Автоматизация звука" Л" в словах предложениях, тексте.
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Патрушева Ольга Юрьевна, учитель-логопед ГБОУ школа №355 Московского района г.Санкт-Петербурга.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И ТЕКСТЕ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Логопедическая тема: Автоматизация звука «Л» в слогах ,словах, предложениях и тексте.
Лексическая тема: Птицы
Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях и тексте.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука «Л» изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.
- уточнять правильную артикуляцию звука «Л»,
- совершенствовать грамматический строй речи,
- обогащать словарный запас по теме птицы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и артикуляционную моторику,
- развивать речевое дыхание,
- развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ
- развивать зрительное восприятие,
- развивать внимание, память, пространственно-временные представления,
- развивать координацию речи с движением,
- развивать чувство ритма и переключаемость движений в соответствии с музыкальной фразой.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать чувство прекрасного,
- формировать положительную мотивацию на уроке,
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Здоровьесберегающие задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное раскрепощение каждого ребенка,
- с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям),
- формировать правильную осанку.
Технологии
Здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения, стимулирования здоровья: динамические паузы под музыкальное сопровождение, физкультминутки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика,
- коррекционные технологии: логопедическая ритмика, музыкотерапия.
Информационно-коммуникативные технологии.
Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений.
Методы и приёмы:
- словесные,
- практические,
- демонстрационные;
- игровая ситуация;
- музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: повторение логоритмических упражнений.
Оборудование: методические пособия для поддувания, карточки с буквами, карточки с графическими заданиями, Т.С.О (мультимедийная система).
Возраст учащихся: 7-8лет (1 класс)
План ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
2.Сообщение темы занятия
3.Уточнение артикуляционного уклада звука «Л»
Узкий кончик языка Вверх, в зубы упирается,
А губки улыбаются.
По бокам от языка
Воздух пробирается. Л – получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный.
4. Характеристика звука «Л»
Дайте характеристику звуку [Л]. (Согласный, твёрдый, звонкий). - Выберите символ звука [Л]. (Мальчик в синий курточке с колокольчиком). - На что похож этот звук? Послушайте! (Гудит пароход)
5. Артикуляционные упражнения под музыкальное сопровождение (" Колыбельная медведицы "Е. Крылатов)
«Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Маляр», « Парус».
6.Упражнения на выработку центральной воздушной струи
Дыхательное упражнение под музыку ( И. Штраус «Вальс")
7. Коррекция изолированного звука на игровом материале (упражнение под музыку " Пароход" Е. Жилин)
8. Развитие фонематического восприятия
- Послушайте и выделите хлопками слова со звуком [ Л ]
голова, терелка, палка ,дерево, дорога, акула , плыл, крот, улыбался и др.
9.Развитие навыков фонематического анализа:
- Посмотрите на картинки.
-Назовите, каких птиц вы видите. (иволга, щегол, соловей, дятел, ласточка, орел, галка)
-Назовите картинки со звуком [ Л ] в начале слова
- Назовите картинки со звуком [ Л ] в конце слова.
- Назовите картинки со звуком [ Л ] в середине слова.
10. Автоматизация звука «Л»в слогах
ла-ла-ла-ласточка
ло-ло-ло-соловей
лу-лу-лу-голубь
11.Физкультминутка под музыку «Ласточка »Е. Железнова.
12. Обогащение словарного запаса по теме " Птицы". Автоматизация звука «Л» в словах
А)Отгадайте загадки про птиц
Он весной поет красиво:
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей:
Что за птичка? (Соловей)
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)
Б) На экране картинки с птицами, содержащие звук «Л»
( голубь, ласточка, щегол, дятел, соловей, галка, перепел)
Назовите только перелетных птиц
Назовите, где какая птица расположилась
В) Образуйте слова по образцу: Петь – соловей пел; ласточка пела;
Клевать- и т.д
13. Закрепление звука «Л» в стихотворении с движением "Дятел".
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил,
В небо клювом угодил
14.Автоматизация звука «Л» в тексте. Чтение и анализ рассказа Л.Толстого « Хотела галка пить».
Текст.
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше
и можно было пить.
15. Развитие навыка ориентировки в пространстве. «Обведи и назови птицу».( иволга)
16.Итог урока. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи.Конструирование собственного текста на основе анализа предложенных текстов
Конспект урока развития речи. 2 класс. Программа 21 века. С.В. ИвановНа уроке присутствовал С.В. Иванов и высоко его оценил. ...
Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах
Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....
Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами
Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Тема: Как отличить простое предложение от сложного.– Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схе...
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.ПРЕДЛОЖЕНИЯС ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ...
Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).
Тема: Автоматизация звука Р.Цели: - закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;Задачи:- развивать операции фонематического восприятия;- развивать память н...