3, 4, 5 класс

С хорошим уровнем сформированности оптико-пространственных представлений - 1 уч.

С нарушениями легкой степени выраженности  - 3 уч,

С нарушениями средней степени выраженности  -12 уч,

С нарушениями тяжелой степени выраженности  -2 уч.

Таким образом, можно сделать вывод, что профилактика нарушений письменной речи  у детей с оптико-пространственными нарушениями возможна с помощью развития мелкой моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций. И конструктор Куборо является хорошим пособием при формировании оптико-пространственных функций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Электронный ресурс]. – https://www.koob.ru/ananyev_b_g/space_perception 

2. Башаева, Т.Н. Развитие восприятия у детей [Электронный ресурс]. – https://www.labirint.ru/books/674/ 

3. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/2/0161/2_0161-151.shtml 

4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Восприятие [Электронный ресурс]. – http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-6- lekcii_po_psihologii.pdf

5. Иванченко, О.В. Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков у дошкольников [Электронный ресурс]. – https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8084/ 

6. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-1.shtml 

7. Кравченко, О.Н. Развитие оптико-пространственных представлений как профилактика оптической дисграфии у детей с тяжелым нарушением речи [Электронный ресурс]. – http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75- correctional/7749-2015-05-06-03-52-05.html

8. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М., 2004.

9. Липакова, В.И. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего 48 школьного возраста / В.И. Липакова, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина. – М., 2000.

10. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс]. – https://www.litmir.me/br/?b=225405&p=1 

11. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/1/0317/1_0317-1.shtml 

12. Семаго, Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н.Я. Семаго //М., 2000. – №1.

13. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте [Электронный ресурс]. – https://www.koob.ru/semenovich/ 

14. Хасанова, И.Р. Совершенствование оптико-пространственных представлений у детей с ОНР [Электронный ресурс]. – http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/61 9745/ 

15. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции ошибок согласования прилагательных с существительными у младших школьников с нарушениями письменной речи.

В работе приведены основные направления и виды работ на логопедических занятиях по коррекции нарушений согласования прилагательных и существительных у учащихся начальной школы....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Обогащение устной и письменной речи через работу над изложением».

Урок русского языка включает в себя все требования к современному преподаванию, в соответствии с требованиями ФГОС. Материал состоит из конспекта урока  и презентации  для учащихся.В  д...

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...

Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и ...

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...