Сборник учебных ситуаций по формированию жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью разными средствами двигательной активности.
учебно-методическое пособие по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Обзор направлении работы по формированию жизненных компетеций в соответствии с ФГОС.
Подбор игр, упражнений, учебных ситуаций для формирования жизненных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сборник учебных ситуаций | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник учебных ситуаций по формированию жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью по предмету «Физическая культура»
Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для учащихся школ VIII вида, т.к. для ребёнка с умственной отсталостью, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.
Изменения, проходящие в современном обществе, требуют от учителя применения более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни.
Социальная адаптация и ориентация детей с нарушением интеллекта существенно затруднена в силу ограничений, наложенных нарушением познавательной деятельности. Дети с умственной отсталостью не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и физических задач. Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено особенностями данной категории детей с умственной отсталостью такими, как: неадекватная самооценка, низкие автономность и социальная активность, неспособность переносить усвоенные знания и навыки из одной ситуации в другую. Поэтому педагоги специальных (коррекционных) школ VIII вида должны заниматься формированием жизненно важных компетенций, которые помогут умственно отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду. Цель работы учителя – достижение каждым ребёнком с нарушением интеллекта максимально возможного для него уровня умелости. В работе учителя в формировании жизненных компетенций, у данной категории обучающихся, выделяются следующие направления:
- Овладение ребёнком с ОВЗ основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
- Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Стремления к максимально возможной для данного ребёнка физической независимости.
Физическая культура - знания о здоровье и практика здорового образа жизни, физического совершенствования
Содержательные линии | Результаты |
Овладение основными представлениями о собственном теле | Знание основных частей тела. Знание о значение укрепления костно-мышечной системы человека. Выполнение доступных упражнений, направленных на укрепление костно-мышечной системы (упражнения на развитие правильной осанки, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, общеразвивающие и коррегирующие упражнения и т.д.). Овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями организма основными двигательными качествами: сила, ловкость, быстрота, вестибулярная устойчивость. |
Овладение представлениями о возможностях и ограничениях физических функций | Представление о влиянии физической культуры на организм: значение ходьбы, спортивных игр, гимнастических упражнений и т.д. для укрепления здоровья человека. Представление о двигательном режиме и соблюдение его основных правил. Владение навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений. Знание и соблюдение правил технике безопасности при выполнении физических упражнений. |
Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью и независимостью | Осознание связи между физическими нагрузками и телесным самочувствием (усталость и появление болевых мышечных ощущений после физических нагрузок). Осознание значения подготовительных упражнений (разминки) для формирования положительного настроя к занятиям по физической культуре и сглаживания негативных самоощущений. |
Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами | Овладение гигиеническими навыками при выполнении физических упражнений. Соблюдение режима питания и сна. Осознание значение здорового образа жизни как одного из условий поддержания физической и творческой активности человека. |
Овладение умениями включаться в доступные и показательные ребенку подвижные игры и занятия на свежем воздухе | Овладение музыкально-ритмической деятельностью в процессе выполнения доступных упражнений с предметами; танцевальных и ритмико-гимнастических упражнений; игр под музыку. Организация и участие в подвижных играх, известных ученикам. Участие в занятиях на свежем воздухе. |
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств | Контроль самочувствия во время выполнения физических упражнений (рассказ о самоощущениях, измерение частоты сердечных сокращений). Отслеживание продвижения в росте физической нагрузки и в развитии основных физических качеств. |
Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные возможности | Способность взаимодействовать и устанавливать межличностные контакты во время проведения эстафет, подвижных и спортивных игр. Способность рассказывать о своих ощущениях, возникающих в процессе и после выполнения физических упражнений. Понимание инструкций для участия в играх и по выполнению физических упражнений. Способность рассказывать о правилах организации игр под музыку, подвижных и спортивных игр. |
Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности легкая атлетика (ходьба, бег, прыжки), гимнастика, подвижные и спортивные игры | Интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности. Получение удовлетворения от занятий физической культурой. |
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с умственной отсталостью как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с умственной отсталостью можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку – может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
К основным методам формирования компетенции относятся: сюжетно-ролевые игры, беседы, практикумы, экскурсии, проектная и исследовательская деятельность обучающихся.
Одним научением, подражанием и повторением социально - бытовая адаптация, у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни.
Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни. Сюжетно-ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.
Дети играют в игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному. Поэтому указание на сюжет еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание. Во время игры важно поставить ребёнка в ситуацию выбора и рассмотреть различные способы принятия самостоятельного решения, а далее следует обсуждение и показ положительных действий с разъяснением его смысла. В ходе игровой деятельности обучающиеся учатся моделировать различные ситуации, расширяя их социальный опыт.
Формирование высших психических функций (представления и воображения) через коррекционные подвижные игры у обучающихся с ОВЗ
Воображение является неотъемлемым компонентом всех видов человеческой деятельности. У детей с психофизическими недостатками процесс, представления и воображения затруднен в силу особенностей их развития. Вследствие чего возникает необходимость целенаправленной коррекционной работы.
Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию, подражанию и воображению, выполнению.
Подвижная игра: «Ехали медведи на велосипеде»
Дети имитируют движения зверей из сказки К. И. Чуковского.
«Укрась ёлку»
Дети выбирают из предложенных вариантов ёлочные украшения и украшают нарисованную ёлку.
Йога
Дети повторяют упражнения за учителем под музыку.
«Кораблик»
Для игры необходимо небольшое одеяло – корабль.
Все дети являются матросами, а один ребенок – капитаном. Он любит свой корабль и верит в своих матросов.
Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу: быть в центре корабля и в момент сильной качки громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», «Стоп машина!» и «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов.
Затем все берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль.
По команде ведущего «Буря!» качка усиливается.
Капитану напоминают о его задаче.
Как только он громким голосом прокричит все команды, корабль спокойно опускается на пол и матросы забираются на одеяло – корабль спасен.
Если капитан внимательно слушал задание, он с легкостью справится с ним и спасет свое судно.
«Фантазёры»
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.). Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый интересный образ.
Каждый обучающийся старается придумать свой образ, фигуру.
Игра Бочче, как средство коррекции физических недостатков у детей с ОВЗ и социализации в обществе
Содержание, форма и методические особенности позволяют рассматривать подвижную игру в качестве одного из важнейших средств физического воспитания. Это средство становится эффективным игровым методом коррекции физических недостатков данных школьников. «Игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры при выполнении любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску, привлекают занимающихся детей эмоциональностью, доступностью, разнообразием, состязательным характером.
Значение игры кроется в физиологической сущности координации, которая заключается в согласовании деятельности отдельных органов в целостном акте.
Овладение навыками игры в бочче, посредством коррекции координационных способностей детей с ОВЗ обеспечивает развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно-временных отношений; развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом воздействия руками на шар (при подаче).
Игра развивает быстроту сложных реакций, зрительной ориентировки, точности движений, наблюдательности, мышления.
Важность взаимодействия: Групповые игры для развития социальных навыков
Взаимодействие в группе играет ключевую роль в формировании социальных навыков у детей, в том числе у тех, у кого есть ограниченные возможности. В этом блоге представлю несколько увлекательных активностей, способствующих развитию социальных навыков.
1. Круговые игры с мячом:
Круговые игры с мячом поддерживают взаимодействие и общение. Дети передают мяч друг другу, что стимулирует командный дух и развивает социальные навыки.
Практический совет:
Задайте вопросы, которые требуют обсуждения, при передаче мяча, чтобы стимулировать коммуникацию.
2. Музыкальные игры в круге:
Музыкальные игры в круге, где дети следуют музыке, обучают взаимодействию в коллективе. Это помогает развивать внимание и координацию движений.
Практический совет:
Добавьте элемент совместного танца или импровизации для стимулирования творческого взаимодействия.
3. Соревнования в команде (эстафеты):
Организуйте соревнования, в которых дети работают в командах. Это не только развивает социальные навыки, но и учит сотрудничеству и поддержке друг друга.
Практический совет:
Включайте разнообразные виды соревнований, чтобы каждый ребенок мог проявить свои сильные стороны.
Групповые игры являются мощным инструментом для развития социальных навыков у детей. Помимо обучения взаимодействию, эти активности создают положительную атмосферу и поддерживают формирование дружеских отношений.
Игры на улучшение концентрации: Эффективные методы для детей с ОВЗ.
Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями – это важный аспект их обучения. В этом разделе рассмотрим игры, специально разработанные для улучшения концентрации и устойчивости внимания у детей с ограниченными возможностями.
1. Пазлы и головоломки:
Пазлы и головоломки предоставляют отличные возможности для улучшения внимания. Выбирайте изображения, соответствующие интересам детей, и подбирайте сложность задачи под их уровень подготовки.
Внимание ребенка улучшается, когда он видит, что его усилия приводят к завершению задачи. Поощряйте их достижения.
2. Игры с карточками:
Различные игры с карточками, такие как Матчи, Мемори и карточные игры с заданиями, требующими запоминания, помогают развивать концентрации.
Поддерживайте атмосферу позитивности и сотрудничества во время игр, чтобы усилить внимание детей.
3. Игры на внимание и скорость реакции:
Простые игры, где необходимо быстро реагировать на определенные сигналы, развивают устойчивость внимания. Это может быть игра с мячом или флажками.
Адаптируйте игры под индивидуальные потребности детей, чтобы обеспечить их комфорт и успех.
4. Игры на улучшение памяти:
Создайте игры, направленные на улучшение памяти. Это могут быть игры с последовательностью действий, ассоциативные картинки или игры на запоминание.
Варьируйте форматы игр, чтобы обеспечить разнообразие в подходе к развитию памяти.
Игры, специально созданные для улучшения концентрации, не только помогают детям с ограниченными возможностями развивать свои навыки, но и создают увлекательную и поддерживающую обучающую среду. Активности, спроектированные с учетом индивидуальных потребностей, могут иметь значительный положительный эффект на развитие внимания.
Спортивные игры и тренировки: Методы развития координации движений
Развитие координации движений является ключевым элементом в физкультурном образовании детей. Рассмотрим методы и идеи для учителей по включению спортивных игр и тренировок в школьные занятия, способствуя улучшению координации движений у учащихся.
1. Баскетбольные упражнения:
Баскетбол предоставляет идеальные возможности для развития координации движений. Упражнения, такие как дриблинг, метания в корзину и командные игры, улучшают точность движений и восприятие пространства.
Варьируйте высоту корзины и используйте мячи разных размеров для адаптации под уровень учащихся.
2. Прыжки с скачками:
Включение упражнений на прыжках, таких как прыжки вперед, в стороны и вверх, помогает развивать координацию и равновесие.
Начинайте с простых упражнений и постепенно усложняйте, адаптируя под уровень класса.
3. Футбольные дриблинги:
Упражнения с футбольным дриблингом требуют точности и скоординированных движений. Проведение мини-тренировок на дриблинг и малые игры улучшает навыки управления мячом.
Разделите класс на группы и проведите соревнования по дриблингу, стимулируя сотрудничество.
4. Гимнастические упражнения:
Упражнения из гимнастики способствуют развитию координации и гибкости. Включайте элементы прыжков, вращений и равновесия в уроки.
5. Волейбольные игры:
Волейбол отличается динамичностью и требует точных движений. Учите детей правильной технике и включайте мини-турниры в рамках уроков.
Спортивные игры и тренировки являются неотъемлемой частью обучения в школе.
Игровые активности на открытом воздухе: Развиваем общую моторику у детей с ОВЗ.
Для детей с ограниченными возможностями важно создавать игровые активности, способствующие развитию общей моторики. Рассмотрим несколько веселых и доступных занятий на открытом воздухе, которые помогут развивать физические навыки.
1. Пробежки с перекатами:
Вмешиваясь в радость бега, создайте зону, где дети могут не только пробежать небольшую дистанцию, но и сделать несколько веселых перекатов. Это развивает не только общую моторику, но и силу тела.
Практический совет:
Сделайте дорожку для перекатов с использованием мягких матов или покрывал. Обеспечьте безопасность и позитивный опыт.
2. Прыжки через лужайку:
Создайте игровую зону с разметкой, где дети могут попрыгать через выделенные линии. Эта активность развивает координацию движений и помогает улучшить физическую активность.
Практический совет:
Используйте яркую разметку или цветные ленты, чтобы сделать активность визуально привлекательной.
3. Игра в "Человека-мяча":
Организуйте командную игру, где дети передают друг другу мяч, стараясь при этом избежать попадания в "человека-мяча". Это развивает координацию и силу рук.
Практический совет:
Выберите мячи разных размеров и текстур для разнообразия тактильных ощущений.
4. Паркрус для детей:
Создайте адаптированный паркрус, включая простые препятствия, через которые дети могут преодолевать. Это улучшит координацию, равновесие и силу.
Практический совет:
Обеспечьте безопасные поверхности, на которых дети могут выполнять упражнения.
5. Веселые соревнования на велосипедах:
Организуйте соревнования на велосипедах с простыми преградами и заданиями. Это стимулирует физическую активность и развивает общую моторику.
Практический совет:
Подготовьте преграды в зависимости от уровня подготовки каждого ребенка.
Простые инструменты для развития координации
Использование простых и доступных инструментов может быть эффективным методом для развития координационных способностей. Вот несколько простых идей:
1. Мягкие мячи:
Мягкие мячи – отличные инструменты для упражнений, которые развивают координацию. Метание, ловля и передача мячей обучают точности движений и улучшают моторику.
2. Подушки для баланса:
Подушки для баланса предоставляют стабильную платформу для упражнений на балансирование. Дети могут стоять на них или использовать во время сидения, улучшая координацию и равновесие.
3. Цветные ленты:
Цветные ленты, прикрепленные к палочке, создают визуальный стимул и могут использоваться для различных движений. Дети могут следить за лентой, улучшая при этом свою координацию глаза и руки.
4. Пазлы с крупными деталями:
Работа с пазлами с крупными деталями способствует развитию моторики рук и глаза, а также улучшает координацию движений.
5. Плавательные обручи:
Плавательные обручи, используемые вне воды, могут служить отличным инструментом для выполнения разнообразных упражнений, способствующих развитию координации.
Преимущества простых инструментов:
• Доступность: Простые инструменты легко доступны и не требуют сложной подготовки.
• Универсальность: Их можно адаптировать под разные уровни навыков и потребности каждого ребенка.
• Веселье и игровой аспект: Дети часто воспринимают такие упражнения как игру, что стимулирует активное участие и интерес.
Использование этих простых инструментов может сделать процесс развития координации у детей доступным и приятным.
Игры и упражнения для развития координационных способностей
Обучающиеся с ОВЗ часто сталкиваются с особыми вызовами, включая ограничения в координационных навыках. Однако, разнообразные и адаптированные упражнения могут оказаться не только полезными, но и веселыми для поддержки развития координации.
1. Игры с мягкими мячами:
Игры с мягкими мячами могут быть эффективным средством развития координации и моторики. Позвольте детям практиковать ловлю, метание и передачу мячей, создавая при этом безопасное и веселое пространство.
2. Адаптированные паркрсы:
Паркрсы, адаптированные под индивидуальные потребности, предоставляют возможность для развития координации через преодоление препятствий и выполнение различных физических упражнений.
3. Танцы и ритмические движения:
Танцевальные занятия и ритмические движения способствуют развитию координации и улучшают моторику. Это может быть веселым способом включения в физическую активность.
4. Балансные упражнения:
Простые балансные упражнения, такие как ходьба по линии или балансирование на одной ноге, помогают улучшить координацию и сенсомоторику.
5. Водные занятия:
Водные занятия обеспечивают нежный и приятный подход к развитию координации. Плавание, игры в воде и простые упражнения могут быть особенно благоприятными.
Важно создавать адаптированные и поддерживающие условия для занятий, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка. Игровой и творческий подход к физической активности может не только способствовать развитию координации, но и создать позитивный опыт для детей.
Традиционные и инновационные методы на уроках физкультуры для детей с ОВЗ
Интеграция инноваций на уроках физкультуры для детей с ограниченными возможностями может быть успешной и без использования информационно-коммуникационных технологий. Давайте рассмотрим, как традиционные методы могут эффективно сочетаться с инновационными подходами.
1. Игры и забавы с помощью адаптаций:
Использование традиционных физкультурных игр, адаптированных под индивидуальные возможности каждого ребенка. Это может включать в себя изменение правил, использование специализированных оборудований или поддержку со стороны помощников.
2. Индивидуальные фитнес-программы:
Разработка индивидуальных фитнес-программ, ориентированных на конкретные потребности каждого ученика. Это могут быть упражнения, направленные на укрепление определенных групп мышц.
3. Адаптированные спортивные мероприятия:
Организация специальных спортивных мероприятий, где каждый участник может подобрать вид спорта, соответствующий его возможностям. Это может быть внутришкольный турнир по адаптированным видам спорта.
4. Групповые активности с ориентацией на взаимопомощь:
Фокус на групповых занятиях, где взаимопомощь и поддержка играют важную роль. Ученики могут выполнять упражнения в парах или в группах, стимулируя командный дух и социализацию.
5. Тематические занятия и экскурсии:
Организация тематических занятий и экскурсий, например, занятий на открытом воздухе, где ученики могут взаимодействовать с окружающей средой и природой.
Преимущества традиционных методов:
• Укрепление физического и социального развития через традиционные формы физкультуры.
• Адаптация поддерживающих мероприятий, ориентированных на потребности каждого ребенка.
• Содействие социализации и включению в учебный процесс без использования современных технологий.
• Сосредоточение на уникальных потребностях и возможностях каждого ребенка, поддерживая их самостоятельность и активное участие.
Олимпиада возможностей: Специальные игры для детей с ОВЗ как средство социализации
Дети с ограниченными возможностями часто сталкиваются с трудностями в процессе социализации, и специальная олимпиада предоставляет уникальные возможности для поддержки их развития в инклюзивной среде. Специальная Олимпиада способствует социализации и положительно влияет на участников.
1. Создание безбарьерной среды:
Специальная олимпиада предоставляет возможность создать среду, полностью адаптированную для потребностей каждого ребенка. Это включает в себя не только физическую доступность, но и психологическое комфортное пространство.
2. Поддержка эмоционального развития:
Участие в специальных играх помогает детям с ограниченными возможностями развивать эмоциональную стабильность и самооценку. В ходе олимпиады они испытывают радость от достижений и поддержку окружающих.
3. Спортивные и социальные навыки:
Олимпиады поощряют развитие как спортивных, так и социальных навыков. Дети изучают важность командной работы, уважения к соперникам, а также собственные возможности в сфере физической активности.
4. Развитие дружбы и взаимопомощи:
Инклюзивные мероприятия создают благоприятные условия для формирования дружбы между детьми с разными потребностями. Они учатся взаимопониманию, поддержке и важности того, чтобы каждый участник олимпиады чувствовал себя ценным членом сообщества.
5. Повышение осведомленности и поддержки:
Олимпиады для детей с ограниченными возможностями также играют важную роль в повышении осведомленности об их потребностях в обществе. Это способствует формированию более поддерживающей атмосферы как в образовательных учреждениях, так и в обществе в целом.
Специальные олимпиады становятся не только площадкой для физической активности, но и мощным инструментом социализации, способствующим укреплению самооценки и общественной интеграции детей с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии
Делюсь своим опытом эффективных упражнений и игр, которые применяю в своей работе с детьми, имеющими ментальные ограничения.
1. «Цветные коврики». Разноцветные коврики раскладываются на полу, и каждый цвет соответствует определенному упражнению. Например, красный — прыжки, синий — ходьба на месте. Это не только развивает координацию, но и добавляет элемент веселья.
2. «Путеводитель по пространству». Эта игра способствует развитию ориентации и координации. Устанавливаются различные "станции" с упражнениями в разных уголках спортивного зала, и дети перемещаются от одной к другой, выполняя задания. Отличный способ вовлечь их в пространство и разнообразить тренировки.
3. «Мягкие мячи с заданиями». Подготовьте мягкие мячи с заданиями на каждом. Дети подбрасывают мяч друг другу, выполняя задание, которое находится на нем. Это разнообразие упражнений способствует развитию моторики и координации.
4. «Баланс на одной ноге». Упражнение на баланс часто привлекает внимание. Дети делают попытки стоять на одной ноге, а затем переходят к усложненным заданиям. Это не только полезно для развития координации, но и улучшает общую стабильность.
Помните, каждый ребенок уникален, и важно адаптировать упражнения под его потребности.
Езда на велосипеде, как средство укрепления здоровья у детей ОВЗ
Практика использования велосипедов на занятиях, наблюдаются следующие результаты:
Повышение эмоциональной и мотивационной сферы.
Регулярное катание положительно влияет на эмоциональное состояние, улучшает настроение и общее самочувствие, а также езда придает заряд энергии бодрости. Все это способствует укреплению нервной системы.
Поездки на велосипеде повышают мышечный тонус.
Катаясь, дети тренируют мышцы ног, груди, спины, рук и живота одновременно. Повышается мышечный тонус и улучшается физическая форма.
Поездка на велосипеде снижает стресс.
В процессе катания в организме вырабатывается гормон счастья. Вдобавок к этому, во время занятия, выравнивается дыхание, что способствует приведению мыслей и чувств в порядок.
Поездки укрепляют сердечно-сосудистую систему.
Катаясь на велосипеде, дети подвергают себя кардионагрузкам, способствующим укреплению сердечной мышцы, повышению тонуса сосудов и снижению уровня холестерина.
Езда на велосипеде улучшает снабжение клеток кислородом.
Во время катания на велосипеде кровь интенсивно обогащается кислородом, поступающим к клеткам головного мозга и жизненно важных органов организма.
Поездки на велосипеде улучшает выносливость.
Благодаря регулярным поездкам на велосипеде повышается общая выносливость организма, стабилизируется эмоциональный фон.
Поездки на байке улучшают кровообращение.
Нормальная частота сердечных сокращений у здорового человека – 65-70 раз в минуту, но во время велопрогулок она немного снижается, что позволяет сердцу работать в более эффективном режиме. Благодаря этому улучшается кровообращение и снижается риск развития всевозможных сердечных заболеваний.
Катание улучшает мыслительные способности.
В процессе езды на велосипеде приток крови и кислорода к мозгу существенно увеличивается, что активизирует действие рецепторов и способствует созданию новых мозговых клеток в гиппокампе – области, отвечающей за память. Недаром многие творческие люди используют велопрогулки для стимулирования мышления.
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы. Чтобы развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Виды работы:
Шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
Застегивание пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка).
Бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хвосте у павлина, и лепестки цветика-семицветика.
Массажные мячики. Для массажа и самомассажа кистей рук, катая его в ладони разными способами, подбрасывая и ловля. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук темпо-ритмическую сторону речи.
Нанизывание колец. Для этого понадобится прочная лента и различные кольца.
Манипуляция с мелкими игрушками. Выстраивая их по росту, размеру, цвету, перебирая, рассматривая их, давать название.
Закручивание и раскручивание болтов и гаек. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности, и работа эта должна осуществляться строго под контролем.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ОВЗ, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Развитие общей моторики у детей ОВЗ.
Общая моторика — это двигательные навыки, необходимые ребенку для полноценного физического и умственного развития. Способности формируются с раннего возраста посредством простых упражнений, домашнего труда, подвижных игр и активных спортивных занятий.
Игры и упражнения на баланс и равновесие
Балансирование – один из сложных и важных навыков, освоить который детям помогут разнообразные занятия.
Например: Удерживать равновесие, проходя по доске, положенной на пол, по низкой скамеечке, по канату.
Закрыть глаза и как можно дольше стоять на одной ноге, удерживая баланс.
Игра «Замри-отомри». Пытаемся устоять в случайной позе при команде «Замри» и расслабляемся при команде «Отомри».
Игра «Удержи мешочек». Ребёнок становится ровно и на голову кладётся мешочек с песком или чем-то мягким. Задача – удержать мешочек на весу как можно дольше.
Игра «Болото». Дети проходят по кочкам (пластинам, положенные на пол). Задача не наступать мимо кочек.
Упражнения «Паучок», «Червячок», «Крабик»
Хорошая разминка и отличный способ развивать крупную моторику – изображать движения насекомых и животных.
В упражнении «Паучок» передвигаемся по полу как паучки – для этого надо сесть на пол, руками упереться в пол за спиной, а ноги согнуть в коленях. Ползаем, опираясь на ступни и ладошки.
В упражнении «Червячок» ползаем, не используя рук и ног, извиваясь на полу.
Чтобы выполнить упражнение «Крабик», садимся на пол, сгибаем ноги в коленях, упираемся ладонями и ступнями в пол и двигаемся боком.
При помощи этих упражнений можно укреплять мышцы и сформировать двигательные и социальные навыки.
Заключение: развивая жизненные компетенции ребёнка, получаем следующие результаты по позициям:
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16532144","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...
«Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности».
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками напра...
Презентация " Формирование жизненных компетенций у обучающихся через различные виды внеурочной деятельности"
Презентация для учителей, работающих в коррекционных школах 8 вида. Цель презентации: обмен опытом по формированию жизненных компетенций у уащихся с умственной отсталостью через различные виды в...
«Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях логопедической коррекции»
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...
Включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в активное взаимодействие с окружающим миром
Познавательная активность ребенка зависит от многих факторов, в том числе от уровня общей активности и особенностей его опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми. У ребенка с особенностями раз...
Мониторинг уровня сформированности читательской компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-4 классы
В мониторинге представлен инструментарий проведения, который состоит из семи методик с критериями оценивания. такхе представлена сводная таблица показателей уровня сформированности читательской ...
- Мне нравится (1)