«Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях логопедической коррекции»
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных компетентностей у детей с умственной отсталостью на логопедических занятиях.
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Дети с умственной отсталостью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с умственной отсталостью появляется значительно позже и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов: от фонематического до семантического уровней.
Несовершенство коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации.
Социальная действительность требует от детей с отклонениями в развитии умения читать, писать, излагать собственные мысли в устном и письменном виде, соблюдать речевую культуру.
Одна из главных задач, стоящих перед логопедами дома-интерната, является повышение эффективности обучения и воспитания обучающихся на основе формирования у них коммуникативной компетентности. И ведущая роль, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи.
К нам на логопедические занятия поступают дети c системным недоразвитием речи, осложнённым дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием. Главная цель, которая стоит перед учителем-логопедом – определение структуры и степени выраженности дефекта развития речи и максимальная коррекция отклонений в речевом развитии детей.
Основными формами коррекционно-развивающей работы являются групповые и индивидуальные занятия. В зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции ребёнок посещает занятия логопедии 1 - 2 раза в неделю.
На занятиях умственно отсталые дети учатся понимать обращённую к ним речь, выполнять несложные задания («Встань», «Подойди»). В данном случае слово взрослого становится регулятором поведения ребёнка, организует его деятельность. В дальнейшем, создавая условия, побуждающие умственно отсталого ребенка к высказыванию, логопед формирует его речевую деятельность. С умственно отсталыми детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной интонацией. Ребёнка зачастую надо учить всему, даже улыбаться. Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает педагог.
К методическим приёмам формирования у умственно отсталых детей коммуникативной компетентности относится хоровая речь с движениями, которая благоприятно воздействует на моторику ребёнка. Это многочисленные короткие стихотворения, сопровождаемые движениями рук, туловища, ног. Эти упражнения обычно проводятся во время физминуток, речевой и пальчиковой зарядки. Проговаривание стихов, чистоговорок одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.
Богатый материал для развития речи дают сказки. Даётся задание пересказать сказку, инсценировать наиболее лёгкие, доступные сказки. Такая работа будет способствовать формированию диалогической речи обучающихся. Например, сказка «Репка». Можно дать задания: назвать героев сказки, кто первый, кто второй и т.д. тянул репку, кто был последним, в центре. Даны рисунки героев: расположите их по порядку. Речевое общение способствует повышению уровня их общего развития.
Основными принципами организации занятия является наглядность и предметность преподавания, т.е. организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект по возможности был воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Широко используются такие средства наглядности как индивидуальные пособия, дидактический материал, магнитная доска, мнемодорожки. Применение презентаций в программе Microsoft Power-Point помогают оживить учебный процесс за счёт новизны, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Помимо указанных видов наглядности, использую на своих занятиях много других. Например, логопедическая игра «Игры для тигры». Все они служат для развития речи и более эффективного запоминания материала.
Необходимо систематизировать, упорядочить чувственный опыт умственно отсталых детей, приобретённый в процессе наблюдения. Важно показать им последовательность описания объекта и основной словарь, необходимый для этого. В процессе беседы и упражнений осуществляется контроль над речевыми высказываниям ребят, здесь же уместно включать упражнения на подбор синонимов, антонимов.
Часто дети произносят разрозненные предложения, не могут создать целостный рассказ. Одним из приёмов, побуждающих детей с интеллектуальной недостаточностью к высказыванию, постановке вопроса, участию в диалоге, развитию коммуникативной функции речи являются графические схемы. Не умея читать дети , зрительно глядя на схему, дают подробное описание предмета, используя в своей речи прилагательные, то есть у обучающихся формируются первичные навыки связного рассказа без наводящих вопросов.
В своей речи умственно отсталые дети не умеют употреблять предлоги, глаголы и другие части речи. Так, при прохождении темы занятия «Посуда», использую схему. Дети составляют примерно такие предложения: зелёная кастрюля стоит в шкафу. Синяя кастрюля стоит на столе. Жёлтая кастрюля стоит за чайником. Вызывая ребенка, показываю указкой цвет, предмет, даю возможность выбора действий (упала, лежит), предлога и картинки. Все эти графические схемы помогают детям с умственной отсталостью строить и моделировать фразу, что способствует развитию связной устной речи. Обучающиеся приобретают навык составления развёрнутой фразы, опираясь на наглядно воспринимаемые графические схемы.
Для устранения однообразия в работе по составлению текста, использую различные виды планов, модифицируя их. Картинный план помогает учащимся точно передать содержание рассказа, употребляя необходимые глаголы. По картинному плану можно составлять и сказки и рассказы о временах года.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Список литературы:
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.
- Зарина Г.Д. Развитие связной устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: Из опыта работы учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната. – Биробиджан: ОблИУУ, 2006
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Худенко Е.Д., Остапина Е. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. – М., «Школа», 1992.
- Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить. – М., НПФ «Унисерв», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребе...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
«Приёмы формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха явл...
Сборник учебных ситуаций по формированию жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью разными средствами двигательной активности.
Обзор направлении работы по формированию жизненных компетеций в соответствии с ФГОС.Подбор игр, упражнений, учебных ситуаций для формирования жизненных компетенций....
Мониторинг уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы
В мониторинге представлен инструментарий проведения, который состоит из семи методик с критериями оценивания. такхе представлена сводная таблица показателей уровня сформированности читательской ...
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на занятиях в театральном кружке
Доклад на тему «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на занятиях детского объединения «Театральный»....