Урок по произношению на тему:"Автоматизация твёрдого и мягкого звуков [C] в словах и предложениях (1 класс)
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Урок по произношению на тему:"Автоматизация твёрдого и мягкого звуков [C] в словах и предложениях" для обучающихся 1 класса специальных коррекционных школ для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. материал может использоваться логопедами, педагогами, работающиими в коррекционных классах. Урок соответствует ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_proiznosheniya_v_1_klasse.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 26».
Урок по произношению
в 1 «А» классе на тему:
«Автоматизация твёрдого и мягкого звука [c] в словах и предложениях».
Учитель-логопед
начальных классов
Ландырева Л.А.
п. Новотерский
2018 – 2019 уч. год
Тема урока: «Автоматизация звуков [с, с,] в словах и предложениях».
Цели:
- Обогащение пассивного словаря и введение новых слов в активную речь.
- Развитие фонематического слуха, артикуляции, мелкой и общей моторики.
- Автоматизация звуков с и сь в словах и предложениях.
Оборудование:
- Электронная доска, проектор, компьютер.
- Зеркала.
- Массажные мячики для логопедических занятий.
- Предметные картинки.
- Карточки - тренажёры с заданиями.
- Кассы букв.
- Схемы для звукобуквенного разбора.
Ход занятия.
- Организационный момент. Речевая разминка.(Слайд № 2)
Дети, стоя возле своих мест, говорят хором:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Целеполагание.
- Ребята, что значит слово «внятно»?
- Верно. Это значит чётко, ясно, понятно, выговаривая правильно каждый звук. Сегодня на занятии мы закрепим произношение твёрдого и мягкого звуков [c] и [с,] в слогах, в словах и в предложениях.(Слайд № 3 и № 4).
- Мы знаем один секрет: чтобы чётко говорить, нужно …( с пальцами дружить).
- Пальчиковая гимнастика. (Слайд № 5)
Пальцы – дружная семья, (ритмично сжимать и разжимать пальцы)
Друг без друга им нельзя. (хаотично шевелить пальцами)
Этот палец - самый Большой, (Высунуть из кулаков большой палец)
Он самый весёлый (сгибать и разгибать большие пальцы)
И самый смешной. (вращать большие пальцы по кругу)
Этот пальчик – Указательный, (высунуть из кулаков только указательные пальцы)
Он серьёзный и внимательный .(Сгибать и разгибать их)
-Ну- ну – ну! (погрозить им вправо)
- Ай-ай-ай! (погрозить влево)
-Т-с-с! (приложить к губам)
Этот палец – Средний, (высунуть из кулаков только средние пальцы)
Он не первый и не последний. (сгибать и разгибать их)
Он умеет делать крючки. (согнуть пальцы)
Да какие прочные, крепкие, (сцепить средние пальцы в замок)
Супер-пупер крючки! ( вращая кисти, сцеплять пальцы в замок в разных плоскостях)
Этот палец – Безымянный, ( высунуть из кулаков только безымянные пальцы)
Он не любит каши манной. (сгибать и разгибать его)
- Кушай, кушай!
- Ням- ням –ням! (ритмично касаться подушечки безымянного пальца указательным пальцем противоположной руки)
Самый маленький – Мизинчик, (высунуть из кулаков мизинцы)
Любит бегать в магазинчик (сгибать и разгибать мизинцы)
Дружно пальчики живут (Соединить все пальцы подушечками, это домик)
И секрет свой берегут (сцепить пальцы в замок, это шкатулочка)
«Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить!» (раздвинуть большие пальцы в стороны и говорить секрет в образовавшуюся щель)
- Давайте повторим секрет: «Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить»
- Артикуляционная гимнастика. (Слайд № 6 и №7)
Сказка про Язычок. Комплекс «Генеральная уборка»
- Спит Язычок в своем домике-ротике. (вдох- выдох носом)
- Будим его. (стучим в щёки указательными пальцами)
- Язычок выглядывает в окошки (тыкать языком в щёки изнутри)
- Открыл дверь, чтобы свежий воздух наполнил его комнату (открыть рот)
- Почистил зубы: сначала верхние, потом нижние ( водить языком по верхним зубам, рот открыт, затем аналогично по нижним)
- Прополоскал ротик. (поочерёдно надувать щёки). Сплюнул. (Выпустить воздух сквозь сложенные трубочкой губы). Полюбовался собой в зеркало
( Растянуть губы в улыбку)
- Вышел на порог. (Высунуть язык вперед) Посмотрел по сторонам (Двигать языком вправо, влево, рот открыт)
- И решил, что ему надо сделать генеральную уборку. Он взял тряпку и стал мыть потолок. ( Рот открыт, водить кончиком языка по нёбу)
- Потом стал мыть окна (Рот открыт, водить языком по внутренней стороне щёк)
- Полы. ( Водить языком перед нижними зубами)
- Коридор ( двигать языком из стороны в сторону между нижней губой и внешней стороной нижних зубов.)
- Двери ( Поочередно облизывать верхнюю и нижнюю губу)
- Устал. Сел на крыльцо, стал отдыхать. (Распластать язык на нижней губе)
- Отдохнул язычок, решил покататься на качелях. (Высунуть язык, двигать им вверх-вниз)
- Накатался, замёрз. Побежал домой греться, прибежал, а двери закрыты. Позвонил в колокольчик. (Рот приоткрыт. Двигать языком из стороны в сторону, издавая звуки)
- Распахнулись двери, зашёл Язычок домой (надуть щёки) и заперся (сдуть щёки, нажав на них указательными пальцами) и сидит, греется.
- Дыхательная гимнастика (Упражнения З.Савковой на 3 вида дыхания. (Слайд № 8)
1 вид обслуживает спокойную, плавную речь.
Свистит ветер – ССССССС…
Шумят деревья – ШШШШШ…
Летит пчела – ЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗ…
2 вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос – СССС! СССС! СССС!
Метёт метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗ! ЗЗЗЗ! ЗЗЗЗ!
3 вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится – Ф!Ф!Ф!Ф!
Пилит пила – С!С!С!С!
Поезд едет – Ч!Ч!Ч!Ч!
- Чистоговорки. Упражнения с массажными мячиками. (Слайд № 9)
- С твёрдым звуком [C]
Са-са-са – под кустом сидит лиса.
Со-со-со – у Алёши колесо.
Су-су-су – грибы выросли в лесу.
Сы-сы-сы – на стене висят часы.
Ус-ус-ус- мы несём домой арбуз.
Ас-ас-ас – пили мы из кружки квас.
- С мягким звуком [C,]
Си-си-си – едет Сима на такси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Сю-сю-сю – Соня кашу съела всю.
Се- се- се – на скамейку сели все.
Ась-ась-ась – вот и кошечка нашлась.
Ось- ось – ось – шёл зимой по лесу лось.
- Автоматизация звуков [С] и [С,] в словах.
- Отражённое повторение слов со звуками [C][C,] (Слайд № 10, №11)
- Гимнастика для глаз.(Слайд № 12)
Комплекс «Солнышко».
- Определение места звука [C] в словах. Работа с карточками-тренажерами.
Задание: определить место звуков [C] и [C,]в названиях картинок: в начале, середине или в конце? Соединить картинку со схемой.
Закрепление: произношение слов из карточки учителем, если звук мягкий, дети показывают зелёный квадратик, если твёрдый – синий.
- Работа по карточкам.
Задание: произнести названия картинок. Зачеркнуть лишнюю картинку в каждом ряду. Объяснить, почему она не подходит.
- Звукобуквенный анализ слов. Работа с кассами букв и схемами. (слайд № 13, № 14)
Загадки:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её - …(лиса).
Звукобуквенный анализ слова «лиса». Составление слова из букв кассы и составление схемы.
Длинная шея,
Красные лапки.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
- Как будет во множественном числе? (Гуси).
Звукобуквенный анализ слова «гуси».
- Физкультминутка.
Песенка «Два весёлых гуся».
Жили у бабуси два весёлых гуся. (руки на поясе, повороты с полу приседом)
Один – серый, другой – белый ( руку в сторону, потом другую в сторону и обратно на пояс)
Два весёлых гуся. (обе руки в стороны)
Мыли гуси лапки
В луже у канавки (приседают и делают полоскательные движения кистями)
Один – серый, другой – белый
Спрятались в канавке. (закрывают голову руками)
Вот кричит бабуся:
- Ой, пропали гуси!
Один – серый, другой – белый.
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси (дети встают),
Кланялись бабусе (кланяются)
Один – серый, другой – белый, (показывают руками поочерёдно вправо, влево)
Кланялись бабусе.
- Автоматизация звуков [C] и [C,] в предложениях.
- Произношение предложений отражённо.
Света сварила суп.
В среду ярко светило солнце.
Из снега намело высокий сугроб.
У серого гуся восемь гусят.
Кот Барсик сидит на синем диване.
У Сени и Васи в сетях караси.
- Раскрасить на карточках - тренажёрах картинки, соответствующие предложениям.
- Итог урока. (Слайд № 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс
Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....
Конспект урока Русского языка на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных".
Конспект русского языка для 3 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных"....
Конспект урока русского языка по теме "Различение твёрдых и мягких согласных звуков.Звуковая схема слова.Предложение."
Конспект урока по русскому языку в 1 классе....
Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс
Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые результаты Предметные:·...
Конспект урока русского языка по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение." 1 класс, ПНШ.
Цели деятельности учителя: Закрепление навыков различения твёрдых и мягких согласных звуков:[р]-[р,],[л]-[л,],[б]-[б,],формирование умения соотносить звучащее слово с его звуковой схемой.Планируемые р...
Конспект урока русского языка по теме " Учимся проверять безударные гласные звуки в корне слова"
Данный конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО...
Конспект открытого индивидуального занятия во 2 классе Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.
Конспект открытого индивидуального занятия во 2 классе. Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях....