Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на занятиях в театральном кружке
материал
Доклад на тему «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на занятиях детского объединения «Театральный».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на занятиях детского объединения «Театральный».
Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и её формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополнительного образования обучающихся.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка является театрализованная деятельность. Театр - демократичный и доступных вид искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и так далее.
Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей и приносящей ребёнку радость. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает все стороны личности ребёнка и отвечает специфике развития его психических процессов. Всё это говорит об её широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе.
На занятиях в детском объединении «Театральны» применяются такие формы, как занятие - спектакль, занятие – праздник, занятие - конкурс. Эти формы работы апробированы на практике и дают положительные результаты по развитию коммуникативных компетенций обучающихся.
Эффективной и продуктивной формой для проведения занятий является занятие - спектакль. Использование на занятиях художественных произведений отечественной и зарубежной литературы обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны автора произведения. Наряду с формированием активного словаря формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что обучающиеся получают удовлетворение от такого вида работы, повышается мотивация к изучению литературы. Обучающиеся становятся соавторами спектакля, выбирают интересное произведение для театрализации. Иногда подготовка спектакля длится несколько занятий, а иногда от идеи до воплощения проходит всего одно занятие.
Занятие - праздник. Эта форма является весьма интересной и плодотворной. Дети всегда ждут праздника: Новый год, День рождения, 8 марта и так далее. И самым главным критерием является атмосфера. Убранство помещений и города, подарки и конкурсы, нарядная одежда и тому подобное. Занятие - праздник требует предварительной подготовки, но полученный результат всегда будет положительным. Занятие - праздник расширяет знания обучающихся о традициях и обычаях, существующих в нашей стране, а также других странах, развивает способности к общению, позволяющие участвовать в различных ситуациях.
Работа в команде помогает формированию у обучающихся речевой компетентности, позволяет сформировать навыки общения не только в театральной деятельности, но и в повседневной жизни, даёт возможность обучающимся проявить личностные качества в коллективном творческом деле.
Применение своих знаний и навыков, полученных при освоении дополнительных образовательных общеразвивающих программ, в реальных жизненных ситуациях (или максимально приближенных к ним) всегда было актуально и являлось одной из задач образования.
Организация обучения.
Основными формами организации работы является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Очень большое значение при этом имеет организация творческого процесса, предусматривающая сочетание приемов драматизации и инсценирования, представленных по следующим этапам:
- Выбор спектакля.
Обсуждение темы спектакля, его названия, списка действующих лиц, творческий конкурс на лучший сценарий или стихи.
- Чтение сценария.
Чтение драматизируемого текста, прослушивание образцов чтения ролей в исполнении педагога, беседа о характере персонажей и способах их передачи при чтении.
- Просмотр спектакля.
Выполнение интонационных упражнений, отработка выразительного чтения ролей, выполнение творческих заданий (передать какую-либо мысль другими словами, описать какой-либо персонаж от лица другого персонажа и так далее), передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации, разыгрывание ролей по прочитанным текстам, импровизация.
- Распределение ролей и постановка спектакля.
Выполнение творческих проектов (написание песен об одном из героев, написание стихов о каком-либо аспекте сюжета, написание статьи о действующих лицах, сюжете и так далее).
- Демонстрация спектакля.
Представление спектакля одноклассникам, другим обучающимся школы, учителям, родителям и так далее.
Для большинства учащихся 10-13 лет театр – это продолжение их ролевых детских игр, они сохраняют привлекательность для обучающихся на данных этапах обучения.
Понимание драматизации как игры обязывает педагога дополнительного образования не вторгаться в творческий процесс с исправлением ошибок, не делать замечаний по поводу поведения участников театра, а позаботиться о создании необходимого уровня подготовки обучающихся, подобрать материал, способный вдохновить их, помочь понять его, научить импровизировать, распределить роли в соответствии с интересами детей, организовать подготовку необходимых атрибутов драматизации. Последние имеют немаловажное значение в создании благополучной сценической и игровой атмосферы, так как будят воображение ребёнка, подсказывают ему верное поведение, придают особую привлекательность коммуникативной деятельности. В распределении ролей необходимо учитывать актерские возможности обучающихся: одни произносят реплики, другие – пантомимические роли, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Могут назначаться дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех её участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции путём арттерапевтических технологий нетрадиционного рисования, театральной деятельности детей с ОВЗ
документ содержит отчёт по теме самообразования, включает понятия о нетрадиционных способах рисования...
Профессиональный педагогический проект "Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС"
Актуальной педагогической проблемой, «блокирующей» качество математического образования в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, выстроить логичный от...
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС
Коммуникативная компетенция связана со знанием языков. Содержание математики фактически описано несколькими языками: символьным, графическим, языком математических моделей, словесным описанием понятия...
«Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях логопедической коррекции»
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с УО (ИН)
Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с УО (ИН)Цель:ознакомить с понятием «коммуникативных компетенций» и приемами работы по формированию коммуникативных умений.Ауди...
«Портрет выпускника начальной школы. Формирование коммуникативных компетенция у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)»
В материале предствлен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций детей с ОВЗ, через проектную деятельность....