«Приёмы формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
консультация (3 класс)

Барышникова Наталья Васильевна

Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха является общение – процесс обмена информацией

    В последние годы мы как педагоги и родители с тревогой отмечаем, что многие дети испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Особого внимания в этом плане требуют дети с умственной отсталостью. Они, как никто другой, испытывают значительные трудности при формировании общения, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunitkativnye_navyki.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования коммуникативных навыков у обучающихся во  внеурочное время.

     Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха является общение – процесс обмена информацией

    В последние годы мы как педагоги и родители с тревогой отмечаем, что многие дети испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Особого внимания в этом плане требуют дети с умственной отсталостью. Они, как никто другой, испытывают значительные трудности при формировании общения, речи.

    Успешность подготовки их самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально трудовой деятельности, но и от уровня    сформированности  коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием не только успешности в учебной деятельности, но и важнейшим направлением социально – личностного развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитие.

     При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь, развивать:

-   способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

-   умение концентрировать внимание и  реагировать на обращение окружающих;

-    восприятие речи;

-   умение подражать;

-   умение соблюдать очередность в разговоре;

-   умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому (или сообщать информацию невербальными средствами)

Непосредственная работа по формирование  коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе внеурочной деятельности и на внеклассных мероприятиях с помощью игровых приемов.

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

«Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталости»

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

  • обращайтесь по имени;
  • занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
  • используйте тактильное прикосновение

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

  • всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
  • не возникает ли желание его перебить?
  • не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
  • проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

  • исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
  • обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
  • постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

  • как часто вы улыбаетесь детям;
  • способны ли вы смеяться вместе с детьми;
  • как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

6. Учитесь видеть себя со стороны:

  • чаще анализируйте собственную деятельность;
  • стремитесь ставить себя на место ребенка;
  • развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

7. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

  • быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
  • ясно и понятно излагать доводы детям;
  • проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

8. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

  • требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
  • наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
  • оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
  • возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
  • предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
  • вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

9.Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

  • предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
  • ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
  • выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
  • разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

10. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

  • непонимание психологической ситуации, настроения детей;
  • недостаточная саморегуляция;
  • несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: Формирование временных представлений у учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с...

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...

Развитие коммуникативно-речевой компетенции у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  посредством  применения программно-дидактического комплекса ЛОГОМЕР, МЕРСИБО РИТМ

laquo;Логомер» — это индивидуализированная цифровая образовательная среда для кабинета логопеда и дефектолога.  Игры Мерсибо можно использовать в коррекционной деятельности прак...

Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах

Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, ул...